Здоровьесберагающие технологии на уроках и во внеурочное время
Проблема сегодняшнего семинара подтверждается словами нашего президента- Путина Владимира Владимировича о том , что сохранения здоровья школьников на сегодняшний день – наша первостепенная задача
« Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».
Н.М.Амосов
«Здоровье - не все , но всё без здоровья –ничто»
(Древнегреческий философ Сократ)
- В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Здоровье состоит из нескольких компонентов:
- Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
- Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Ребенка можно назвать здоровым, если он :
- В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а ) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
- экология;
- семья и микроклимат в ней;
- круг общения, вредные привычки;
- питание;
- здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
- организация учебного процесса, методика организации урока;
- организация и реализация воспитательного процесса;
- двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
- создание условий психологического комфорта; (слайд)
- организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
- организация питания;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
- комплексно и системно;
- длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель , так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Здоровьесберегающие технологии- это совокупность приемов и методов организации учебно - воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.
Цели и задачи
- Цель : здоровьесберегающих технологий обучение- обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания , умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизн и;
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
- почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
- что? – отбор и структура содержания;
- как? – оптимальная организация учебного процесса;
- с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
- кто? – реальный уровень квалификации учителя;
- так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должен быть современный урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
Урок, где происходит:
- снижение утомления школьников,
- создание благоприятного психологического климата,
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
- выполнение санитарно-гигиенических условий.
Педагогические здоровьесберегающие технологии, используемые в МАОУ СОШ № 7
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья : - динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная), гимнастика -динамическая, корригирующая, ортопедическая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
- - физкультурные занятия, проблемно-игровые, игротренинги, игро- терапия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки здоровья».
- Коррекционные технологии:
- - Арт-терапия.
- - Сказкотерапия.
- - Технологии воздействия цветом.
- -Музыкотерапия.
Технология психологического сопровождения
Разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Личностно-ориентированные технологии
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести:
- технологии проектной деятельности,
- дифференцированного обучения,
- обучения в сотрудничестве,
- разнообразные игровые технологии.
Технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”) .
Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
Формы организации здоровьесберегающей работы на уроке
Урок физкультуры
Самомассаж
3 раза в неделю в спортивном зале или на свежем воздухе.
Проводятся в соответствии с программой, в хорошо проветриваемом помещении
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. На любом уроке
Пальчиковая гимнастика
Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Ежедневно на любом уроке.
Проводится со всеми детьми, особенно для детей с речевыми проблемами.
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, на любом уроке.
Корригирующая гимнастика
Используется наглядный материал
Ежедневно по 3-5 минут на любом уроке
Релаксация
Учитель дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Подвижные и спортивные игры
На любом уроке
Используется спокойная классическая музыка или звуки природы.
Как часть физкультурного занятия; на прогулке ГПД.
Динамические паузы
Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.
Во время занятий, от 2 до 5 минут по мере утомляемости детей на уроке
Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у учащихся происходит:
- Улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышение способности к произвольному контролю;
- Улучшение общего эмоционального состояния;
- Повышается работоспособность, уверенность в себе;
- Стимулируются двигательные функции;
- Снижается утомляемость;
- Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- Стимулируется речевая функция
Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется и во внеурочное время.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:
- проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
- учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
- обязательные физкультминутки на уроках ;
- нормализация учебной нагрузки учащихся;
- организация горячего питания;
- введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
- применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
В конце своего выступления еще раз хочется сказать , что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения и каждого педагога в отдельности.
Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход
при обучении и воспитании.
Разрешите закончить свое выступление стихотворением Баевой З.И.
«Дайте детству состоятся !»
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не в кратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеятся, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!