СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации требований ФГОС"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Данные условия призваны формировать у подрастающего поколения мотивацию для ведения здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Здоровьесберегающая деятельность в условиях реализации требований ФГОС"»

Данилина Татьяна Александровна

КОУ ВО «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»



Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение понятия «здоровье»: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

По данным Минздравсоцразвития России, состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53%) имеют ослабленное здоровье; 2/3 детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; всего 10% выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых.

Согласно концепции ФГОС одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Данные условия призваны формировать у подрастающего поколения мотивацию для ведения здорового образа жизни.

Иными словами, школа должна стать территорией здоровья – территорией комплексной, последовательной и эффективной заботы работников образования о здоровье учащихся, а также грамотной заботы каждого ученика и учителя о собственном здоровье и благополучии окружающих людей.

На своих уроках я стараюсь большое внимание уделять созданию активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий.

В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов и приёмов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей. 

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная отличительная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.

А в целом же здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность принципов, приёмов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. 

Широкое использую технологию дифференцированного обучения, предполагающую выделение в классе четырех групп учащихся в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я концепции»:

- интеллектуально более развитые учащиеся, решая задания повышенной трудности, самореализуются в учебной деятельности и самоутверждаются в сообществе одноклассников;

- учащиеся, обладающие более низкими интеллектуальным потенциалом, справляясь с дифференцированными заданиями невысокого уровня сложности, избавляются от комплекса неполноценности. При этом все ученики успешно выполняют требования образовательных программ.

Также весьма продуктивным является использование тестов при проверке знаний учащихся (как правило, тестовые задания разноуровневого характера). Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.

Использование коллективных и групповых способов обучения помогает учащимся занять активную позицию, чувствовать себя более раскрепощенно, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников.

На формирование здоровья школьников влияют 8 основных факторов, связанных с образовательным процессом:

1. Объём учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников).

2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням.

3. Организационно-педагогические условия проведения урока:

- рациональность урока должна быть не менее 60%, не более 80%;

- количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7;

- продолжительность видов деятельности не более 10 минут;

- число видов преподавания не менее 3;

- наличие физической или эмоциональной разрядки;

- чередование позы ученика.

Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5 минут любого урока идёт привыкание к учителю предмета. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе, 20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на несколько минут наступает переутомление. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность заметно падает, и ещё больше снижен интерес к происходящему в классе.

4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации.

5. Психологический климат (преобладание положительного эмоционального климата).

6. Стиль педагогического общения (демократичный, гуманный).

7. Использование активных методов обучения.

8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер.

Не следует забывать, что в условиях реализации ФГОС ребенок должен быть обеспечен в течение дня двигательным режимом, куда следует отнести утреннюю зарядку, подвижные перемены, проведение динамического часа перед внеурочными занятиями.

Поэтому, чтобы наши школьники в условиях ФГОС были здоровы, необходимо придерживаться следующих принципов здоровьесберегающего обучения: ненанесение вреда, приоритет действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов, триединое представления о здоровье (единство психического, физического и духовно-нравственного здоровья), непрерывность и преемственность работы по здоровьесбережению, комплексный междисциплинарный подход к этой проблеме.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!