Здоровьесберегающие и игровые технологии в условиях ФГОС
Современное российское образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Образование в условиях реализации ФГОС нового поколения должно реализовываться в поисковом режиме, используя современные образовательные технологии. Исходя из сказанного, работа современного педагога должна носить инновационный характер.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Кейс – технология
Педагогика сотрудничества.
Групповые технологии.
Современная система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы, апробировать предложенную или же создать собственную адаптированную технологию. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Новые педагогические знания и умения, которые требуются от педагога при использовании инновационных технологий обучения:
-умение диагностировать цели обучения и воспитания;
-более глубокое, системное знание учебного предмета (дисциплины) и его научных основ;
-умение переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока;
-умение моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;
-умение организовать самостоятельную работу обучающегося для подготовки к деловой игре, мозговому штурму и т. п.;
-умение свободно владеть активными методами обучения;
-умение обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество с обучающимися.
Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
·соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
·рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
·четкая организация учебного труда;
·строгая дозировка учебной нагрузки;
·смена видов деятельности;
·обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
·место и длительность применения ТСО;
·включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
·построение урока с учетом работоспособности учащихся;
·индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
·формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
·благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
·профилактика стрессов:
·проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
·целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно запоминаются сведения
формируется ассоциативное запоминание
усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.