СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие   «здоровьесберегающие   технологии»   включает  все  направления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии.»

Здоровьесберегающие технологии


Понятие «здоровьесберегающие технологии» включает все направления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения; сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО: регулярная экспресс-диагностика состояния дошкольников, отслеживание основных параметров развития организма в динамике, что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья детей.

Традиционно забота о здоровье детей всегда была в центре внимания российской педагогики. В современной педагогике задачи формирования здорового образа жизни рассматриваются в контексте физического и нравственного воспитания, воспитания экологической культуры, личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающей педагогики, гуманистической парадигмы образования. В русле гуманистической педагогики проблема воспитания здорового образа жизни решается за счет создания условий, сохраняющих здоровье. А также через организацию различных воспитательных мероприятий.

В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». В зависимости от направлений и отраслей медицинской науки выделяют значительное количество его определений (около 300). Многообразие взглядов на сущность данной категории объясняется тем, что здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить однозначно. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Данное определение подчеркивает важность телесных, духовных и социальных возможностей каждого человека, но оно не учитывает здоровье людей, имеющих приобретенные и врожденные дефекты. Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. … здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс» [1. С.9].

Опираясь на научные труды выше названных авторов, можно выделить следующие разновидности здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное, духовное.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).

Физическое здоровье - это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание и развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).

Психическое здоровье - это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Признаки индивидуального здоровья: специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи его составляющих и представлена их иерархия.

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Методы и приемы, средства здоровьесберегающих технологий

Методы здоровьесберегающих технологий: воспитательные и образовательные программы; активные методы обучения; игровой метод; познавательная игра; практический метод; ситуационный метод; соревновательный метод; дидактический рассказ; беседа; демонстрация; работа с книгой; видеометод; наглядный метод обучения; упражнения; обучающий контроль.

Педагогические приемы: защитно-профилактические: личная гигиена и гигиена обучения; компенсаторно-нейтрализующие: физкультминутки, оздоровительная, корригирующая, дыхательная, пальчиковая гимнастика; психогимнастика; лечебная физкультура; массаж, самомассаж; тренинг; стимулирующие: элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.

Средства здоровьесберегающих технологий: гигиенические средства; оздоровительные силы природы; средства двигательной направленности.

Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена - чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и др.; проветривание и влажная уборка помещений; привитие детям элементарных умений и навыков при мытье рук, использовании носового платка; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим умениям и навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

Оздоровительные силы природы: учет влияния метеорологических условий: воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, солнечное излучение и др. на биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности детей; проведение занятий на свежем воздухе содействует активизации биологических процессов, повышает работоспособность организма и замедляет процесс утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ароматерапия, ингаляция, витаминотерапия.

Средства двигательной активности: разнообразные физические упражнения; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка - занятие оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков; физкультминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; оздорови-тельная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости; массаж, самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1. медико-профилактические, обеспечивающие сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала, с использованием: технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, создания здоровьесберегающей среды в ДОО;

2. физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка;

3. обеспечение социально-психологического благополучия ребенка, создание в ДОО позитивного психологического самочувствия ребенка, эмоциональной комфортности в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

4. формирование основ здорового образа жизни: игротерапия, игротренинги, коммуникативные игры, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастики и др.

Список литературы и источников

1.Орлихина Н.Е., Еремина В.В. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект: учебно-методическое пособие. Сер. «Здоровье - критерий образования». Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2009. С.9.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Просвещение, 2013.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 80 с.