ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ -
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Сущность здоровьесберегающего урока
- обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока,
- позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни .
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА
- Принцип двигательной активности,
- Принцип оздоровительного режима,
- Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания,
- Принцип реализации эффективного закаливания,
- Принцип психологической комфортности,
- Принцип опоры на индивидуальные особенности ребёнка.
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка (учёт ведущего темперамента);
Для реализации данных принципов выбраны и систематизированы педагогические методы и приёмы обучения.
- Стретчинг
- Витаминизация и аромотерапия
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Организация работы в режиме смены позы
Не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут, в хорошо проветренном помещении.
- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
- для снятия утомления плечевого пояса и рук,
- -для снятия напряжения с мышц туловища;
- -гимнастика пальчиковая;
- -гимнастика бодрящая
Успокаивающее дыхание: Вдох выдох пауза
4 с - 5с - 2с
4 с - 4 с - 2с
4 с - 6с – 2с
Мобилизующее дыхание: Вдох выдох пауза
4с - 2с - 4с
4с - 5с - 2с
4с - 6с - 2с
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
- Гигиенические условия в классе (кабинете);
- Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- Число использованных учителем видов преподавания;
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
- Чередование видов преподавания;
- Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Физкультминутки и физкультпаузы;
- Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- Благоприятный психологический климат на уроке;
- Преобладающее выражение лица учителя;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- Темп и особенности окончания урока;
- Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
- чистота,
- температура и свежесть воздуха,
- рациональность освещения класса и доски,
- наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- решение примеров, задач,
- практические занятия и т. д .
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
- Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания
- не позже чем через 10-15 минут.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
- Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
- Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
- учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
- учитель мог прокомментировать задание на дом,
- попрощаться со школьниками.
- Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны.
- не менее 2 раз в год школьников, сидящих в 1 и на 3 рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот.
- Недопустимо использовать 5 рядов так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела.
- Впереди ряда ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие.
- Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 2м, а до последнего – 8м.
- надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья.
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
- Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
- Самомассаж
- Использование новых форм организации урока
- Комфортное начало и окончание урока
- Арттерапия – коррекция через творчество
- Технологии музыкального воздействия
- Сказкотерапия
- Цветотрапия
- Психогимнастика
- Личный пример учителя
Красный цвет влияет на физическое состояние.
Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности.
Жёлтый – на умственное, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача.
Голубой –влияет на эмоции.
Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
Синий цвет способствует восстановлению нервной
системы, помогает при рассеянности.
От цвета бумаги изменяется даже число верных ответов.
- Например , на зелёной бумаге число верных ответов было на 20% больше, чем на белой,
- на красной , напротив, уменьшилось на 19%.
- использование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока.
- музыка влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие.
- Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы.
- Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
- Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие , психоэмоциональное состояние.
для наглядной пропаганды здорового образа жизни.
- На это “дерево” заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение.
- Рисунки на полях тетради символа дня, лепка рисование, вышивание
- Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения
Обоснование применения технологии В. Ф. Базарного
- Базарный Владимир Филиппович (род. 04.05.1942 г.), русский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, создатель нового направления в науке - здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей.
- В 1964 г. окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом в детской глазной больнице. Руководил краевым детским глазным отделением. Сделал более 6 тысяч операций. В 1977-91 годах руководил Красноярской краевой лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АН СССР. С 1991 года - руководитель Московской областной Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (г. Сергиев Посад).
Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение
Строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности
Режим дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”
- Не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников
учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Факты:
- Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
- У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
I . Если утром вам надо встать пораньше, вы
1. заводите будильник,
2. доверяете внутреннему голосу,
3.полагаетесь на случай.
II . Проснувшись утром, вы
1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела,
2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия,
3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.
III . Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV . Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть.
V . Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами 1. каждый день 2. иногда 3. редко VI . Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, то пытаетесь разрешить ее 1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию, 2. флегматичным отстранением от споров 3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров
- VII . Надолго ли вы обычно задерживаетесь после окончания занятий 1.не более чем на 20 минут 2.до 1 часа 3.более 1 часа
- VIII . Чему вы обычно посвящаете свое свободное время? 1.встречам с друзьями, общественной работе 2.хобби, 3.домашним делам
- IX . Встреча с друзьями и прием гостей для вас – это 1.возможность встряхнуться и отвлечься от забот 2.потеря времени и денег 3.неизбежное зло
- X . Когда вы ложитесь спать? 1.всегда примерно в одно и тоже время 2.по настроению 3.по окончанию всех дел
XI . Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1. все сразу, 2. часть летом, а часть – зимой, 3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел. XII . Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1. ограничиваетесь ролью болельщика, 2. делаете зарядку на свежем воздухе, 3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.
- XIII . За последние 14 дней вы хотя бы раз 1. танцевали,
- 2. занимались физическим трудом или спортом, 3. прошли пешком не менее 4 км. XIV . Как вы проводите летние каникулы? 1. пассивно отдыхаете, 2. физически трудитесь, например, в саду, 3. гуляете и занимаетесь спортом. XV . Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1. любой ценой стремитесь достичь своего, 2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды,
- 3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.
1
1
30
2
2
3
3
20
10
10
20
30
4
0
30
30
5
0
0
0
6
0
10
7
30
20
30
8
10
9
0
30
30
30
10
10
10
11
0
30
20
30
30
0
12
0
0
20
13
0
0
14
0
0
15
30
30
0
0
30
20
30
30
- 400-480 очков : у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
- 280-400 очков : вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
160-280 очков : вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
- Менее 160 очков : по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.
Ведь оздоровление в школе должно начинаться именно
с нас.
“ Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
СОКРАТ