СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии, как средство сохранения здоровья воспитанников в условиях общеобразовательной школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вработераскрываетсясущностьиособенностиздоровьезберегающихтехнологийкакфактораразвитиявоспитанниковшколы-интерната, рольпедагогавздоровьезберегающейпедагогике.

Особое внимание уделено социализации учащихся школы-интерната посредством физкультурно-оздоровительного кружка.

В работе представлены материалы практического применения здоровьезберегающих технологий

Ключевые слова:физическое развитие,физическое воспитание,санитарно-гигиенические навыки,разумный  отдых, двигательная  активность,эмоциональныйподьем, укрепление здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии, как средство сохранения здоровья воспитанников в условиях общеобразовательной школы-интерната»

Бучельникова Людмила Васильевна. Воспитатель. Государственное общеобразовательное учреждение «Амвросиевская школа-интернат №4».

e-mail: polinamama2906@gmail.com

Здоровьесберегающие технологии, как средство сохранения здоровья воспитанников в условиях общеобразовательной школы-интерната

Аннотация

В работе раскрывается сущность и особенности здоровьезберегающих технологий как фактора развития воспитанников школы-интерната, роль педагога в здоровьезберегающей педагогике.

Особое внимание уделено социализации учащихся школы-интерната посредством физкультурно-оздоровительного кружка.

В работе представлены материалы практического применения здоровьезберегающих технологий

Ключевые слова: физическое развитие, физическое воспитание, санитарно-гигиенические навыки, разумный отдых, двигательная активность, эмоциональный подьем, укрепление здоровья.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь.

Современная школа готовит детей к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.

Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. Состояние здоровья детей и их успеваемость в учебе тесно взаимосвязаны, вследствие этого неудовлетворительное состояние здоровья детей ведет к целому комплексу школьных проблем.

Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне – принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и управленческой деятельности работников образования. Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Сущность и особенности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Физическое развитие школьников включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. Наряду с осуществлением физического развития оно призвано вызывать интерес и потребность к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического воспитания и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение учащихся системой знаний о сущности и общественном значении уроков физкультуры и их влияние на всестороннее развитие личности. Активное освоение ценностей физической культуры может успешно осуществляться в том случае, если школьник познает себя как личность, знает свои возрастные особенности, физические способности и их влияние на свое здоровье.

Большое место в физическом воспитании занимает формирование у школьников санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельности. Сюда входит поддержание надлежащей гигиены тела и одежды, соблюдение требований режима дня, а также санитарно-гигиенических правил в школе.

Очень важной содержательной частью физического воспитания является развитие у учащихся двигательных умений и навыков, отработка и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии как раз и предполагают комплексный подход к укреплению здоровья учащихся. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

- проведение комплексной диагностики;

- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганда здорового образа жизни;

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Система оздоровительной работы, общеобразовательных и учебных заведений внедряется с целью:

- Воспитание ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности;

- Формирование у детей и воспитанников молодежи навыков здорового образа жизни;

- Оптимизации режима учебно-воспитательного процесса;

- Увеличение двигательной активности детей и учащейся молодежи;

- Активизации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы всех звеньев системы образования. Обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия:

- Урок (занятие) по физической культуре

- Утренняя гимнастика в школе-интернате

- Физкультурные минутки, физкультурные паузы во время учебного процесса;

- Занятия с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе – соблюдение техники безопасности во время проведения урочных и внеурочных форм занятий по физическому воспитанию.

Согласно общему положению:

1.1. Физическое воспитание детей учебных заведений является неотъемлемой составляющей образования, которое обеспечивает возможность приобретения каждым ребенком необходимых научно обоснованных знаний о здоровье и способах его укрепления, методики организации содержательного досуга и направлено на формирование у них физического , социального и духовного здоровья, совершенствование физической и психической подготовки к ведению активной длительной жизни и профессиональной деятельности.

1.2. Основу системы физического воспитания детей и юношества составляет комплекс показателей объема еженедельной двигательной активности, уровень специальных знаний об особенностях двигательной активности современного человека, его физическое развитие, состояние функциональных систем организма, физической работоспособности и двигательных способностей.

1.3. Физическое воспитание обеспечивается соответствующими современными научными достижениями, медицинским обслуживанием, педагогическими кадрами, материально-технической, правовой, нормативной, информационной базой и бюджетным финансированием.

1.4. Физическое воспитание детей и учащейся молодежи реализуется через систему таких дидактических компонентов: обязательный (урок или занятие, физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня), что формирует основы физической культуры личности в соответствии с Государственными стандартами образования "Физическое воспитание", и внеурочный (занятия в секциях и кружках спортивного направления учебного заведения, внешкольных учебных заведениях, самостоятельные занятия, участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях), дополняющий обязательный компонент с учетом индивидуальных мотивов, интересов и потребностей, природных способностей и состояния здоровья личности.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium – начало, основа, основное требование деятельности и поведению)

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

1.2.Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников

Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые будут работать с детьми школьного возраста и об отношении учителей к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу.

