а
Ах, эта современная бурная жизнь…Во времена моего детства мы не знали, что такое компьютеры, интернет и социальные сети, с удовольствием гуляли во дворе, играя в любимые игры. Современные дети в силу многих причин очень часто бывают ограничены только учебной деятельностью и меняют живое общение в реальной жизни общению и проведению времени дома и в интернете. От всего этого здоровье ребенка начинает ухудшаться, и к окончанию школы многие дети перестают быть полностью здоровыми.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
Именно поэтому здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как же можно улучшить здоровье младших школьников на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий?
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Именно поэтому уроки музыки как бы «разбавляют» расписание, снимая нагрузку, которую несут в себе такие предметы как русский язык, математика, иностранный язык, которые требуют большой мыслительной нагрузки.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
Моя задача как педагога – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.
Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий.
На своих уроках музыки я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Музыкотерапия
Вокалотерапия
Ритмотерапия
Фольклорная арттерапия
Терапия творчеством
Сказкотерапия
Улыбкотерапия
Музыкотерапия.
Музыка издавна используется в терапевтической практике. Еще Гиппократ и Пифагор “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Трудно назвать эпоху или страну, где музыка не использовалась бы в качестве одного из эффективных средств терапии. Человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко “ музыкальным” существом.
Итак, музыкотерапия - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором исполняется. Так, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему. Флейта оказывает расслабляющее воздействие.
С помощью музыки можно уменьшить нервно- эмоциональное напряжение детей как во время занятий, так и во время психоразгрузочных пауз.
Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье; усыплять и вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность.
Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы.
Я как учитель стараюсь подбирать музыкальные произведения, чтобы добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности детей на уроке.
Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.
Традиционная форма работы с музыкой - это пассивное ее восприятие. Музыкальный материал здесь выступает в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов.
Очень хороша и результативна фоновая музыка во время релаксационных процедур, бесед, свободного рисования, так как она усиливает вовлеченность детей в процесс работы.
Я использую в эти моменты урока произведения “Золотого фонда” мировой музыкальной культуры. Следует отметить, что даже если предлагаемые произведения просто звучат на переменах, в группах, во время выполнения какой-либо деятельности обучающихся – они оказывают трофотропное (питающее) действие на детский организм.
Из опыта своей работы я составила свой список музыкальных произведений, которые несут в себе различные воздействия на организм младших школьников на уроках музыки:
Музыка И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена оказывают антистрессовое воздействие, нормализует настроение.
"Болеро” М.Равеля обладает колоссальным возбуждающим действием в работе с вялыми, апатичными детьми.
“Каприз № 24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение.
Пьесы из цикла “ Времена года” П.И. Чайковского (Баркарола, Осенняя песнь) уравновешивают нервную систему.
"Лунная соната” Л.Бетховена (Соната № 14) снимает раздражение и успокаивает.
Для снятия чувства тревожности рекомендуется прослушивание “Вальсов” И. Штрауса.
В качестве тонизирующего средства рекомендуется прослушивание Второй “Венгерской рапсодии” Ф.Листа, “Маленькой ночной серенады” В.Моцарта.
Энергетической направленностью отличается “Революционный этюд № 12” Ф.Шопена.
Своеобразным успокоительным средством могут быть произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” (вокальный и инструментальный варианты) и “Мелодия” К.Х. Глюка.
На основе своих наблюдений за детьми в процессе звучания музыки я заметила, что необходимо:
продолжительность звучания музыки должна составлять от 5-10 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания;
использовать для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям.
Проанализировав результаты применения элементов музыкотерапии на своих уроках, я выделила для себя их принципы воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста и сделала следующие выводы:
музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние;
музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.
ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.
не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.
эмоциональная окраска образов, возникающих при музицировании, различна в зависимости от индивидуальных особенностей степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей человека.
А.Н.Серов
Серов вошел в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихся и разносторонних деятелей 50-60-х годов XIX века. Он был, наряду со Стасовым, крупнейшим представителем нового этапа в развитии передовой русской музыкальной критики, ученым – исследователем, одним из основоположников русской науки о музыке, а также композитором – создателем оперных произведений, сыгравших значительную роль в развитии русского музыкально – театрального искусства.
Вся жизнь Серова была наполнена трудом и борьбой. «Вступивши в строй, стоя у бреши, нельзя покидать своего знамени. Сознавая даже недостаточность своих сил, нужно бороться до конца», - писал он.