«Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она стала одной из первостепенных.
Ещё великий Генрих Гейне сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье». Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой и вызывает тревогу специалистов.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Но как помочь учащимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными людьми, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения.
По современным представлениям здоровье человека имеет три составляющие:
1. Физическое здоровье, которое подразумевает наличие у организма резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.
2. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.
3. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих здоровья необходимо внедрение, а главное применение в деятельности образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий. И это является оптимальным выходом из создавшейся ситуации.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка является обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья.
В рамках технологии здоровьесбережения необходимо
1. Использовать частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской). Учащимся намного интереснее увидев на экране картинку сказать, что на ней изображено, чем просто перевести слово или фразу.
2. Применять не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный вид, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередую их не позже чем через 10–15 минут;
3. Использовать методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар.
4. Применять динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений).
5. Обязательно стимулировать внешнюю мотивацию (оценка, поддержка, соревновательный момент).
6. Стимулировать внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.
7. Поддерживать у учащихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.
8. Создавать ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят).
9. Справедливо оценивать ответы школьников. Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.
Подробнее хотелось бы остановиться на организации и проведении физкультминуток.
Физкультминутки, кратковременные перерывы для проведения упражнений, являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Основные виды физкультминуток:
1) упражнения для снятия общего или локального утомления;
2) упражнения для кистей рук;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
Говоря об иных методах технологии здоровьесбережения, следует отметить, что она реализуется главным образом через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока иностранного языка. Во-первых, урок должен быть зоной психологического комфорта. Здесь невольно вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроках.
Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения иностранному языку и для межличностного общения.
С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Например, Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Упражнение «Покажи мне свое настроение».
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика.
Это могут быть слова, а может и просто улыбка или жест.
На своих уроках английского языка я широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке, работу своих одноклассников.
И, наконец, на уроках я стараюсь уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивания новых слов, работы со словарем.
Но чтобы учащиеся получали подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно могли прочесть по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас, необходимо широко практиковать обучение через развлечение и игру, особенно на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Выбор игр большой, на экране некоторые из них.
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.
Он является составной частью обучения иностранному языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
Для формирования здорового образа жизни в процессе обучения иностранному языку необходимо регулярно проводить беседы о физической культуре. На уроках иностранного языка можно использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При ознакомлении с лексикой по теме «Питание» и «Твой день» рассматривается режим дня школьника и правильное питание с последующим его обсуждением. В разделе «Части тела» учащиеся знакомятся с культурой гигиены тела.
Изучение новой лексики и грамматики даёт возможность использовать тексты, которые рассказывают детям об истории Олимпийских игр, о завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды. Презентация и мини – диалоги по теме «Медицина» помогают учащимся усвоить лексику по данному разделу. Также в данном разделе учащиеся могут ознакомиться с тематическими текстами о вреде курения и алкоголя с последующим их обсуждением.
Заключение
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка базируется на учете физиологических и психологических особенностей детей и приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастанию удовлетворенности ребят полученными знаниями, повышению качества знаний по предмету, укреплению и сохранению здоровья школьников.
Итак, здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка – задача особой важности для преподавателей. Задача школы состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья.
В заключение хотелось бы привести слова академика, хирурга Николая Михайловича Амосова: “Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю.… Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Спасибо за внимание!