Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в современной школе
Наиболее распространены
болезни:
- Костно-мышечной системы и соединительной ткани.
- Органов пищеварения.
- Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата.
- Нервной системы.
- Органов дыхания.
- Психические расстройства и расстройства поведения.
Из постановления правительства РФ от 29. 12. 2001. № 916 «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…»
Образовательные учреждения осуществляют:
Сбор, первичную обработку, оценку информации,
полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры
санитарно- эпидемиологического
надзора.
Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.
Показатели здоровья:
- Общая заболеваемость ( уровень и структура).
- Острая заболеваемость (уровень и структура).
- Заболеваемость в случаях, в днях
на 1 ребёнка.
- % часто болеющих детей.
- % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.
- % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой.
- % детей, функционально незрелых к обучению.
- % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе.
- % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
- Распределение детей по группам здоровья.
Показатели физического развития:
- Длина тела.
- Масса тела (в граммах).
- Динамометрия: левой и правой кисти.
- Жизненный объём лёгких (в мл.).
- Окружность грудной клетки в паузе (покое)
- ( в см.).
- Весо-ростовой индекс.
- Дефицит или избыток тела.
- Интегральный показатель физического развития.
- Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %).
Измерения проводятся до 1 ноября.
Психолого-педагогические.
Учебно-организационные
Гигиенические
Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей
Управленческие
Гигиенические условия, факторы:
- Шум.
- Освещённость..
- Воздушная среда.
- Размер помещений, кубатура.
- Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы).
- Используемые стройматериалы, краска.
- Мебель: размеры, размещение.
- Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры.
- Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания.
- Качество питьевой воды.
- Экологическое состояние прилегающей к школе территории.
- Состояние сантехнического оборудования.
- Наличие системы санитарно-просветительской работы.
Учебно-организационные факторы:
- Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся.
- Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году.
- Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.).
- Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время).
- Особенности устава школы и норм школьной жизни.
- Медицинское и психологическое обеспечение школы.
- Участие родителей учащихся в жизни школы.
- Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали».
- Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали».
- Интегрированность школы в окружающий социум.
- Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
- Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
- Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения.
- Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики.
- Нарушения правил техники безопасности и охраны труда.
- Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ.
- Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
Психолого-педагогические факторы:
- Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок.
- Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
- Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок.
- Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам.
- Особенности работы с «трудными» подростками в классе.
- Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе).
- Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений.
- Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
- Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения.
- Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
- Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Управленческие:
- Наличие/отсутствие необходимой нормативно-правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ.
- Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы.
- Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей.
- Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.
- Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления , работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья , превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ»
- Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания.
- Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма.
- Кадровое обеспечение ( медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.
- Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно-ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья
- Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья.
- Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ . Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.
Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.)
- Здоровье ученика в режиме дня школы.
- Здоровье учителя.
- Школьное питание. Какое оно?
- Соблюдение гигиенического режима.
- Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития.
- Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке.
- Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии.
- Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии.
- Нормализация учебной нагрузки на уроке.
- Дозирование домашнего задания.
- Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе.
- Микроклимат в школе.
Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы»
Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня.
Задачи:
- Определить состояние самочувствия ученика.
- Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика.
- Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика.
Объект исследования: система УВП в школе.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы.
Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.
Программа проведения ДДРК:
- Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала.
- Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК.
- Примерные сроки проведения ДДРК.
- Анализ материала и выявление тенденций.
- Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии.
- Проведение педсовета или педконсилиума.
Понятие здоровья
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Основные факторы, обуславливающие здоровье:
- Образ жизни -50-55 %
- Влияние экологических факторов -20-25%
- Биологические (наследственные) – 20%
- Недостатки и дефекты здравоохранения -10%
(По Лисицину Ю.П.)
Цветок здоровья
ПСИХИЧЕСКОЕ – здоровье разума
ФИЗИЧЕСКОЕ – здоровье тела
СОЦИАЛЬНОЕ – здоровье общества
ДУХОВНОЕ – система ценностей и убеждений
ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКОЕ – здоровье эмоций
ИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ – получение и обработка информации
СОБЛЮДЕНИЕ
САНИТАРНО-
ГИГИЕНИЧЕСКОГО
РЕЖИМА
Двигательная
активность
Борьба с
вредными
привычками
Соблюдение
правил ТБ
Соблюдение
правил дорожного
движения
Сочетание труда
И отдыха
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Благоприятный
морально-
психологический
климат
Система
физкультурно-
оздоровительных
мероприятий
Рациональное
питание
Культура
общения
Закаливание
Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся:
- Рациональная организация учёбы, труда и отдыха.
