СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»

Самойлова Е.С.

МАОУ СОШ №1 «Школа Сколково - Тамбов»

[email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В наше время современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил, быстроты реакции. Высокая утомляемость школьников на уроках английского языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью большого количества тренировочных упражнений, сложностью грамматического материала и большим объёмом получаемой информации на уроке.

Не стоит забывать, что основная цель образования – развитие ребенка при сохранении здоровья. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.

Актуальность данной темы сегодня является очевидной, т.к. здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой [4, с.75].

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [3, с.9].

На уроках иностранного языка чаще встречается умственное и чувственное переутомление, т.к. учащиеся должны много читать, писать, слушать, учить слова и тексты. Чтобы урок протекал нескованно, в дружелюбной, приятной, располагающей к занятиям обстановке в него следует включать элементы релаксации.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно применять пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика стимулирует у детей работу мозга, синхронизирует мыслительные и физические действия с речью на иностранном языке, поэтому с помощью пальчиковых игр можно вводить лексические единицы, отрабатывать фонетику, речевые образцы.

Физкультминутки – это элементарные физические упражнения, сосредоточенные на снижение негативного влияния учебной нагрузки, они благоприятно воздействуют на восстановление умственной способности, предотвращают нарастанию утомления [1, с.25]. На уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

Физкультминутки делятся на имитационные, ритмичные и танцевальные. Во время имитационной физкультминутки ученики проговаривают за учителем текст, повторяя все его жесты и движения. Для проведения ритмичных физкультминуток можно использовать коротенькие стишки, декламация которых сопровождается движениями.

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up, to the sides,

Bend left, bent right.

Танцевальные физкультминутки проводятся в музыкальном сопровождении, что делает физкультминутки более насыщенными и интересными, улучшает эмоциональное состояние учеников. Следует отметить, что верно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию учеников и формированию положительных эмоций, развивает чувство ритма и культуру движений.

На основном этапе обучения для разрядки можно использовать считалки (фонетические, лексические и грамматические), которые способствуют облегчению усвоения фонетических и грамматических правил.

Игра на уроках английского языка помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому языку, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для учащегося [1, с.26 ]. При изучении темы «Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. При изучении темы «Глаголы движения» детям дается задание изобразить действия, которые они означают. При изучении темы «Colours» учащиеся показывают на своей одежде цвета, которые дети называют по-английски.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность, благодаря этому расширяет творческую личность ребенка [5, с.14].

Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету, снимает утомляемость за счет эмоционального настроя. Через песню можно вводить лексику, грамматические структуры, отрабатывать и развивать фонетические навыки. Исполнение песни «I can swim like a fish», под мелодию песни «Крокодила Гены», выполняя движения в соответствии с текстом.

I can swim like a fish. (Делаем руками гребок)

I can run like a rabbit. (Бегут на месте).

I can jump like a kangaroo. (Подпрыгивают)

I can sing like a bird. (Имитируют игру на флейте)

I can walk like a cat. (Показывают, как двигается кошка)

I can climb like a monkey in the Zoo. (показывают, как обезьянка карабкается на дерево)

I can do it, he can do it. (Указываем пальцем сначала на себя, затем на мальчика)

She can do it too, too, too. (И указывают на девочку).

We can do it, they can do it. (разводят руки в сторону, указывают на всех, затем указывают большим пальцем за спину)

And what about you? (вытягивают руки вперед, опускают).

Своеобразной разрядкой является смена видов деятельности. Так, например, рисование способствует не только отдыху, но и запоминанию того, о чем говорилось, потому что при этом происходит объединение образного и понятийного в их познавательной деятельности.

Также разрядку можно проводить в виде музыкальной паузы, прослушивая произведения известных английских или американских композиторов.

На уроке также целесообразно проводить с обучающимися дыхательные упражнения, которые состоят из трех основных моментов: вдох, выдох и паузы. Упражнение для начальной школы «Balloons». Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons!» На счет «One, two, three, four» дети делают глубокий вдох «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счет «One, two, three, four, five, six, seven, eight» выдыхают не спеша «Breath out!».

C развитием цифровых технологий, возрастает нагрузка на органы зрения, исходя из этого учителю необходимо проводить разрядку в форме упражнений для глаз, предлагая в форме несложных команд для исполнения. Close your eyes! Open your eyes! Turn your eyes to the left, turn your eyes to the right. Your eyes up, your eyes down!

В средних и старших классах я использую психологическую релаксацию. Я читаю на английском заранее выученный текст о природе тихо, размеренно, придерживаясь пауз. Задание ученика – представить все, что услышит. Let’s imagine summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The birds are singing. You have no problems. Your brain relaxes. Your troubles flout away. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes.

Также следует учить детей аутотренингу, внушать им, что они ничего не должны бояться, тогда им будет легче усваивать новый материал. Например: положив одну руку на голову, а другую на грудь, нужно проговорить: «Я все могу, я ничего не боюсь, я должен научиться читать, говорить, писать на английском языке». В средних и старших классах аутотренинговую тренировку также полезно проводить в начале или в середине урока, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, и им необходима психологическая поддержка.

Еще можно использовать элементы аутогенной тренировки. Она позволяет активно управлять высшими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, нормализовать дыхательный ритм. Выключается свет, включается спокойная музыка. I’m closing my eyes. My right arm is warm. My left arm is warm. My right leg is warm. My left leg is warm. My body is warm. All my muscles are relaxed. I’m resting. I’m going to open my eyes. I’m full of energy. I’m active and strong. I’m ready to work [5, с.15].

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с соблюдением санитарно-гигиенических требований обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке английского языка, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Поэтому учителя иностранных языков должны превратить свои уроки в зону психологического комфорта, используя индивидуальный и дифференцированный подход, уровневое обучение, кроме того практиковать здоровьесберегающие технологии. Для этого каждый учитель должен создать свою картотеку, медиатеку, которая включала бы игры, физкультминутки, песенки, стихотворения, медиа и аудиоматериал познавательного характера.

Список литературы

  1. Булановская А. Подвижные игры в обучении иностранному языку.//English – 2004 №48 – с.24-26

  2. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. – СПб.:КАРО, 2003. – 327с.

  3. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред.М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.,2002. – 183с.

  4. Смиров Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:АПК и ПРО, 2002. – 121с.

  5. Шляхтова Г.Г. Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка //Первое сентября: English. – 2006 №17. – с.13-15