СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наше здоровье - наше богатство

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии»

Здоровьесберегающие образовательные  технологии  в современной школе

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в современной школе

Наиболее распространены болезни: Костно-мышечной системы и соединительной ткани. Органов пищеварения. Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата. Нервной системы. Органов дыхания. Психические расстройства и расстройства поведения.

Наиболее распространены

болезни:

  • Костно-мышечной системы и соединительной ткани.
  • Органов пищеварения.
  • Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата.
  • Нервной системы.
  • Органов дыхания.
  • Психические расстройства и расстройства поведения.
Из постановления правительства РФ  от 29. 12. 2001. № 916 «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…»   Образовательные учреждения осуществляют: Сбор, первичную  обработку, оценку  информации,  полученной в ходе  мониторинга, хранение и  передачу её в центры санитарно-  эпидемиологического надзора. Подготовку предложений  для органов местного  самоуправления по  вопросам укрепления  здоровья.

Из постановления правительства РФ от 29. 12. 2001. № 916 «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…»

Образовательные учреждения осуществляют:

Сбор, первичную обработку, оценку информации,

полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры

санитарно- эпидемиологического

надзора.

Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.

Показатели здоровья:   Общая заболеваемость ( уровень и структура). Острая заболеваемость (уровень и структура). Заболеваемость в случаях, в днях  на 1 ребёнка. % часто болеющих детей. % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой. % детей, функционально незрелых к обучению. % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе. % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.  Распределение детей по группам здоровья.

Показатели здоровья:

  • Общая заболеваемость ( уровень и структура).
  • Острая заболеваемость (уровень и структура).
  • Заболеваемость в случаях, в днях

на 1 ребёнка.

  • % часто болеющих детей.
  • % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.
  • % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой.
  • % детей, функционально незрелых к обучению.
  • % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.
  • % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
  • Распределение детей по группам здоровья.
Показатели физического развития: Длина тела. Масса тела (в граммах). Динамометрия: левой и правой кисти. Жизненный объём лёгких (в мл.). Окружность грудной клетки в паузе (покое) ( в см.).  Весо-ростовой индекс. Дефицит или избыток тела. Интегральный показатель физического развития. Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %).  Измерения проводятся до 1 ноября.

Показатели физического развития:

  • Длина тела.
  • Масса тела (в граммах).
  • Динамометрия: левой и правой кисти.
  • Жизненный объём лёгких (в мл.).
  • Окружность грудной клетки в паузе (покое)
  • ( в см.).
  • Весо-ростовой индекс.
  • Дефицит или избыток тела.
  • Интегральный показатель физического развития.
  • Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %).

Измерения проводятся до 1 ноября.

Психолого-педагогические. Учебно-организационные Гигиенические  Школьные факторы,  отрицательно влияющие  на здоровье детей   Управленческие

Психолого-педагогические.

Учебно-организационные

Гигиенические

Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей

Управленческие

Гигиенические условия, факторы: Шум. Освещённость.. Воздушная среда. Размер помещений, кубатура. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы). Используемые стройматериалы, краска. Мебель: размеры, размещение. Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания. Качество питьевой воды. Экологическое состояние прилегающей к школе территории. Состояние сантехнического оборудования. Наличие системы санитарно-просветительской работы.

Гигиенические условия, факторы:

  • Шум.
  • Освещённость..
  • Воздушная среда.
  • Размер помещений, кубатура.
  • Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
  • Используемые стройматериалы, краска.
  • Мебель: размеры, размещение.
  • Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
  • Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
  • Качество питьевой воды.
  • Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
  • Состояние сантехнического оборудования.
  • Наличие системы санитарно-просветительской работы.
Учебно-организационные факторы: Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году. Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.). Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время). Особенности устава школы и норм школьной жизни. Медицинское и психологическое обеспечение школы.

Учебно-организационные факторы:

  • Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
  • Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
  • Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
  • Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
  • Особенности устава школы и норм школьной жизни.
  • Медицинское и психологическое обеспечение школы.
Участие родителей учащихся в жизни школы. Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали». Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали». Интегрированность школы в окружающий социум. Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся. Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Участие родителей учащихся в жизни школы.
  • Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали».
  • Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
  • Интегрированность школы в окружающий социум.
  • Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
  • Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения. Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики. Нарушения правил техники безопасности и охраны труда. Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ. Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
  • Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
  • Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики.
  • Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
  • Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
  • Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.

Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок. Стиль педагогического общения учителя с учащимися. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам. Особенности работы с «трудными» подростками в классе. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе). Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью. Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения. Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя. Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Психолого-педагогические факторы:

  • Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
  • Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
  • Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
  • Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
  • Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
  • Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
  • Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
  • Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
  • Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Управленческие: Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ. Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы. Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей. Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.

Управленческие:

  • Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ.
  • Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
  • Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
  • Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
  • Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
 Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления , работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления , работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ» Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания. Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма. Кадровое обеспечение ( медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.

Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ»

  • Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания.
  • Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма.
  • Кадровое обеспечение ( медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.
 Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья  Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья.  Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ . Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.
  • Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья
  • Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья.
  • Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ . Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.
Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.) Здоровье ученика в режиме дня школы. Здоровье учителя. Школьное питание. Какое оно? Соблюдение гигиенического режима. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития. Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке. Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии. Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии. Нормализация учебной нагрузки на уроке. Дозирование домашнего задания. Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе. Микроклимат в школе.

Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.)

  • Здоровье ученика в режиме дня школы.
  • Здоровье учителя.
  • Школьное питание. Какое оно?
  • Соблюдение гигиенического режима.
  • Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития.
  • Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке.
  • Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии.
  • Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии.
  • Нормализация учебной нагрузки на уроке.
  • Дозирование домашнего задания.
  • Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе.
  • Микроклимат в школе.

Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы»

Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня.

Задачи:

  • Определить состояние самочувствия ученика.
  • Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика.
  • Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы.

Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.

Программа проведения ДДРК: Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала. Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК. Примерные сроки проведения ДДРК. Анализ материала и выявление тенденций. Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии. Проведение педсовета или педконсилиума.

Программа проведения ДДРК:

  • Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала.
  • Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК.
  • Примерные сроки проведения ДДРК.
  • Анализ материала и выявление тенденций.
  • Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии.
  • Проведение педсовета или педконсилиума.
Понятие здоровья Здоровье – это состояние полного физического,  душевного и социального благополучия, а не только  отсутствие болезней и физических дефектов  (по Уставу Всемирной организации здравоохранения). Основные факторы, обуславливающие здоровье: Образ жизни -50-55 % Влияние экологических факторов -20-25% Биологические (наследственные) – 20% Недостатки и дефекты  здравоохранения -10%  (По Лисицину Ю.П.)

Понятие здоровья

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).

Основные факторы, обуславливающие здоровье:

  • Образ жизни -50-55 %
  • Влияние экологических факторов -20-25%
  • Биологические (наследственные) – 20%
  • Недостатки и дефекты здравоохранения -10%

(По Лисицину Ю.П.)

Цветок здоровья ПСИХИЧЕСКОЕ –  здоровье разума ФИЗИЧЕСКОЕ –  здоровье тела СОЦИАЛЬНОЕ –  здоровье  общества ДУХОВНОЕ –  система  ценностей и  убеждений   ПСИХОЛОГИ-  ЧЕСКОЕ –  здоровье  эмоций ИНТЕЛЛЕК-  ТУАЛЬНОЕ –  получение и  обработка  информации

Цветок здоровья

ПСИХИЧЕСКОЕ – здоровье разума

ФИЗИЧЕСКОЕ – здоровье тела

СОЦИАЛЬНОЕ – здоровье общества

ДУХОВНОЕ – система ценностей и убеждений

ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКОЕ – здоровье эмоций

ИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ – получение и обработка информации

СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА Двигательная активность Борьба с вредными привычками Соблюдение  правил ТБ Соблюдение правил дорожного  движения Сочетание труда И отдыха ЗДОРОВЫЙ  ОБРАЗ  ЖИЗНИ Благоприятный морально- психологический климат Система  физкультурно- оздоровительных мероприятий  Рациональное  питание Культура общения Закаливание