Пытаясь установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Что педагог должен уметь:

- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

- владеть основами здорового образа жизни;

- устанавливать контакт с коллективом учащихся;

- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

- прогнозировать развитие своих учащихся;

- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе с младшими школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики получить в начале оздоровления.

Учителя, воспитатели и классные руководители:

- заботятся о соблюдении учениками режима дня, правил личной и общественной гигиены, требований безопасного поведения;

- обеспечивают в учебных помещениях создания условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- предоставляют учащимся знания по сохранению и укреплению здоровья, используя межпредметные связи;

- контролируют соблюдение учениками правильной осанки в течение учебного дня;

- проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

- организуют ученические коллективы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях учебного заведения;

- способствуют привлечению школьников к занятиям в спортивных секциях и кружках физкультурно-спортивного направления;

- поддерживают связи с тренерами внешкольных учебных заведений;

- проводят пропагандистскую работу среди учащихся, их родителей по здоровому образу жизни;.

Воспитатели школ-интернатов:

- обеспечивают в учебных помещениях создания условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям техники безопасности;

- заботятся о соблюдении учениками режима дня, правил личной и общественной гигиены, требований безопасного поведения;

- способствуют формированию знаний и навыков учащихся по здоровому образу жизни;

- организуют и проводят ежедневные "часы" двигательной активности (продолжительностью 1 час, преимущественно на свежем воздухе) с использованием подвижных и народных игр, эстафет и тому подобное;

- контролируют посещение учащимися секций, кружков спортивного направления.

ГЛАВА 2. Социализация учащихся школы-интерната посредством физкультурно-оздоровительного кружка.

2.1..Практическое применение здоровьесберегающих технологий в школе-интернате..

Цель работы школы в данном направлении - социализация учащихся через физкультурно – оздоровительную деятельность. Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни, а так же формирование устойчивой гражданской позиции, направленной на сознательное отношение к собственному здоровью.

Задачи:

- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ребенка;

- Профилактика вредных привычек, овладение навыками самооздоровления;

- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;

Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать начальную, среднюю и основную школу для обучения детей здоровому образу жизни, а также профилактике заболеваний ОРВИ, профилактике плоскостопия и укрепления свода стопы, нарушения осанки и других заболеваний ведущих к проблемам с физическим и психологическим здоровьем.

В основе программы лежит синтез таких педагогических технологий, как авторская программа Н.Н.Ефименко «Театр физического развития», а так же адаптированные методики А.Уманской и Денейки, К.Утробиной, Г.Деннисона, А.Стрельниковой, А.Галанова, Л.Катрушиной, А.Бурениной, А.Антипкина с внедрением новых технологий. С этой целью разработана, система занятий, основанная на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы таких как:

Гимнастика с элементами хатха – йоги.

В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха –йога основное внимание уделяется статистическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников и младших школьников упражнений, является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка. Знакомство детей с новыми упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Освоение каждого вида движения происходит в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с постепенным усложнением техники выполнения, заканчивая творческим исполнением. Мотивация детей на правильное выполнение опирается на личный пример педагога.

Авторская система Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей» которую, я сокращенно назвала – игрогимнастика.

Эта методика базируется на законах природы и позволяет эффективно преодолевать недостатки, которые есть как у практически здоровых детей, так и у детей - инвалидов. В основе занятий лежит «физкультурная сказка», которая позволяет не только тренировать тело, но и развивает интеллект, формирует духовные качества. Занятия проводятся в виде большой тематической игры, отличаются от обычных тем, что гимнастика начинается с пробуждения и все изменения исходных положений тела меняются постепенно от лежачих (горизонтальных) к стоячим (вертикальным) таким образом, организм ребенка нагрузку получает постепенно.

Танцевально – ритмическая гимнастика (по К.Утробиной)


В этом виде гимнастики представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Укрепляет мышцы, тренирует тело, является хорошей профилактикой сколиоза.

