Здоровьесберегающие технологии.
Прежде чем начать разговор о здоровьесберегающих технологиях следует рассмотреть такие понятия, как «здоровье» и «технология».
По определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Большая советская энциклопедия дает следующее определение понятию «здоровье»: «здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких — либо болезненных изменений» . По мнению И.С. Ларионовой, «здоровье это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде» Ларионова И.С. Здоровье современного человека как ценность-Материалы конференции «Человек будущего» http://genmir.ru/b/dok/lar2.htm. Исходя из этих определений можно выделить следующие компоненты здоровья: здоровье физическое (биологическое), здоровье психическое и здоровье социальное.
Исходя из темы исследования, на наш взгляд, следует обратиться к определению понятия «технология», принятому в педагогической науке. На сегодняшний день предлагается достаточное количество определений этого явления. Так, в педагогическом словаре , «педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели». П. т. предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. В определении, предложенном ЮНЕСКО, педагогическая технология рассматривается как «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования». В нашем понимании, педагогическая технология — это более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс продуктивного взаимодействия учителя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели.
Исходя из данных определений, можно утверждать, что здоровьесберегающие технологии – это более или менее запрограммированный процесс продуктивного взаимодействия учителя и учащегося, направленный на достижение физиологического, психологического и социального здоровья учащегося.
Одним из важнейших компонентов педагогической технологии являются средства обучения. Средствами физического воспитания являются физические упражнения оздоровительной направленности, оздоровительные силы природы, дыхательные и психорегулирующие упражнения аутогенной тренировки, а методами рациональные способы обучения, решающие широкий круг задач стоящий перед учителем.
Наиболее распространенными физическими упражнениями оздоровительной направленности являются разнообразные общеразвивающие гимнастические упражнения, которые в сочетании с оздоровительными силами природы и психорегулирующими упражнениями, оказывают выраженный оздоровительный эффект на все системы организма человека.
Говоря о здоровьесбережении человека, особенно школьника, нельзя забывать о рациональном питании, режиме дня, где гармонично должны сочетаться двигательная активность, умственная работа и отдых.
В процессе учебного дня учителя обязаны использовать такие средства как:
Утренняя зарядка в начале учебного дня.
Физкультминутки.
Физкультпаузы, проводимые на переменах.
Упражнения необходимо выполнять в проветренном помещении или на свежем воздухе, можно под ритмическую музыку в сочетании с дыхательными упражнениями.
Необходимо обучать детей для снятия напряжения с глаз, упражнениям для профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.
Всем этим упражнениям дети обучаются на уроках физической культуры, а также получают теоретические знания необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями, учатся правильно составлять комплексы физических упражнений, контролировать свое самочувствие, вести дневник самоконтроля.
Многие занимаются такими популярными оздоровительными системами как фитнес, пилатес, ушу, йога, стретчинг, изотон.
Особо хотелось бы отметить отечественную систему «ИЗОТОН» Изотон- это научно обоснованная оздоровительная система разработанная В.Н.Селуяновым с соавторами в 1992г в лаборатории центрального института физической культуры сейчас РГФАК. Цель системы - улучшение самочувствия, работоспособности, физической формы. Название система получила по типу используемых физических упражнений - изотонических то есть таки при которых мышцы выполняют работу в статодинамическом режиме.
В своей же работе автор данной статьи творчески подходит к решению оздоровительных задач опираясь на теорию и методику физического воспитания учитывает возрастные особенности занимающихся их физическую подготовленность и личностную направленность.