- Гигиеническое воспитание.
- Сформированность здорового образа жизни.
- Оздоровление, лечение.
- Использование здоровьесберегающих технологий образования.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно-просветительскими учреждениями.
- Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии:
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровьесберегающие медицинские технологии
Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе
Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ)
ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного
воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Задачи здоровьесберегающей педагогики:
сформировать культуру здоровья.
обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.
Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ)
ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.
Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Дорога к здоровью:
Использование здоровье-
сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы:
- творческий характер образовательного процесса
- использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении.
- использование активных форм и методов обучения
- формирование интереса к учению
- деятельностный подход в обучении.
Обучение вопросам здоровья
Воспитание культуры здоровья
5%
10%
20%
30%
50%
70%
90%
Лек- ции
Чтение
Аудиовизуальные методы
Демонстрация
Дискуссионные группы
Практические действия
Обучение других
Здоровьесберегательное образовательное пространство школы:
1. Экологическое
2. Эмоционально-поведенческое:
- уровень коммуникативной культуры
- эмоционально-психологический климат
- стиль поведения учащихся и учителя на уроке
- формы и характер поведения учащихся на переменах
- забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.
3. Вербальное
4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП):
- Обеспечение гигиенических условий ОП:
- Действие звуковых раздражителей
- Воздушно-тепловой режим
- Освещение естественное и искусственное
- Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов)
- Использование персональных компьютеров
- Питание учащихся
- Качество используемой питьевой воды.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса:
- Рациональная организация учебного процесса
- Рациональное расписание учебных занятий
- Двигательная активность учащихся
- Рациональная организация урока
- Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения
- Рациональная организация общего режима дня школьников
Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.).
№
Факторы урока
1
Уровни гигиенической рациональности урока
Плотность урока
2
рациональный
Недостаточно рациональный
3
Не менее 60% и не более 75-80%
Количество учебной деятельности
85-90%
Средняя продол-жительность различных видов учебной деятельности
нерациональный
4-7
Не более 10 мин
Более 90%
2-3
11-15 мин
1-2
Более 15 мин
4
Частота чередо-вания различных видов учебной деятельности
5
6
Смена не позже чем через 7-10 мин
Количество видов преподавания
Чередование видов преподавания
7
Смена через 11-15 мин
Не менее 3-х
Смена через 15-20 мин
Не позже чем через 10-15 мин
8
2
Наличие эмоцио-нальных разрядок
9
2-3
1
Через 15-20
Место и длитель-ность применения ТСО
Не чере-дуются
В соответс-твии с ги-гиеническими нормами
Чередование позы
1
В соответст-вии с видом работы
нет
С частичным соблюдением гигиеничес-ких норм
В произ-вольной форме
Имеются слу-чаи несоот-ветствия позы виду работы
Частые несоот-ветствия позы виду работы
10
Наличие, место, содержание и продолжитель-ность физкультминуток
11
На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов-торениями каждого
Психологический климат
12
1 физкульт-минутка с неправиль-ным содер-жанием или продолжите-льностью
Преобладают положитель-ные эмоции
Момент наступ-ления утомления учащихся по снижению учеб-ной активности
Отсутст-вуют
Имеются слу-чаи отрица-тельных эмоций
Не ранее 40 мин
Преобла-дают отри-цательные эмоции
Не ранее 35-37 мин
До 30 мин
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.)
- Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов).
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.).
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3).
- Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через 10-15 мин.).
- Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся.
- Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
- Чередование позы в соответствии с видом работы.
- Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на 15-20 мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
- Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
- Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками.
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
- Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%).
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО).
- Темп окончания урока:
- «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка.
- «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания;
- спокойное завершение урока;
- задерживание учащихся после звонка.
Литература
- Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье-сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – 2002.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,- 2002. – 121 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование,1998.
- Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.