Игровой самомассаж, вибромассаж, точечный массаж (по А.Уманской)


Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Кроме того воздействие на кончики пальцев стимулируют прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональному и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность мозга, тонизирует весь организм. Массаж биологически активных зон – полезен, в частности для работы органов дыхания и для защиты от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить для детей всех возрастов. Массаж подошв – основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Полный массаж стоп проводиться раз в неделю. Такие упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика (по М.Катрушиной)


Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Гимнастика для мозга (по Г.Деннисону)

Гимнастика для мозга разработана Полом и Гэйл Деннисонами и содержит упражнения, помогающие детям легче учиться. Определенные движения и прикосновения активизируют работу головного мозга, способствуют интеграции его полушарий, которые начинают работать более согласованно, создается доступ к тем участкам мозга, которые прежде были недоступны. Помимо коры больших полушарий мозга активируются и более глубинные мозговые структуры, в частности шишковидная железа, нормализующая биоритмы организма, благодаря чему восстанавливается ночной сон. Все это благоприятно сказывается на состоянии ребенка, который постепенно освобождается от всех блоков, препятствующих легкому обучению и установлению здоровых взаимоотношений с окружающими

Игротерапия – игры, которые лечат (по А.Галланову )

Это адаптированные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. Именно радость и эмоциональный подьем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр, мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры проведенные на свежем воздухе закаляют и укрепляют иммунитет.

Данный тип гимнастики для детей является уникальнейшей методикой, выступающей и в качестве профилактического средства, и в качестве эффективного лечения. Для детей дыхательная гимнастика очень полезна тем, что учит детей правильно дышать, помогает физическому развитию и способствует укреплению иммунитета. Уникальность методики заключается в том, что в ней упражнения выполняются вместе с сеансом вдыхания воздуха, то есть на вдох приходиться каждое движение.
В гимнастике Стрельниковой именно вдоху уделяется главное внимание: для того, чтобы выполнять эту гимнастику необходимо научиться шумно и коротко вдыхать – только со сжатыми губами и через нос, в то время, как выдох выполняется плавно и спокойно, через рот или нос по желанию. Из-за специфики дыхания специалистами данная методика называется парадоксальной. Однако при этом ими также подтверждается ее незаменимая лечебная и профилактическая ценность.

Гимнастика состоит в том, что вдыхаемый по правилам воздух насыщает кислородом организм, способствует быстрой циркуляции крови по организму, разнося питательные и полезные вещества по нему.

Данная гимнастика оказывает тонизирующее и бодрящее действие, снимает вялость и усталость. Ее используют для профилактики и лечения заболеваний дыхательной системы (также астмы и пневмонии), проблем неврологического характера и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Она применяется для исправления нарушений осанки, развития гибкости и пластичности, формирования походки.
Использовать дыхательную гимнастику можно с 3-4 лет. Упражнения можно выполнять в любом месте, в любое время и в любой позиции. Для профилактики достаточно в день одного сеанса.

Стрельниковская дыхательная гимнастика показана как метод лечения, и как метод профилактики абсолютно всем, без исключения, детям и подросткам.

Эти упражнения позволяют решать задачи быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышают работоспособность детей, кроме того развивают воображение.

Особый интерес представляет методика Г.Каштановой «Фитболгимнастика». Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника, одновременно уменьшая нагрузку на нижние конечности. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшается обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночника. Упражнение на мячах тренирует вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия.

Все используемые технологии по сохранению и стимулированию здоровья распределяются понедельно, с учетом нагрузки на детский организм. Занятие условно делится на три части. Первая часть подготовительная, в её основе лежит методика Ефименко для того, чтобы организм ребенка постепенно подготовить к нагрузке, а так же комплексы упражнений. Затем идет основная часть, в нее входят упражнения для профилактики плоскостопия, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, гимнастика по хатха-йоге. В заключительной части используются более спокойные виды упражнений, игры с минимальной нагрузкой. В конце занятия обязательно релаксационные упражнения. Один раз в месяц должно проводиться физкультурное развлечение, куда входят спортивно-игровые эстафеты. На занятиях кружка можно использовать музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный психологический климат и ситуацию успеха, т.к. результат любого труда зависит еще и от настроения.

А каким ребенок уходит после занятия помогает определить «экран настроения», на котором дети с помощью цветных флажков (треугольников, звездочек, цветочков) отображает свое настроение.

Благодаря такой работе у детей формируется устойчивый интерес и осознанная потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также необходимые практические умение и навыки ведения здорового образа жизни.

Подводя итог, можно сказать, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах. Хочется закончить словами Г. Доман:

«Высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Ребенку предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физически здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития

В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Вот почему в начальной школе Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.


Список использованной литературы:

Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.15-19

Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе/Л.П. Антипова //Начальная школа.-2011.-№8.-С.106-108

Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, -1995. -С 45.

Будаева Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.32-36

Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.

Гладышева О. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009.-№7.-С.94-100

Горн Н. Г. Здоровьесберегающий компонент в структуре образовательного процесса начальной школы [Текст] / Н. Г. Горн // Учитель Кузбасса. – 2007. - № 1(4). – С. 59.

Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, -1990. -С 37.

Гурьев А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.20-26

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Карпенко А.Н. Краткий психологический словарь / В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский.//-М.: Политиздат. -С 17.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа// - 2005. -№11, -С 11.

Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья

. школа// 2002. - № 6.- С 23.

Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиций учителя /Е.В. Погребняк //Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№3.-С.26-29