Здоровьесберегающее пространство школы как основа сохранения репродуктивного здоровья учащихся
Лысенко Ольга Александровна учитель биологии и химии;
Кара Нина Григорьевна. учитель физкультуры и биологии
Актуальность проекта
Одной из проблем современной действительности является неблагоприятная демографическая ситуация. Крайне острой остается проблема бесплодия, высокого уровня общей и младенческой смертности, постнатальной патологии.
Рождение здорового ребёнка зависит от многих факторов. Ведущим является здоровье обоих родителей, их наследственность, образ жизни, наличие вредных привычек. При этом, наряду с перечисленными факторами, всё более заметную роль играют социальные, экономические и экологические факторы.
В последние годы установлено, что в десятки раз возросла заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). Ежегодно. по данным Всемирной организации здравоохранения, регистрируется 333 миллиона новых случаев ИППП. Наибольший уровень ИППП зарегистрирован в наиболее активных репродуктивных возрастных группах: 20–29 и 30–39 лет.
Влияние ИППП на репродукцию человека проявляется наиболее ярко в том, что они способствуют передаче ВИЧ и ускоряют развитие СПИДа.
Негативная экологическая ситуация, использование продуктов питания, содержащих различные химические добавки, малоподвижный образ жизни, курение, употребление наркотиков, алкоголя, ранние и беспорядочные половые связи, заболевания передающиеся половым путем, все это сказывается на здоровье подрастающего поколения и на генофонде республики в целом.
Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физическом и психическом развитии, в первую очередь детей и подростков. В условиях неустойчивого развития экономики проблема здорового образа жизни населения приобретает социальную значимость.
Наиболее перспективным для сохранения репродуктивного здоровья населения является выделение в группу высокого риска подростков. Под репродуктивным потенциалом принято понимать возможность человека при вступлении в детородный возраст воспроизвести здоровое потомство.
Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.
Снижение риска развития репродуктивной патологии в данной группе наряду с экологическим мониторингом и оптимизацией социально-экономических условий позволит улучшить здоровье общества, а значит и положительно изменить демографическую ситуацию в стране.
Поэтому необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков и забота о нем – одна из главных задач школьного образования.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем больший процент ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. Особенно остро стоит проблема сохранения репродуктивного здоровья подростков, так как проблемы бесплодия, рождения ослабленных детей, рождения ВИЧ – инфицированных детей, зачастую связаны с недостаточным формированием здоровьесберегающей компетенции подростков в школе.
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
увеличение учебной нагрузки, ростом требований к уровню подготовки выпускников;
недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей.
В процессе взросления проявляются дополнительные факторы, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя и раннее начало половой жизни.
В настоящее время отмечается низкий уровень репродуктивных установок молодежи. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходим системный подход, единение взрослеющих детей и их родителей со специалистами различных структур и ведомств.
Актуальным стало формирование здоровьесберегающего пространства школы с целью сохранения репродуктивного здоровья учащихся. Проэкт предусматривает:
выявление и устранение тех факторов, которые сегодня влияют на заболеваемость подрастающего поколения;
изучение образа жизни школьника, умения рационально и с пользой для здоровья использовать время на труд и отдых;
пропаганда и стимулирование борьбы с вредными привычками;
проведение разъяснительной работы с учащимися по проблемам раннего начала половой жизни и заболеваний, передающихся половым путем.
Цели и задачи проекта
Цель:
создание благоприятных условий для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья учащихся, повышение их репродуктивного потенциала.
Задачи:
организация учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий;
расширение объема мероприятий по профилактике нарушения репродуктивного здоровья среди детей и подростков;
реализация идеи волонтерского движения подростков по формированию практических навыков здорового образа жизни у своих сверстников;
привлечение к сотрудничеству работников центра профилактики ВИЧ-инфекции, центра по планированию семьи, врача-нарколога и членов других общественных организаций;
формирование у каждого ребенка и подростка, их родителей чувства ответственности за состояние своего здоровья, в т.ч. и репродуктивного.
Реализации данного проекта предполагает формирование таких ключевых компетенций школьника:
здоровьесберегающей - понимание важности сохранения и укрепления своего здоровья, умения ответственно относиться к своим поступкам, понимание значения здорового образа жизни;
информационной - умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
коммуникативной - умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
самоорганизационной - умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
самообразовательной - готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Мероприятия по реализации проекта направлены на:
формирование “здоровых” социальных связей со сверстниками, членами семьи, одноклассниками; объединения по интересам путем вовлечения подростков в проектную деятельность, работу клубов, творческих коллективов; организацию и проведение массовых мероприятий и акций, развитие волонтерского движения и общественных объединений.
формирование ответственного отношения к здоровью, «моды на здоровье; вовлечение в занятия физкультурой и спортом, обучение навыкам здорового питания, позитивному мышлению, проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и разного рода зависимостей.
