СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровьесберегающие технолгии, организация работы спортивной работы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить.

Согласно Концепции Всемирной организации здравоохранения в понятие «здоровье» входит три основных компонента – здоровье физическое, социальное и психическое.

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технолгии, организация работы спортивной работы"»



«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛГИИ, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ

В МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения»



Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить.

Согласно Концепции Всемирной организации здравоохранения в понятие «здоровье» входит три основных компонента – здоровье физическое, социальное и психическое.

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки современных школьников делают задачу сохранения и укрепления здоровья детей одной из наиболее актуальных.

Проблема здоровья детей стоит сейчас особо остро. А есть ли здоровье у наших детей?

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья детей школьного возраста. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются функциональные отклонения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают, 35-40% - хронически больны, то есть имеют заболевания, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания. Лишь 5-10% детей к началу обучения в школе практически здоровы.

ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития – получением ребенком общего среднего образования.

Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья.

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;

  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. Интенсификация учебного процесса;

  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.

Цель нашей школы:

Развивать потребность к здоровому образу жизни, формировать положительную мотивацию у детей к сохранению своего здоровья и пропагандировать здоровый образа жизни.

Задачи:

- сохранение состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе;

- достижение оптимально- допустимого уровня здоровья обучающихся;

- создание условий для формирования здорового образа жизни.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.



МОДЕЛЬ «ЗДОРОВЬЕ»

1.      Организация двигательного режима.

2.      Рациональное питание.

3.      Профилактические мероприятия.

4.      Психоэмоциональный комфорт.

-  Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здоровья дается такое определение понятия здоровья - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. А мы с вами отвечаем за свое здоровье, но и главным образом за здоровье наших детей. Как своих собственных, так и за наших воспитанников.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Для укрепления здоровья учащихся учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении их здоровья.

Применяя здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе педагог сохраняет и улучшает здоровье обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

-  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

-  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

-  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

1.Организация двигательного режима( ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ)

Одним из важнейших направлений организации внеучебной и досуговой деятельности учащихся МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения является организация физкультурно-массовой , спортивной и туристско-краеведческой работы. Важность данной работы заключается в привлечении школьников к занятиям физической культурой, спортом, туризмом, развитии и совершенствовании организации спортивных мероприятий, ориентации учащихся на социальные способы проведения досуга, а так же в агитации и пропаганде здорового образа жизни.

Основными организаторами физкультурно-массовой и спортивной работы в школе являются МО физ.культуры и ОБЖ , туристско –краеведческий клуб «Эверест.». Многолетний опыт работы подтверждает важность рационального планирования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы как продолжение учебно-воспитательного процесса.

План проведения спортивных мероприятий составляется до начала учебного года совместно с отделом молодежи и спорта в рамках школьной программы «Здоровье», который включает в себя следующие направления: организационную, агитационно-пропагандистскую, спортивно-массовую и оздоровительную работу.

В решении организационного направления важная роль отводится совместной работе заместителя директора по внеклассной работе и методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ. Это - формирование сборных команд школы для участия в районной спартакиаде, в Первенствах и Чемпионатах Хабаровского края, региональных и Всероссийских соревнованиях.

Для успешного решения задач агитационно-пропагандистского направления используются различные средства (оформление спортивного стенда, создание галереи славы школы, стенда спортивных побед и достижений, оформление поздравлений спортсменов и команд-победителей и др.)

Спортивно -массовая работа включает соревнований по разным видам спорта: легкоатлетический осенний кросс, футбол, баскетбол, лыжные гонки, шахматы, настольный теннис Активом школьной детской организации «Тигр», сектором «Спорт и здоровье» реализуются задачи др.

Особой популярностью среди учащихся пользуются культуры Неделя туризма и Неделя физической кулбтуры. В рамках недели физ.культуры проходят соревнования по волейболу (10-11 кл), баскетболу(7-8кл), дартсу (5-11кл.), соревнования по стрельбе (5-11кл), конкурс буклетов «Галерея олимпийских чемпионов», конкурс на лучшего знатока по истории физической культуры и спорта и тд.

Что касается Недели туризма, то вся ответственность ложится на членов спортивного туристского клуба «Эверест» и его руководителя. В обязанности ребят входит подготовка туристского снаряжения и оборудования, полигона для проведения туристской полосы препятствий, маршрутных листов, карты, курьезного туристского маршрута и паркового ориентирования, как для школьных, так и для районных соревнований и мероприятий.

В этом году ребятами туристского спортивного клуба «Эверест» были организованы соревнования по летнему и зимнему ориентированию «Лабиринт» среди учащихся 5-11 классов.

Реализация оздоровительного направления включает в себя привлечение школьников к оздоровительным занятиям физической культурой как в спортивном зале, на воздухе (ходьба на лыжах, оздоровительный бег, игровые виды спорта, общая физическая подготовка), так и занятия в спортивных секциях, военно-спортивном объединении «Будущий воин». Всего в секциях и объединениях занято 48 % учащихся.

Важная роль отводится проведению в школе спортивных праздников «Малые Олимпийские игры», «Фестиваль Здоровья», «Олимпиада Деда Мороза», «Анну-ка ,парни», так как эти мероприятия охватывают учащихся. родителей, педагогов, привлекает к участию огромное количество человек, включает в себя все направления спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы .

По инициативе совета Школьной Думы в ноябре проводится месячник «Мы за здоровый образ жизни». В рамках которого организуются конкурсы плакатов, социологические опросы, «Суды над вредными привычками», митинг среди старшеклассников, круглые столы, проводятся беседы о формировании и привитии положительных привычек, избавление от вредных привычек классными руководителями, социальным педагогом, медработником школы, инспектором по делам несовершеннолетних.

В последние годы туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений воспитательной работ школы.

Как уже было сказано выше, значительную роль в развитии туризма играет спортивно-туристский клуб «Эверест» .

За время деятельности руководителя клуба материально-техническая база школы пополнилась туристским оборудованием и снаряжением, необходимым как для проведения школьных мероприятий, так и для подготовки и участия детей в краевых, региональных и Всероссийских мероприятиях: слетах, соревнованиях, сплавах, походах.

МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения является базовым учреждением по организации туризма и краеведения в Бикинском районе. На базе школы проводятся обучающие семинары заместителей директоров, учителей физической культуры по организации и проведению туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях района.

Ребята клуба «Эверест» принимают участие во всех районных, городских и краевых соревнованиях по спортивному ориентированию, пешеходному, лыжному, водному и туризму. С каждым годом улучшается динамика роста результативности спортивного мастерства учащихся.

Кроме того, клуб вышел сегодня на более высокий организационный уровень, тесно взаимодействуя с краевым центром туризма и клубами Хаб .края. На базе школе проходят матчевые встречи спортивных туристских клубов Хабаровского края.

Результаты по привитию ученикам знаний о физической культуре и здоровом образе жизни показали их положительное влияние на познавательный компонент отношения к физической активности, ученики школы стали сознательно относиться к укреплению своего здоровья, ведут активный образ жизни, самоопределяются в видах спорта.



2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ .



Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

В школе была разработана программа «Я и мое здоровье», целью которой является сохранение здоровья учащихся, отказ от вредных привычек, привитие положительных привычек. К работе привлекаются все педагогические работники школы. Используются разные формы: беседы, устные журналы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы плаката и стенных газет и др.


На начальном этапе в классах планируется и проводится выявление учащихся, подверженных вредными привычками. Затем используются различные формы и методы работы с детьми по данной проблеме.

Проводятся индивидуальные беседы о формировании и привитии положительных привычек, избавление от вредных привычек классными руководителями, социальным педагогом, медработником школы..

По инициативе совета Школьной Думы были в ноябре проводится месячник «Мы за здоровый образ жизни» . В рамках месячника прошли конкурсы плакатов, социологические опросы, «Суды над вредными привычками», митинг среди старшеклассников, круглые столы.

Преподавателями физического воспитания совместно с медицинским работником проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития каждого школьника. Все эти мероприятия привели к следующим результатам:

  • Стабилизация уровня состояния здоровья школьников

  • Уменьшение количества учащихся, занимающихся в спецмедгруппах

  • Укрепление материальной базы для физкультурно-оздоровительной работы в школе

  • Повышение роли обучающихся в пропаганде здорового образа жизни

  • Сотрудничество с родителями обучающихся при организации урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной работы

3. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Как уже было сказано выше, исследования ИВФ РАО показали , что на первом месте стоят школьные факторы риска, влияющие на здоровье учащихся: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Администрация школы понимает, что решение проблемы начинается с повышения грамотности педагогов по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий. Уже в мае выстраивается стратегия учебно-воспитательного процесса на новый учебный год, учитываются результаты мониторинга, проводимого как администрацией школы, так и школьным педагогом-психологом.

Ежегодно(сентябрь-октябрь)-Изучение адаптации первоклассников, пятиклассников, десятиклассников.

12/2016г-Изучение уровня школьной тревожности в среднем звене.

04/2017г.-Изучение состояния психологического климата в классах 7-8 классах

10/2017 г.- Пропаганда здорового образа жизни.

11/2017г.-Выявление детей суицидального риска.

12/2017г.-Изучение мотивации учебной деятельности в 5-11 классах

03/2018г.-Изучение психологического климата в педагогическом коллективе

04/2018 г.- Изучение степени социализации в 8-10 классах.

На основе мониторинга составляется план учебного- воспитательного процесса на год.

Совещания:

04/2016г.-Организация питания.

04/2017г.-Санитарное состояние классов.

02/2018г.-Организация работы по пропаганде здорового образа жизни.

Май- Отдых и оздоровление обучающихся.

Педсоветы:

11./2017г.-Конфликты между участниками образовательных отношений и способы их преодоления .Служба медиации.

01/2018г.-Здороьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

В результате проведенной работы по здоровьесбережению обозначены положительные моменты:

-создана группа единомышленников, которые неравнодушны к данной проблеме;

-определены цели и задачи педагога-психолога на каждом возрастном этапе ;

-независимая оценка качества образования показывает, что удовлетворенность качеством образовательных услуг родителями и обучающимися стабильно

Профессиональное здоровье педагога- основа эффективной работы современной школы. От учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения.