СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье учащихся как основа эффективного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье учащихся - важный фактор успешного обучения, именно поэтому педагогу важно заботиться о здоровье своих учеников.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье учащихся как основа эффективного обучения»

«Здоровье учащихся

как основа эффективного обучения»

      Физическое развитие учащихся остается одним из важнейших показателей здоровья , поэтому практическое умение правильно оценить, развить его будет способствовать воспитанию последующего здорового поколения. В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Это, в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако внешние и внутренние факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения.  

      Состояние физического и психического здоровья школьников всегда стоит приоритетной задачей, которую пытаются решать ученые, методисты, психологи, педагоги не одно десятилетие.

     На данный момент мы можем наблюдать тенденцию снижения уровня здоровья учеников: состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает опасение. Большинство медицинских работников и педагогов оценивают состояние здоровья учащихся неудовлетворительным. К старшим классам здоровых школьников у нас остаётся 3%. У большинства современных детей и подростков диагностируют по 2–3 хронических заболевания. Однако только 45% родителей школьников озабочены тем, что школа подрывает здоровье их детей.

    Дети теряют здоровье из-за того, что мало двигаются, хотя движение им необходимо как воздух, это их физиологическая потребность. Именно поэтому уже в младшей школе у ребятишек сильно ухудшается зрение и портится осанка. А в средней и старшей школе от учебной перегрузки возникает третья «школьная» болезнь — гастрит.

    Программы, по которым сейчас учатся дети, в 40% случаев ориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как одарённых ребят примерно 6%, способных — 15%. То есть дети изначально не могут эти программы усвоить. В школах появляются всё новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого. Понятно, что нужен такой предмет, как обществознание (мы ведь хотим получить поколение ответственных граждан); и знакомство с мировой культурой — это прекрасно; и ОБЖ — нелишне. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объёме, что и раньше, и курс химии, физики, русского языка, географии… тоже. В результате рабочий день старшеклассника длится 12,5–14,5 часа. Чтобы выполнить всё, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остаётся времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна.

    Движение — естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения — причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом — обязательное условие здорового образа жизни. 

    Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы . Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно, для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба. 

     Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.

    Физическое развитие – это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.

    Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, питание учащегося), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.

     Мы провели антропометрические измерения учащихся  лицея в количестве 243 человек. Для этого использовали показатели роста, веса. Провели анализ питания учащихся, двигательной активности, высчитывая количество калории потребляемых детьми и количества шагов в течении всего дня. Разделили учащихся на три основные группы подвижности( малоподвижный – до 5 тыс шагов в сутки, среднеподвижный – до 10 тыс шагов, и подвижный образ – свыше 10 тыс шагов). 

    Для измерения роста и веса использовали данные медкомиссии проводимые раз в полгода в лицее врачом.  Данные количества потребляемых калории взяли из меню столовой, вся информация там расписана на неделю. Показатели количества шагов (двигательную активность) измеряли с помощью фитнесс браслета, который давал дополнительную информацию о качестве сна (продолжительность глубокого сна, и неглубокого сна). Через неделю наблюдении и анализа данных сделали следующие выводы: 

     Среди 39,8 % подростков отмечался малоподвижный образ жизни(до 5 тыс шагов), который имел непосредственное воздействие на их здоровье. Недостаточный объем физических нагрузок в образовательных учреждениях является фактором, снижающим физическое здоровье учащихся подростков. Выявили связь между двигательной активностью и качеством сна. Дети проходящие более 10 тыс шагов имели более качественный сон (продолжительность глубокого сна была больше чем у учеников с низкой двигательной активностью). Учащиеся потребляя одинаковое количество калории расходовали по разному. Организм с малоподвижным образом  жизни ежедневно оставлял до 120 грамм запаса в виде жира. То есть учащиеся имеющие склонность к полноте при малоподвижном образе жизни прибавляли в весе. Учащиеся подвижные (более 10 тыс шагов) имели меньше количества пропущенных уроков по итогам учебного года из за болезни.    

    Прослеживается устойчивая тенденция к ухудшению зрения за время обучения. Зрение дети сажают, часами смотря телевизор или сидя за компьютерами. Родители должны с раннего возраста следить за зрением своего ребенка, чтобы избежать неприятных последствий. Необходимо установить контроль над временем, проведенным у телевизора и компьютера, за качественным питанием с необходимым количеством витаминов, за своевременным лечением заболеваний глаз. Можно предложить учащимся поставить на компьютеры программы для снятия утомления с глаз.

     К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, а также нерациональный режим отдыха, неполноценное питание, неверно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля. Поэтому наблюдается нарушения осанки.

     Предупредить некоторые заболевания гораздо легче, чем лечить. Поэтому родители, сотрудники дошкольных и школьных учреждений, должны постоянно следить за формированием осанки у детей, за посадкой детей в классе с учетом зрения. Важно для формирования здоровья своевременное и полноценное питание, свежий воздух, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Так же одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми нужно обращать внимание на освещенность помещения. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.