психо-сексуальное развитие личности, нравственное воспитание, профилактику инфекций, передающихся половым путем, подростковой беременности и абортов.
Нормативно-правовое обеспечение проекта:
- Конституция ДНР;
- Семейный кодекс;
- Конвенция о правах ребенка;
- Концепция ЗОЖ
Этапы реализации проекта:
I этап: ноябрь 2017 - май 2018 г.г. (подготовительный): аналитический обзор опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения; анализ работы школы в данном направлении. Разработка проекта с учетом проблем и потребностей общества.
Цель:
создание предпосылок функционирования школы как здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
приведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся.
обучение и начало деятельности активистов из числа учащихся;
организация работы классных руководителей.
II этап: сентябрь 2018 - май 2019 года (основной): реализация проекта по созданию здоровьесберегающей среды, его апробация и внедрение в школе. Поддержка, проведение и корректировка средообразующих мероприятий для школьников на школьном, поселковом уровнях.
Цель:
Задачи:
организация и проведение диагностик уровня и качества работы по сохранению здоровья учащихся;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация деятельности педагогического коллектива по формированию здоровьесберегающей среды;
развитие волонтерского движения учащихся.
создание Подросткового Клуба
III этап: 2019 2020 кч. год. Анализ проделанной работы. Формирование мотивированного, согласованного годичного цикла мероприятий по сопровождению здоровьесберегающей деятельности школьников на уровне школы, поселка.
Цель:
переход системы здоровьесбережения в режим функционирования.
Задачи:
организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся и профилактической работы;
отработка системы проведения мониторинга уровня здоровья учащихся школы;
формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся.
Ожидаемые результаты:
укрепление здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье;
улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;
налаживание эффективного межведомственного сотрудничества;
создание волонтерского движения подростков в школе, обучение их активным формам конструктивного общения, партнерских взаимоотношений, оказанию помощи сверстникам.
изменение восприятия проблемы педагогами, усвоение новых методов работы, сохраняющих здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе возможность повышения личностного и общественного статуса.
Мониторинг изменений
Эффективность проекта будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
количество прошедших обучение волонтеров;
оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации проекта;
уровень санитарно-гигиенического состояния школы;
итоги диспансеризации учащихся школы;
снижения уровня заболеваний, передающихся половым путем;
повышение уровня информированности подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации, учителей, представителей родительской общественности.
Источники финансирования
- средства Попечительского Фонда школы;
- добровольные пожертвования юридических и физических лиц.
Направления деятельности
Организация учебно-воспитательного процесса:
организация питания учащихся;
соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
компенсация недостаточной двигательной активности учащихся за счет организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, Дней здоровья и спорта, спартакиад, организации внеклассной работы по физической культуре;
широкое применение воспитательных технологий: классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.
Организация волонтерских групп учащихся
Волонтерские группы организуются из числа взрослых и подростков от 14 лет для проведения первичной профилактики среди сверстников и младших школьников.
Работа организуется через малые группы сотрудничества, в которых выстроена система обучения, взаимообучения, взаимотренировки и передачи информации в социум по принципу “подросток – подростку”.
Этапы работы:
Организационный.
Обучающий.
Развивающий
Творческий.
Обучающий этап состоит из учебно-практического курса, включающего три тематических блока:
“Познай и усовершенствуй себя”.
“Наша жизненная позиция: здоровый образ жизни и помощь другим”.
“Наши знания об алкоголе и наркотиках”.
“Мой дом - моя крепость”
“Моё здоровье в моих руках”
“Всему свое время!”
“Равный обучает равного”
Основными методологическими подходами при реализации учебно-практического курса являются: прецедентное обучение (участники сами делают выводы из создаваемых ситуаций), использование методик завязывания эмоционального контакта: ролевые игры, тренинги общения, упражнения, “живые” анкеты и другие формы.
Развивающий этап – это занятия в творческих мастерских, кружках, секциях по свободному выбору.
Творческий этап включает ряд творческих, конкурсных, игровых и других досуговых программ.
Организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами
Предполагается сотрудничество в области профилактической работы со специалистами Республиканского СПИД - центра, специалистами Республиканского центра по планированию семьи, врачом-наркологом, с сотрудниками психологической службы, районного Дома детского творчества.
Формы взаимодействия:
“круглые столы”, диспуты, беседы, классные часы;
консультации;
тренинги;
информационно-методическое обеспечение.
Сотрудничество с родителями
Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе.
Предстоит организовать работу по следующим направлениям:
формирование банка данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт);
организация родительского всеобуча по тематике “Здоровый ребенок – здоровое общество”;
организация деятельности Родительского клуба;
индивидуальные беседы и консультации.