Презентация из опыта работы
«Здоровьесберегающие технологии, используемые
в образовательном процессе»
Подготовила:
старший воспитатель
МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка»
Дегтярёва Ю.В.
«Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься» Януш Корчак
ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
– это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
- «Не навреди!»;
- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
- систематичности и последовательности;
- доступности и индивидуальности;
- всестороннего и гармонического развития личности;
- системного чередования нагрузок и отдыха;
- постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
- сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
- становление культуры здоровья детей и педагогов.
ТЕХНОЛОГИЯ
- инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая
СУЩНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально - педагогической деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ОТЛИЧАЮТ :
конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов : первичной педагогической диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной педагогической диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой педагогической диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - это позитивное воздействия на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий, которые грамотно «встроены» в общую систему функционирования ДОУ, направлены на благо здоровья детей и отвечающие единству целей и задач. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА:
ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
Применительно к ребёнку:
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
ЦЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
Применительно ко взрослым:
содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ
- нормативно – правовое обеспечение;
- создание условий;
- программно – методическое обеспечение.
КАДРОВЫЙ РЕСУРС:
- воспитатели;
- инструктор по физической культуре;
- медицинский работник;
- музыкальный руководитель;
- педагог – психолог;
- учитель-логопед.
СМИРНОВЫМ Н.К. И ХАБАРОВОЙ Т.В.
БЫЛА РАЗРАБОТАНА КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДОУ:
- медико-профилактические технологии;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка;
- здоровьесберегающие образовательные технологии по формированию ЗОЖ и ОБЖ;
- здоровьесберегающая активной развивающей среды;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ;
- валеологического просвещения родителей.
1. МЕДИКО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников
3. ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка - дошкольника
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ :
- при психолого – педагогическом сопровождении развития ребенка и педагога в педагогическом процессе ДОУ, в период адаптации;
- проведении психогимнастики, релаксации, арт -, сказко -, музыко - песко -, цвето -, куклотерапия и т.д.;
- специально организованных встреч и коммуникативных игр;
- игровых тренингах с детьми и педагогами.
4. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОЖ И ОБЖ
– технологии формирования у детей осознанного отношения к здоровью и умения оберегать его, накопления знаний по ЗОЖ и ОБЖ. Воспитание валеологической культуры и культуры здоровья дошкольников.
ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП:
учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития,
учет детских интересов и предпочтений
в содержании и видах деятельности
в ходе воспитания и обучения.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ :
- в моделировании образовательных ситуациях на тему «Здоровье» и «Безопасность»;
- в играх – тренингах и игротерапии;
- ситуативных беседах по ЗОЖ и ОБЖ;
- взаимодействии всех участников образовательного процесса с социальной средой;
- развитии культурно - гигиенических навыков.
5. ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ АКТИВНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ - технологии, направленные на
развитие психических процессов и эмоционально - волевой сферы с помощью стимуляции базовых чувств
и вестибулярных рецепторов; ознакомление детей со своим телом, ощущениями, чувствами.
РЕАЛИЗУЕТСЯ
- в сенсорном центре/сенсорной комнате;
- при использовании сенсорных панелей, бизибордов, сухого дождя и сухого бассейна;
- предпочтительно мягкое напольное покрытие, пуфы, зеркала, звукодизайн
6. ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕОБОГАЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
РЕАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ:
- при обсуждении вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических;
- проведение и посещение занятий, направленных на здоровьесбережение;
- посещение научно - практических конференций;
- в интерактивных формах деятельности (деловые игры, тренинги и т.д.);
- семинарах-практикумах и мастер-классах;
- консультационной работе с педагогами;
- при проведении массовых физкультурно –
- оздоровительных мероприятий.
7. ТЕХНОЛОГИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
- задача данных технологий -
привлечение родителей к систематическим совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ, обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников.
В ЦЕЛЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ НАМИ РАЗРАБОТАНА СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ, К КОТОРЫМ ОТНОСЯТСЯ:
- родительские собрания, конференции, беседы с участием специалистов;
- совместные спортивные праздники, дни здоровья;
- консультационная работа;
- создание папок-передвижек, памяток, буклетов, информационных листовок и презентаций;
- онлайн – анкетирование с использование облачных технологий по вопросам воспитания здорового ребёнка и формирования ЗОЖ в семье;
- информационное обеспечение по вопросам ЗОЖ через образовательный сайт и группу ДОУ в VK.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
- анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды дошкольного учреждения;
- организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ;
- установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения;
- освоение педагогами дошкольного учреждения методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ;
- внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых;
- работа валеологической направленности с родителями воспитанников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
- сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ;
- взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп;
- проявление умений и знаний всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ;
- формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
- внедрение научно - методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
- улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Берегите свое здоровье и здоровье детей. Желаем Нам успехов!
CПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!