Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает все направления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО: регулярная экспресс-диагностика состояния дошкольников, отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья детей.
Традиционно забота о здоровье детей всегда была в центре внимания российской педагогики. В современной педагогике задачи формирования здорового образа жизни рассматриваются в контексте физического и нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающей педагогики, гуманистической парадигмы образования. В русле гуманистической педагогики проблема воспитания здорового образа жизни решается за счет создания условий, сохраняющих здоровье. А также через организацию различных воспитательных мероприятий.
В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». В зависимости от направлений и отраслей медицинской науки выделяют значительное количество его определений (около 300). Многообразие взглядов на сущность данной категории объясняется тем, что здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить однозначно. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Данное определение подчеркивает важность телесных, духовных и социальных возможностей каждого человека, но оно не учитывает здоровье людей, имеющих приобретенные и врожденные дефекты. Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. … здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс» [1. С.9].
Опираясь на научные труды выше названных авторов, можно выделить следующие разновидности здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное, духовное.
Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).
Физическое здоровье - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье - это высокое сознание и развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).
Психическое здоровье - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Признаки индивидуального здоровья: специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи его составляющих и представлена их иерархия.
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Методы и приемы, средства здоровьесберегающих технологий
Методы здоровьесберегающих технологий: воспитательные и образовательные программы; активные методы обучения; игровой метод; познавательная игра; практический метод; ситуационный метод; соревновательный метод; дидактический рассказ; беседа; демонстрация; работа с книгой; видеометод; наглядный метод обучения; упражнения; обучающий контроль.
Педагогические приемы: защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения; компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки, оздоровительная, корригирующая, дыхательная, пальчиковая гимнастика; психогимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; тренинг; стимулирующие: элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.
Средства здоровьесберегающих технологий: гигиенические средства; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности.
Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена - чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и др.; проветривание и влажная уборка помещений; привитие детям элементарных умений и навыков при мытье рук, использовании носового платка; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим умениям и навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Оздоровительные силы природы: учет влияния метеорологических условий: воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, солнечное излучение и др. на биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности детей; проведение занятий на свежем воздухе содействует активизации биологических процессов, повышает работоспособность организма и замедляет процесс утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия, ингаляция, витаминотерапия.
Средства двигательной активности: разнообразные физические упражнения; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка - занятие оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков; физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; оздорови-тельная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; массаж, самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические, обеспечивающие сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала, с использованием: технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, создания здоровьесберегающей среды в ДОО;
2. физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;
3. обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, создание в ДОО позитивного психологического самочувствия ребенка, эмоциональной комфортности в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
4. формирование основ здорового образа жизни: игротерапия, игротренинги, коммуникативные игры, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастики и др.
Список литературы и источников
1.Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект: учебно-методическое пособие. Сер. «Здоровье - критерий образования». Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2009. С.9.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Просвещение, 2013.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 80 с.