СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления перед учителями математики

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»


Здоровьесберегающие технологии на уроках математики (СЛАЙД 1)

Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, является, сохранение и укрепление здоровья детей. В России принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Одним из направлений этой инициативы Президент России назвал решение всего спектра вопросов, касающихся здоровья школьников. Как отметил Владимир Путин, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а «сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая». Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. (СЛАЙД 2)За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. (СЛАЙД 3)

В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (СЛАЙД 4) «Здоровье -- состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т. е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой». Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье». Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.



По мнению российского гигиениста Лисицина Ю. П. основными факторами, обуславливающими здоровье, являются:

  • Образ жизни;

  • Влияние экологических факторов;

  • Биологические (наследственные);

  • Недостатки и дефекты здравоохранения.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, не только являются пусковым механизмом развития человека, но и обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

  3. Психическое здоровье -- состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.

В упрощенном виде критериями здоровья можно считать:

  • Для соматического и физического здоровья -- я могу;

  • Для психического – я хочу;

  • Для нравственного – я должен.

По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья обучающихся (СЛАЙД 5)

  1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

  2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий;

  3. Недостаток двигательной активности;

  4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

  5. Неправильное питание обучающихся;

  6. Низкий уровень культуры здоровья обучающихся;

  7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих технологий, приемов. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.

Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. (СЛАЙД 6)Работая учителем математики при организации учебной деятельности необходимо уделять внимание следующим факторам:

- (СЛАЙД 7)соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Организация проветривания до и после занятий, влажная уборка кабинета между сменами. Исключение монотонных, неприятных звуковых раздражителей;

-правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);

- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность, соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся; (СЛАЙД 8)

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Рассмотрим некоторые задачи:

1. Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 132. Найдите сумму этих чисел, и вы узнаете, сколько пар хромосом в хромосомном наборе человека.

Ответ: 23 пары.

2. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?

Ответ:40 дней.

3. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.?

Ответ:15 мг.

4.В позвоночном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на 7 больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на 5 меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?

Ответ:7,12,5,5,5.


- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. (СЛАЙД 9)

Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников. (СЛАЙД 10-12)

Например, гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Необходимо так же обратить внимание на содержание и продолжительность физкультминуток (норма – на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.

Темп урока должен быть оптимальным. Нельзя допускать «скомканности» окончания урока. Рекомендуется спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать вопросы учителю, учитель может прокомментировать задание на дом, подвести итоги урока, сообщить результативность работы обучающихся. Недопустима задержка обучающихся в кабинете после звонка (на перемене).

Важным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. (СЛАЙД 13) Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Ну и конечно эффективно внедрять здоровьесберегающие технологии в жизнь может только тот учитель, который сам работает над сохранением и укреплением своего здоровья. Основные установки для достижения психологического и физического здоровья: (СЛАЙД 14)

  • Спокойствие, только спокойствие!

  • Относись с юмором к себе и к ситуации;

  • Отправляйся домой только с дамской сумочкой;

  • Всю работу делай на работе;

  • Принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего»;

  • Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия дома и на работе;

  • Будь оптимистом!

  • Здоровый сон – важное условие здоровья; (СЛАЙД 15)

© 2018, 220 1