СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование охватывает большое количество детей дошкольного возраста, в связи с чем, вопрос здоровьесбережения на занятиях затрагивается регулярно.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования»

Северное управление министерства образования и науки Самарской области







Окружная открытая научно-практическая конференция педагогов

«ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»




Секция № 6

«Современные педагогические технологии, как фактор повышения качества дошкольного образования»











ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол

СП «Поиск»,

Методист

Кабанова Ангелина Сергеевна















Сергиевск, 2018

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кабанова Ангелина Сергеевна

П.г.т. Суходол (ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол СП «Поиск»)


Здоровье человека, а тем более здоровье ребенка – это всегда актуальная тема для обсуждения, а в 21 веке она становится первостепенной. Российская педагогическая энциклопедия определяет здоровье детей как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Для сохранения здоровья детей в сфере дополнительного образования необходимо использовать: здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Дополнительное образование охватывает большое количество детей дошкольного возраста, в связи с чем, вопрос здоровьесбережения на занятиях затрагивается регулярно.

Сущность здоровьесберегающего занятия состоит в том, что это занятие обеспечивает обучающемуся и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца занятия, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно в дальнейшей жизни.

Принципы здоровьесберегающего занятия, направленные на укрепление физиологического здоровья: 1) принцип двигательной активности; 2) принцип оздоровительного режима; 3) принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания.

Для реализации данных принципов применяются здоровьесберегающие технологии. Остановимся подробнее на технологиях, направленных на сохранение и стимулирование физического здоровья.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  • Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения;

  • Гимнастика для снятия утомления плечевого пояса и рук;

  • Гимнастика для снятия напряжения с мышц туловища и ног;

  • Бодрящая гимнастика;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Самомассаж;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Гимнастика для глаз;

  • Релаксация;

  • Организация работы в режиме смены позы.

Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения

Физкультминутки для мозгового кровообращения положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Примеры таких физкультминуток можно посмотреть на слайде 6.

Бодрящая гимнастика

Многие педагоги дополнительного образования занимаются с обучающимися в возрасте 5-7 лет. Часто занятия проходят в детских садах после тихого часа. Как помочь ребенку проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день? Конечно же, провести бодрящую гимнастику после дневного сна! Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Бодрящую гимнастику проводят в любое время года в хорошо проветренном помещении. Бодрящая гимнастика может занимать от 5 до 10 минут. При выполнении данных упражнений можно использовать различные массажные коврики. Для детей дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания.

В комплекс бодрящей гимнастики нужно включать дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия (игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста представлены на слайде 7), нарушения осанки. Чтобы предупредить нарушение осанки нужно особое внимание уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. И лучше всего эти упражнения выполнять после дневного сна из положения лёжа на ковриках, при этом необходимо следить за правильным дыханием обучающихся. Примеры упражнений бодрящей гимнастики для обучающихся дошкольного возраста представлены на слайде 8.

Дыхательная гимнастика

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабые, поэтому дыхательные упражнения им очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста представлены на слайде 9. Дыхательные упражнения и упражнения, направленные на профилактику плоскостопия можно объединить в один комплекс и проводить в течение 3-5 минут во второй половине занятия. Данный комплекс упражнений следует чередовать, например, с комплексом бодрящей гимнастики.

Самомассаж

На занятиях можно использовать тренажёр для стоп (массажный коврик). Это квадрат 30 см х 30 см из хлопчатобумажной ткани или другого материала с галькой, пуговицами и т.д. Ткань должна быть не тонкой, чтобы ногам было не больно. Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость. Его можно использовать следующим образом: на одном из занятий обучающиеся дошкольного возраста разуваются, и все занятие их ноги стоят на массажном коврике. А можно использовать коврик при проведении физкультминуток в начале занятия или по прошествии 2/3 от занятия (дети становятся на коврик только во время физкультминуток, дыхательных упражнений, бодрящей или пальчиковой гимнастике, зарядки для глаз).

Пальчиковая гимнастика

На занятиях в дополнительном образовании, также как и в школе, немало важными являются упражнения для разминки пальчиков и кистей рук и гимнастика для глаз. На занятиях любой направленности для детей в возрасте 5-7 лет необходимо применять упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.

Примеры пальчиковой гимнастики представлены на слайде 10. Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Эту гимнастику можно включать в комплекс других физкультминуток в течение занятия, а также на занятиях художественной и научно-технической направленностей – необходимо проводить в начале занятия в течение 2-3 минут.

Релаксация - это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического, а также расслабления), что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Очень полезна релаксация для детей в возрасте от 6-7 лет. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Проводятся такие упражнения на любом этапе занятия, если педагог видит, что дети стали невнимательными и излишне возбужденными.

Процесс релаксации лучше всего сопровождать музыкой. Музыка обладает поистине фантастическим умением регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Она помогает преодолевать ощущения дискомфорта, выражающиеся страхом, неуверенностью, растерянностью и боязнью. Способствует этому и музыка природы. Релаксация достигается при прослушивании шелеста листьев и пения птиц, шума дождя и журчания ручья. Музыка природы дарит обучающимся уверенность и хорошее настроение. Чтобы уменьшить излишнюю возбудимость у детей и настроить их на рабочий лад, необходимо сочетать спокойные классические мелодии и звуки природы. Релаксация при этом наиболее эффективна.

Для наглядности я бы хотела продемонстрировать некоторые упражнения из Приложения 1.

И в заключение отметим, что здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.

Приложение 1


Упражнения для релаксации


В лесу.

Переживание эмоционального состояния. (Тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки.

Этап выхода из сложной ситуации, успокоения. (Радостная музыка – Бах «Воздух» (сюита №3 ре-мажор)) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики. Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.

Эмоциональное расслабление. (Спокойная музыка для релаксации – Моцарт «Музыка ангелов») В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.


Облачко.

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко  похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся  по небу вместе с ним. (Легкая музыка Чайковского) От дуновения ветра форма облака меняется. Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.




Пчелка в цветке.

Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная») Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. (Платок убираем, музыку меняем).



Волшебные ножницы.

Звучит музыка Шестаковича «Ленинградская симфония».

Педагог предлагает ребенку нарисовать себя.  Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок  обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (музыка Моцарта). После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого.  А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.


Снеговики.

Педагог предлагает ребенку превратиться в Снеговика.  Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(Музыка Шопена «Зимняя сказка»). Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок  опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!