СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире тема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы школы. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий зависит от их физического и ментального  здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя ряд форм, методов и приемов. В статье есть примеры из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.»

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.


В современном мире тема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направлением развития образовательной системы школы. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий зависит от их физического и ментального здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует организовать урок с позиции здоровьесбережения учащихся, применяя речевую зарядку как форму введения учеников в атмосферу иноязычного общения. Не следует забывать и об использовании физкультминуток для поддержания общей учебной работоспособности и предупреждения утомления учащихся, и игре, которая помогает сделать процесс обучения интересным и творческим.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Чтобы эффективно применялись вышеперечисленные формы, нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение). При планировании учебного занятия нужно учитывать, что эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока различается:

  • 5 – 25-я минуты – 80 %,

  • 25 – 35-я минуты – 60-40 %,

  • 35 – 40-я минуты – 10 %.

Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). Для наилучшего результата и освоения материала должно быть 4-7 видов деятельности. А средняя продолжительность различных видов учебной деятельности должна составлять не более 8-10 минут с чередованием через 7-10 минут.

Также должны чередоваться и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Их следует применять каждые 10 -12 минут и для хорошего показателя стоит применять не менее 3.

Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации учащегося (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д.).

Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к. смена видов деятельности требует смены позы учеников. Хороши работы в группах, так как значительная часть времени проводится стоя.

На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физкультминутки, состоящие из 1-2 за урок с 2-3 повторениями каждой, динамические паузы, гимнастика для глаз. Физкультминутки – это динамические паузы, которые снимают напряжение общей моторики. В начальной школе это зарядки, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Длительность физкультминутки составляет 1 – 5 минут. На уроках я применяю физкультминутки с видео или аудио сопровождением, анимированные, что повышает интерес к ним у учащихся. Дети любит выполнять движения под музыку.

Например: https://www.youtube.com/watch?v=rqjaFw0ES8M

https://www.youtube.com/watch?v=kT9Hn3IXLUE

https://youtu.be/3bvEqLBwPXg

Прослушивание песни также является эффективным способом снятия напряжения. Песня не только снижает утомляемость за счет хорошего настроения, но и формирует фонетические, лексические и грамматические навыки, активизирует функции дыхательного и голосового аппаратов, развивает музыкальный слух и память. Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения, соответствующие тому, о чем они поют. В старших классах (например, при обсуждении темы «Свободное времяпрепровождение», «Музыка») учащиеся с удовольствием исполняют песни в разных жанрах, часто караоке на английском языке.


Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают детей на рабочую атмосферу. Примеры разминок:

Скороговорки развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.

  1. How many cookies could a good cook cook
    If a good cook could cook cookies?
    A good cook could cook as much cookies
    As a good cook who could cook cookies.

  2. Why do you cry Willy?
    Why do you cry?
    Why Willy? Why Willy?
    Why Willy? Why?

  3. A box of biscuits,
    a box of mixed biscuits,
    and a biscuit mixer.

  4. A big black bug bit a big black bear,
    A big black bear bit a big black bug.

  5. The batter with the butter is the batter that is better!

  6. Ken Dodd's dad's dog 's dead.

  7. Dust is a disk's worst enemy.

  8. Five fat friars frying flat fish.

  9.  Chicken in the car and the car can go, that is the way you spell Chicago .

  10.  Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
    A peck of pickled peppers Peter Piper picked.
    If Peter Piper picked a peck of pickled peppers
    Where is the peck of pickled pipers Peter Piper picked?



Пальчиковые игры снимают нервно-психическое напряжение, напряжение, напряжение в руках, скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. С помощью пальчиковых игр можно вводить новые лексические единицы, отрабатывать фонетику и речевые образцы. Например:

Family
This is the father, so strong and stout,
This is the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.

Ten little boys can stand up straight,
Ten little boys can make a gate,
Ten little boys can make a ring,
Ten little boys can bow to the king,
Ten little boys can dance all the day,
Ten little boys can now hide away.

Или же:


Daddy finger! Daddy finger!
Here I am! Here I am!
How are you today?
Very well, I thank you!
Run away! Run away!

(далее идут Mummy finger, Brother finger, Sister finger, Baby finger)


Поскольку количество учащихся с ухудшающимся зрением растет, необходимо проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Например:

Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again

Или: https://yandex.ru/video/preview/12518309401266227705


Игра помогает ребенку легче усвоить знания, психологически раскрепоститься, не бояться сделать ошибку, а также сделать урок ярче, а также выполнять образовательные задачи. Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала.


  • Игра-пантомима (miming). При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. При изучении темы «My Day», «Sport», «Hobby» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня или на дополнительны занятиях.

  • Разыгрывание диалогов. При этом дети часто меняют голос, имя, возраст, жестикулируют;

  • Игры с небольшим мячиком используются при изучении алфавита, цифр, названий цветов;

  • “Картинки”. Ребятам предлагается серия простых картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности и составить по ним рассказ/диалог.

  •  Соревнования. Дети делятся на команды и поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. В третьем классе, при изучении предлогов места, дети слушают предложения с указаниями и ищут свое место, активно передвигаясь по классу.

  • Шутливые истории на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого на уроке учитель рассказывает что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, используя смешные игрушки, картинки.

  • «Бинго», «Морской бой», «Крестики-нолики», «Поле чудес», «Своя игра» и многие другие



Хотелось бы отметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию или физическую минутку, а, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был добрым и дружелюбным и присутствовала похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good job!» и т. д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.