СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Современные образовательные стандарты предъявляют к учащимся школ высокие требования, в школьный период дети интенсивно растут, им свойственны усталость и утомляемость. Регулярно пополнять энергию, заботиться о самочувствии учащихся призваны здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых способствует сохранению здоровья учащихся.

Цель этих технологий - создать для учащихся такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения. В итоге учащиеся должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающая деятельность решает следующие задачи:

-формирование у учащихся устойчивой мотивации к воспитанию и обучению,

-укрепление и поддержание физического здоровья,

-профилактика заболеваний,

- расширение возможностей учеников,

- формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.

При решении поставленных задач необходимо построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику учащихся, и при этом добиться эффективного усвоения знаний, то есть создать на уроке здоровьесберегающую среду.

Для создания среды, сохраняющей здоровье, учитель должен:

-поддерживать выполнение санитарно-гигиенических условий в учебном помещении (температура и свежесть воздуха, освещение классной доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учетом медицинских показаний, правильная посадка ученика),

-менять активные и пассивные формы и методы урока, использовать динамические паузы (физкультминутки) ,

-менять виды деятельности учеников в течение урока ,

-не допускать перегрузок на занятиях,

-проводить урок с учетом работоспособности учащихся,

-использовать игровые и ролевые формы работы,

-создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Большое значение в предупреждении переутомления имеет четкая организация учебного труда. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Отвечая у доски, учащиеся с удовольствием отвечают на вопросы , заданные одноклассниками. С еще большим удовольствием ученики откликаются на предложение учителя задать вопрос отвечающему у доски. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать ( сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. При этом обязательно проговаривание правил и терминов вслух, что способствует лучшему восприятию и запоминанию. Некоторые ученики хорошо усваивают в уме, но потом затрудняются повторить вслух знакомый материал.

Не нужно забывать о том ,что отдых - это смена видов деятельности, поэтому при планировании урока не нужно допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 видов деятельности на уроке математики: устный опрос, устный счет, работа с учебником, работа у доски, работа с комментированием с места, самостоятельная работа.

Не всем учащимся легко дается математика. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья учащихся в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, улучшает психологический климат в классе.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока математики, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки. Просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Основные задачи физкультминутки:

-снять усталость и напряжение учащихся;

- внести эмоциональный заряд;

-тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций.

Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц спины и кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности учащихся на последующем этапе урока. В своей работе я провожу физкультминутки в игровой форме. На уроке в 5 классе по теме :" Правильные и неправильные дроби" я предлагаю учащимся встать около своего стола, расправить плечи, и выполнять следующие задания. Я называю обыкновенные дроби, если дробь - правильная, ученики поднимают вверх правую руку, если дробь- неправильная, то левую. При изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе можно предложить следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; если учитель назовет положительное число, то ученики делают наклоны вправо, если отрицательное - влево.

Подобные физкультминутки можно проводить и в среднем звене, и в старшем звене. Например в 9 классе на уроке по теме: "Арифметическая прогрессия" предлагаю поднять руки вверх , если предложенная формула n-го члена соответствует возрастающей последовательности, и опустить руки вниз , если последовательность - убывающая. В 10 классе можно предложить такое задание по теме : "Исследование функций с помощью производных", в 11 классе по теме: "Свойства логарифмической функции". Физкультминутки можно также проводить с учениками, сидящими на своих местах. Так на уроке в 7 классе я прошу ребят расправить плечи, выпрямить спину и озвучиваю следующее задание . Я называю математический термин и задаю вопрос о количестве некоторой буквы в данном слове. Например: сколько букв "М" в слове "сумма", сколько букв "Н" в слове "длина", сколько букв "Л" в слове "параллелограмм", сколько букв "С" в слове "абсцисса". Затем предлагаю ученикам вытянуть руки вперед столько раз, каков, по их мнению, ответ на заданный вопрос. Такие задания ребятам очень нравятся, и они с удовольствием выполняют их в любом возрасте.

В своей работе, применяя здоровьесберегающие технологии, можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала, а также технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Применяя технологию дифференцированного обучения, я задаю домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося, обязательно выделяя базовый уровень домашнего задания, стараюсь его комментировать. В ходе заключительного этапа урока обязательна рефлексия.

Для того чтобы научить учеников заботиться о своем здоровье, можно на уроках рассмотреть задачи, основанные на фактическом материале, что способствует тому, что учащиеся привыкают ценить и беречь свое здоровье.

Примеры некоторых задач:

Задача 1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма витамина Е, если витамина С в день надо употреблять 60 мг?

Задача 2. Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты. в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда - 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

Отдавая предпочтение эффективной заботе о здоровье учеников провожу классные часы по темам: "Секреты здорового питания", "Скажи вредным привычкам нет", "О спорт- ты мир".В своей работе стараюсь тесно взаимодействовать с родителями, убеждая в необходимости занятий спортом их детей с целью укрепления здоровья.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.