СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сбережение на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья-это выступление на тематическом педагогическом совете в лицее. В выступлении отражен опыт работы по здоровье сбережению и технологии здоровье сбережения применяемые на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье сбережение на уроках физической культуры»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 28»

г. Новосибирска



Здоровье сбережение на уроках физической культуры

(выступление на педагогическом совете)


Цель нашей  профессиональной деятельности как учителей физической культуры -  укрепление и сохранение здоровья обучающихся средствами физической культуры. По сути, сам урок физической культуры является здоровье сберегающим. Это урок, где обучающиеся могут разгрузиться, не только физически, но и эмоционально. Для успешного и безопасного процесса обучения необходимо использовать четко разработанные здоровье сберегающие технологии:


1. Соблюдение техники безопасности на уроках физической культуры.

Места занятий, форма одежды, погодные условия и возраст детей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к уроку физической культуры. Беспрекословное выполнение требований учителя, а также дисциплина на уроках физической культуры должны выполняться обязательно. Начиная новую тему на уроке, мы обязательно проводим инструктаж по технике безопасности. Также стараемся на каждом уроке обязательно обращать внимание на соблюдение правил техники безопасности. Иначе многие дети быстро забывают о правилах безопасности. Особенно это актуально, когда в спортивном зале на одном уроке занимаются 2 класса. Если кто-нибудь из учащихся грубо нарушает технику безопасности, мы проводим индивидуальные инструктажи. Если дополнительный индивидуальный инструктаж не помогает разговариваем родителями. Пример: Ученик 7в класс. В 6 классе были большие проблемы у данного ученика с соблюдением техники безопасности (пинал мячи, мог ударить одноклассника и т.д.). Пришлось прибегать к помощи классного руководителя и родителей. Сейчас пока ученик старается на уроках не нарушать правила и выполняет все требованиям предъявляемые на уроке физической культуры. На уроках физической культуры на данного ученика обращаем больше всего внимания, следим за его поведением.

2.Степень подготовленности физической и психологической должна соответствовать поставленной задаче.

Обучение всегда проходит по принципам «от простого - к сложному», «от теории к практике». Несоблюдение этих принципов недопустимо и может привести к травме. Для исполнения конкретного элемента ученик должен обладать определенными теоретическими знаниями и навыками, которые должны быть заблаговременно сформированы во время уроков. Например, прежде чем начать играть в баскетбол, мы сначала объясняем правила игры, технику выполнения отдельных элементов игры.

При этом мы используем обучающие видеофильмы. После этого приступаем к практическому изучению отдельных технических приёмов игры, используя различные подводящие упражнения. Только после всего вышеперечисленного мы переходим непосредственно к игре в баскетбол по упрощённым правилам. Роль родителей в этой сфере состоит в контроле за выполнением требований учителя (домашнего задания).

3. Технология психологической тренировки.

Дети, которые имеют хорошие физическое развитие и физическую подготовленность, к участию привлекаются к соревнованиям по различным видам спорта. Некоторым очень сложно выступать и показывать свои умения в соревновательных условиях. Неустойчивая детская и подростковая психика может влиять на результаты соревнований и приводить к неадекватному поведению во время соревнований. Поэтому стараемся бережно относиться к детям во время соревнований, чтоб не травмировать детскую психику. Особенно это касается учеников начальных классов. Иногда прибегаем к помощи родителей. При использовании этой технологии нам также приходится прибегать к помощи родителей для того, чтобы помогли настроить своего ребёнка для участия в соревнованиях. Часто родители таких детей вместе с нами находятся на соревнованиях. Например, учащаяся 4Г класса Д. Ю. хорошо тренирована и подготовлена к участию в соревнованиях. Несколько лет она занимается в цирковой студии. Но боязнь выполнить что-то неправильно приводим к срывам. Любая, даже незначительная ошибка, вызывает неадекватную реакцию (плач, при этом обвиняет себя во всех ошибках команды). Поэтому привлекая её в команду по весёлым стартам обратились к родителям. Во время соревнований мама находилась рядом со своим ребёнком. И это помогло контролировать её поведение во время соревнований. Ни в коем случае не ругать, а наоборот чаще хвалить даже если ребёнок выступил неудачно и допустил ошибки.

Для того что бы наши дети могли принимать участие в соревнованиях как во внутри школьных, так и рангом выше необходимо застраховать всех учащихся от несчастных случаев. Тем более если страховать целый класс, то страховка будет дешевле. Ребёнок может получить травму в любом месте, в том числе на уроках физической культуры и соревнованиях. С 1 сентября дети не будут допускаться даже на районные соревнования. Мы должны будем прилагать к заявке на участие в соревнованиях копию страховки.

4.Дозировка упражнений.

На уроках физической культуры необходимо правильно дозировать физическую нагрузку.  Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки обучающихся. У детей в классе разные физическая подготовленность и состояние здоровья. Поэтому выполняя одно и тоже упражнение детям даём различную нагрузку.

Уровень физического развития и подготовленности у всех детей разный. Одному ученику можно давать сложные упражнения так как его физическое развитие позволяет справляться с нормальными и повышенными нагрузками. А другому ученику нельзя так как его физическое развитие слабое и при выполнении определенных упражнений можно нанести вред его здоровью. Если не акцентировать внимание на этом, то дети воспринимают это нормально. Также необходимо обязательно учитывать противопоказания к выполнению определённых упражнений по состоянию здоровья. Особенно после травм позвоночника. Поэтому мы просим детей, родителей и классных руководителей, после болезни ребёнка, приносить нам копии справок после болезни. В определении нагрузки главным принципом для нас является принцип «не навреди».

5. Занятиях на свежем воздухе

Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из наших задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Мы опираемся на естественные факторы закаливания и при условиях хорошей погоды, часть уроков физкультуры проводим на свежем воздухе. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьной спортивной площадке, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, подвижные игры для начальных классов. И особенно лыжная подготовка.

В этом учебном году нам удалось провести больше уроков по лыжной подготовке. При проведении уроков по лыжной подготовке мы столкнулись с рядом проблем. Первая проблема – это спортивная форма. На такие уроки необходима определённая утеплённая форма. Но многие учащиеся решили, что можно заниматься в джинсах, белых рубашках и даже юбках. Особенно остро эта проблема стоит в старших классах. Иногда даже встречается и сопротивление родителей. Такая ситуация недопустима. Так как после уроков физической культуры, особенно на улице, необходимо переодеваться в сухую одежду, чтобы избежать простудных заболеваний. Поэтому мы хотим обратиться за помощью классным руководителям, что бы родителям объяснили, что школьная форма - это не спортивная форма.




Вторая проблема — это нежелание некоторых детей заниматься на уроках по лыжной подготовке. Приносят записки от родителей с просьбой освободить их ребёнка от занятий на лыжах. Один раз это допустимо. Но у некоторых таких записок набиралось по 8 - 10штук. А так как лыжная подготовка является обязательной и входит в программу, то необходимо посещать эти уроки. Дети и так мало времени проводят на свежем воздухе. А если есть противопоказания для занятий по лыжной подготовке, то необходимо принести справку от врача.


Здоровье сберегающие технологии используем не только на уроках, но и на внеклассных спортивных мероприятиях. Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

Главная цель внеклассной работы организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.

В лицее традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу, футболу, волейболу на первенство школы. Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей.

Для того, чтобы определить уровень физического развития ребёнка два раза в год, в сентябре и мае мы проводим мониторинг физического развития учащихся. Он включает в себя отслеживание функционального состояния и уровня физического здоровья учащихся, а также исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья.

Мониторинг физического развития предполагает исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья. Для этого используются в 1-4 классах 5 диагностических упражнения, в 5-11 классах - 6 диагностических упражнений оценки физической подготовленности учащихся.

Анализ уровня физического развития за последние 3 года показывает, что более половины наших учащихся имеет средний уровень физической подготовленности. Высокий уровень имеют в основном дети, которые дополнительно занимаются в различных спортивных секциях на регулярной основе. Но есть и много детей, которые имеют низкий уровень физического развития. Причиной этого является гиподинамия, т.е. малоподвижный образ жизни.

Для сохранения здоровья учащихся учителя физической культуры совместно с родителями должны использовать все доступные методики укрепления и восстановления здоровья.

Все ученики проходят медицинское обследование в районных поликлиниках. И можно сказать, учитель физкультуры и родители владеют информацией о состоянии здоровья ребенка. В 2021/2022 уч. году мы стали более внимательно относится к этому вопросу. После болезни учащиеся приносят нам копии справок из поликлиники. Зная диагноз, мы можем определять индивидуально физическую нагрузку для учащихся, которые перенесли какие-либо заболевания и находятся в стадии реабилитации. Нам важно не допустить изменений в сторону ухудшения здоровья.

Постоянно обращаемся к классным руководителям классов и родителям с просьбой своевременно информировать учителей физической культуры о проблемах со здоровьем у детей. Особенно это относится к детям, которые приходят в первый класс. Часто родители не сообщают классным руководителю и учителю физической культуры о проблемах со здоровьем у своих детей. В этом году было выявлено несколько таких случаев. В мед. картах, которые находятся в школе, не всегда можно увидеть заболевания, которыми страдает ребёнок. Например, такое заболевание как остеопороз в раннем возрасте не диагностируют. И малейшая нагрузка на опорно-двигательный аппарат приводит к травме. Поэтому сейчас мы обращаемся к учителям начальных классов проводить беседы с родителями для того, чтобы избежать травм на уроках физической культуры.

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности нас учителей физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.



Учитель физической культуры МБОУ Лицей № 28:______/Веснина Наталия Владимировна/

2021/2022 учебный год