СОБЛЮДЕНИЕ

САНИТАРНО-

ГИГИЕНИЧЕСКОГО

РЕЖИМА

Двигательная

активность

Борьба с

вредными

привычками

Соблюдение

правил ТБ

Соблюдение

правил дорожного

движения

Сочетание труда

И отдыха

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Благоприятный

морально-

психологический

климат

Система

физкультурно-

оздоровительных

мероприятий

Рациональное

питание

Культура

общения

Закаливание

Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся: Рациональная организация учёбы, труда и отдыха. Гигиеническое воспитание. Сформированность здорового образа жизни. Оздоровление, лечение. Использование здоровьесберегающих технологий образования. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно-просветительскими учреждениями. Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.

Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся:

  • Рациональная организация учёбы, труда и отдыха.
  • Гигиеническое воспитание.
  • Сформированность здорового образа жизни.
  • Оздоровление, лечение.
  • Использование здоровьесберегающих технологий образования.
  • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
  • Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно-просветительскими учреждениями.
  • Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии: Здоровьесберегающие  образовательные технологии Здоровьесберегающие  медицинские технологии Здоровьесберегающие технологии  административной работы в школе Здоровьесберегающие  технологии семейного воспитания.

Здоровьесберегающие технологии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие медицинские технологии

Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе

Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) ЗСОТ – совокупность всех используемых  в образовательном процессе приёмов,  методов, технологий, не только оберегающих  здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды,  но и способствующих воспитанию  у учащихся культуры здоровья.  Задачи здоровьесберегающей педагогики:   сформировать  культуру здоровья. обеспечить выпускнику  школы высокий уровень  реального здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)

ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного

воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Задачи здоровьесберегающей педагогики:

сформировать культуру здоровья.

обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.

Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии,  программы, методы, которые направлены  на воспитание у учащихся культуры здоровья,  личностных качеств, способствующих его  сохранению и укреплению, формирование  представления о здоровье как ценности,  мотивацию на ведение ЗОЖ.  Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)

ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.

Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Дорога к здоровью: Использование  здоровье- сберегающих  технологий как  основного инстру-  мента педаго-  гической работы: творческий характер  образовательного процесса  использование активных  форм и методов обучения  формирование интереса  к учению  деятельностный  подход в обучении.   использование активных  форм и методов обучения  формирование интереса  к учению  деятельностный  подход в обучении.  Обучение  вопросам  здоровья Воспитание культуры здоровья

Дорога к здоровью:

Использование здоровье-

сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы:

  • творческий характер образовательного процесса
  • использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении.
  • использование активных форм и методов обучения
  • формирование интереса к учению
  • деятельностный подход в обучении.

Обучение вопросам здоровья

Воспитание культуры здоровья

5% 10% 20% 30% 50% 70% 90% Лек-  ции Чтение Аудиовизуальные  методы Демонстрация Дискуссионные группы Практические действия Обучение других

5%

10%

20%

30%

50%

70%

90%

Лек- ции

Чтение

Аудиовизуальные методы

Демонстрация

Дискуссионные группы

Практические действия

Обучение других

Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:  1. Экологическое  2. Эмоционально-поведенческое:  - уровень коммуникативной культуры  - эмоционально-психологический климат  - стиль поведения учащихся и учителя на уроке  - формы и характер поведения учащихся на переменах  - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.  3. Вербальное  4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.

Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:

1. Экологическое

2. Эмоционально-поведенческое:

- уровень коммуникативной культуры

- эмоционально-психологический климат

- стиль поведения учащихся и учителя на уроке

- формы и характер поведения учащихся на переменах

- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.

3. Вербальное

4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.

Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Действие звуковых раздражителей Воздушно-тепловой режим Освещение естественное и искусственное Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) Использование персональных компьютеров Питание учащихся Качество используемой питьевой воды.

Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП):

  • Обеспечение гигиенических условий ОП:
  • Действие звуковых раздражителей
  • Воздушно-тепловой режим
  • Освещение естественное и искусственное
  • Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов)
  • Использование персональных компьютеров
  • Питание учащихся
  • Качество используемой питьевой воды.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса: Рациональная организация учебного процесса Рациональное расписание учебных занятий Двигательная активность учащихся Рациональная организация урока Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения Рациональная организация общего режима дня школьников

Здоровьесберегающая организация учебного процесса:

  • Рациональная организация учебного процесса
  • Рациональное расписание учебных занятий
  • Двигательная активность учащихся
  • Рациональная организация урока
  • Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения
  • Рациональная организация общего режима дня школьников
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). № Факторы урока 1 Уровни гигиенической рациональности урока Плотность урока 2 рациональный Недостаточно рациональный 3 Не менее 60% и не более 75-80% Количество учебной деятельности 85-90% Средняя продол-жительность различных видов учебной деятельности нерациональный 4-7 Не более 10 мин Более 90% 2-3 11-15 мин 1-2 Более 15 мин

Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.).

Факторы урока

1

Уровни гигиенической рациональности урока

Плотность урока

2

рациональный

Недостаточно рациональный

3

Не менее 60% и не более 75-80%

Количество учебной деятельности

85-90%

Средняя продол-жительность различных видов учебной деятельности

нерациональный

4-7

Не более 10 мин

Более 90%

2-3

11-15 мин

1-2

Более 15 мин

4 Частота чередо-вания различных видов учебной деятельности 5 6 Смена не позже чем через 7-10 мин Количество видов преподавания Чередование видов преподавания 7 Смена через 11-15 мин Не менее 3-х Смена через 15-20 мин Не позже чем через 10-15 мин 8 2 Наличие эмоцио-нальных разрядок 9 2-3 1 Через 15-20 Место и длитель-ность применения ТСО Не чере-дуются В соответс-твии с ги-гиеническими нормами Чередование позы 1 В соответст-вии с видом работы нет С частичным соблюдением гигиеничес-ких норм В произ-вольной форме Имеются слу-чаи несоот-ветствия позы виду работы Частые несоот-ветствия позы виду работы

4

Частота чередо-вания различных видов учебной деятельности

5

6

Смена не позже чем через 7-10 мин

Количество видов преподавания

Чередование видов преподавания

7

Смена через 11-15 мин

Не менее 3-х

Смена через 15-20 мин

Не позже чем через 10-15 мин

8

2

Наличие эмоцио-нальных разрядок

9

2-3

1

Через 15-20

Место и длитель-ность применения ТСО

Не чере-дуются

В соответс-твии с ги-гиеническими нормами

Чередование позы

1

В соответст-вии с видом работы

нет

С частичным соблюдением гигиеничес-ких норм

В произ-вольной форме

Имеются слу-чаи несоот-ветствия позы виду работы

Частые несоот-ветствия позы виду работы

10 Наличие, место, содержание и продолжитель-ность физкультминуток 11 На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов-торениями каждого Психологический климат 12 1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер-жанием или продолжите-льностью Преобладают положитель-ные эмоции Момент наступ-ления утомления учащихся по снижению учеб-ной активности Отсутст-вуют Имеются слу-чаи отрица-тельных эмоций Не ранее 40 мин Преобла-дают отри-цательные эмоции Не ранее 35-37 мин До 30 мин

10

Наличие, место, содержание и продолжитель-ность физкультминуток

11

На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов-торениями каждого

Психологический климат

12

1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер-жанием или продолжите-льностью

Преобладают положитель-ные эмоции

Момент наступ-ления утомления учащихся по снижению учеб-ной активности

Отсутст-вуют

Имеются слу-чаи отрица-тельных эмоций

Не ранее 40 мин

Преобла-дают отри-цательные эмоции

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.) Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.). Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.)

  • Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
  • Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).
  • Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
  • Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.).
  • Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
  • Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
Чередование позы в соответствии с видом работы. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
  • Чередование позы в соответствии с видом работы.
  • Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
  • Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). Темп окончания урока:  «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка.  «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка.
  • Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками.
  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
  • Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО).
  • Темп окончания урока:
  • «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка.
  • «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания;
  • спокойное завершение урока;
  • задерживание учащихся после звонка.
Литература Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – 2002. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,- 2002. – 121 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.

Литература

  • Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – 2002.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,- 2002. – 121 с.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998.
  • Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.