Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии".»
Районное методическое объединение учителей начальных классов
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Мониторинг состояния
здоровья учащихся
Учёт особенностей
Возрастного развития
школьников
Создание благоприятного
эмоционально –
психологического климата
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
ЧЕЛОВЕК
ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
- рациональное расписание уроков с опорой на ранговую шкалу трудностей учебных предметов;
- рациональная организация урока;
- применение личностно-значимых способов учебной работы;
- использование индивидуальных заданий разных типов и уровней;
- соответствие методик обучения возрастным возможностям и индивидуальным, темпераментным особенностям школьников;
- набор различных видов учебной деятельности;
- приоритет приёмам, которые раскрепощают ребёнка, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях .
Здоровьесберегающие технологии:
технологии, обеспечивающие гигиенически
оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации
учебного процесса и физической активности школьников ;
разнообразные психолого-педагогические технологии,
используемые на уроках и во внеурочной деятельности
Анализ урока с позиции здоровьесбережения
- Количество видов учебной деятельности(4-7);
- Продолжительность 1 вида деятельность- 10 минут;
- Количество видов преподавания- не менее 3;
- Чередование видов преподавания-через 10-15 мин.;
- Наличие метода свободного выбора действий;
- Активные методы обучения (игра, исследование, обсуждение и т.д.);
- Применение ИКТ;
- Чередование поз учащихся (следить за осанкой);
- Наличие оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз и т.д.);
- Наличие в содержательной части урока вопросов о здоровье;
- Наличие мотивации деятельности учащихся (похвала, поддержка, соревновательный момент);
- Позитивный психологический климат на уроке (сотрудничество, дружелюбие, взаимопонимание);
- Наличие эмоциональных разрядок на уроке (шутка, отвлеченная короткая беседа и т.д.)
- Плотность урока- 60%;
- В момент наступления утомляемости (падение внимания)- пауза;
Спокойное
завершение урока, без суеты, комментарии домашнего задания;
Перемена- ЭТО ВРЕМЯ ИХ ЗАКОННОГО ОТДЫХА!
НЕЛЬЗЯ задерживать учеников после звонка на перемену!
Технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Правило 1. Правильная организация урока.
- форма подачи содержания учебного материала
- личностные качества учителя
- взаимный интерес
Правило 2. Использование каналов восприятия.
- Левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению. Для них необходимо на уроке: ясные и чёткие инструкции, изложение информации линейное: от части к целому, неоднократное повторение, проверка выполнения задания, тишина на уроке.
- Правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение. Для них необходимо на уроке: связать информацию с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты.
- Равнополушарные люди – у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Правило 3. Учёт зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
- 5 – 25 минут - 80%
- 25 – 35 минут – 60-40 %
- 35 – 40 минут – 10 %
Утомление часто возникает в следующие периоды:
- начало учебного года и недели;
- возникает ежедневно к 3 – 4 урокам;
- сначала проявляется слабо, а затем усиливается – к концу учебного дня;
- окончание четверти, учебного года, недели.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
- Доброжелательная обстановка на уроке
- спокойная беседа
- внимание к каждому высказыванию
- позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения
- тактичное исправление допущенных ошибок
- поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности
- уместный юмор или небольшое историческое отступление.
Подведём итоги:
- Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
- Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, практической ориентации.
- Достигается через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся.
- Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.
Из опыта работы…
Принципы педагогической деятельности:
- целеполагания и мотивации
- открытости
- вариативности
- направленности обучения
- успешности обучения
- индивидуализации обучения
Система работы учителя состоит из следующих компонентов:
- Диагностика
- Дифференциация обучения
- Рефлексивный характер обучения
- Создание условий для включения ученика в деятельность
- Уровневое домашнее задание
Методы обучения и воспитания
Учитель:
- управляет познавательной деятельностью ученика
- мотивирует познавательную деятельность ученика
- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации.
- включает учащихся в коллективную и творческую деятельность, организуя взаимопомощь.
- создаёт ситуацию успеха, предлагает задания посильные каждому ученику
- создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества
- организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.
Создать школу здоровья- БОЛЬШОЙ ТРУД!
Связаться с нами можно:
8(84676) 31-2-15
E-mail :
[email protected]
Сайт:
http://ekat-sosh.jimdo.com
2013