СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие минутки - обязательный компонент школьного урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Для школьников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются: рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие минутки - обязательный компонент школьного урока»

О.Н. Козловская,

учитель биологии МБОУ «Бейская школа-интернат», с. Бея


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МИНУТКИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНОГО УРОКА


Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Для школьников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются: рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых. В современных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения различных заболеваний. Необходимо формировать у обучающихся нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым. Школьники должны осознавать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели. Чтобы мотивировать учеников на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний.

Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Если учитель понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка. Все мы знаем о том, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз и т. д. На самом деле всё это проводится, к сожалению, не во всех школах. В большинстве же случаев наличие на обычном уроке физкультурной минутки говорит о том, что на уроке присутствует кто-то посторонний, контролирующий учебный процесс [1].

Многие педагоги считают, что здоровьесберегающие минутки на уроке отнимают много времени и не способствуют оптимизации учебного процесса. Однако, они же утверждают, что использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока с большей результативностью учебной отдачи учащихся. После выполнения физкультминутки школьники становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний [1].

Одно из направлений развития образовательного учреждения – организация здоровьесберегающего пространства, создание в школе атмосферы сбережения здоровья, использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий, обеспечение комфортных психоэмоциональных условий обучения, охранительного режима учебной деятельности школьников.

На уроках важен не только психологический и интеллектуальный комфорт, но и физический, потому что здоровье ребёнка напрямую связано с успешностью в обучении. В процессе обучения школьников, систематически использую на уроках оздоровительные и психокоррекционные паузы, предупреждаю психоэмоциональные и психологические перегрузки. Особенности познавательных процессов у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют ряд особенностей: ярко выраженное нарушение мышления, низкая концентрация внимания, сложности с переключением внимания, преобладание у большинства учащихся кратковременной памяти [2].

Всё это предполагает использование на уроках тематических здоровьесберегающих минуток. Каждая минутка сопровождается проговариванием изучаемых на уроке понятий, правил и т.д. В процессе её выполнения в работу включаются сразу несколько анализаторов, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Применение данных минуток на уроках расширяет их непосредственную функцию - от задач здоровьесбережения до задач обучения. Данные физкультурные минутки можно применять в любой части урока: в повторении, перед изучением новой темы, в процессе объяснения материала, при закреплении. Использование тематических здоровьесберегающих минуток в процессе обучения, как показывает практика, не даёт учащимся «выходить из темы» урока, что является немаловажным фактором в процессе обучения детей с умственной отсталостью. После выполнения двигательных упражнений учащиеся легче включаются в урок, активнее отвечают и выполняют учебные задания.

Например:

1. Тематическая здоровьесберегающая минутка на уроке биологии (тема урока «Растения леса»): показать с помощью рук «этажи леса» - присесть, руки опустить вниз – это грибы; подняться чуть выше – это травы; встать в полный рост – это кустарники; поднять руки вверх – это деревья.

2. Тематическая минутка на уроке биологии (тема урока «Хищные птицы»): развести руки несколько раз в стороны и проговорить, что такое размах крыльев птицы.

3. Тематическая физическая минутка на уроке биологии (тема урока «Грызуны»): учащимся предлагается поймать мяч, на котором написаны названия разных грызунов (наиболее известные учащимся представители данной группы животных), каждый учащийся ловит мяч и читает название животного.

4. Тематическая здоровьесберегающая минутка на уроке биологии (тема урока «Строение тела человека. Внутренние органы»): называя орган прикоснуться ладонями к тому месту на теле, где расположен данный орган, если орган парный, то прикасаемся двумя ладонями, если не парный – одной ладонью.

Некоторые физкультурные минутки можно сопровождать музыкой. И самое главное – все физкультурные минутки выполняю вместе с учащимися. Это позволяет повысить мотивацию школьников к выполнению данных упражнений. Режим данных физкультурных минуток на уроках биологии позволяет решать одновременно несколько задач и главная из них – повышение эффективности процесса обучения.

Ниже представлены результаты использования на уроках двигательных оздоровительных минуток. Учащимся 5-9 классов (всего опрошено 67 человек) школы был задан вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»

Ответы были такие:

- повышают настроение – 50%;

- помогают учиться – 45%;

- быстрее проходит урок – 3%;

- мешают уроку – 2%.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию педагогами необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы с учащимися данной категории показал, что для обеспечения комфортных физических условий обучения, необходима не эпизодическая, а системная коррекционная работа в правильно организованной здоровьесберегающей образовательной среде.

Библиографический список:

  1. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - Москва: ВАКО, 2004.C. 13–14.

  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/1-.pdf (дата обращения: 22.09.2022).