СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства»»


«Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства»










Усть-Ницинское 2019г.









Закономерно возросло внимание к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Из Устава Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека

Здоровье бывает:

Физическое;

Психическое;

Социальное; Нравственное; Духовное.

Здоровье воспитанника в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной

нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и

восхищаться; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;

в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие

ценности;

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;

  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях.

  • ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия); - увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущих к переутомлению, стрессам.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Творческий процесс является физической и эмоциональной терапией.

И задача любого учителя: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

Уроки изобразительного искусства особые – это, с одной стороны - своеобразная релаксация, а с другой стороны - его цель: эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, поскольку важно передать опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностное отношение к миру.

На уроках, учащимся, приходится: и говорить, и запоминать, и записывать, и слушать, и выполнять учебные задания – где они, порой, длительное время сидят за столом или мольбертом - поэтому преподаватель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

При подготовке к уроку учитывать:

Динамику работоспособности в течение рабочего дня: 8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

Динамику активности обучающихся на уроке:

1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент); 5 – 25 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

26 – 30 минуты - снижение работоспособности (физкульт. минутка, закрепление материала);

36 – 40 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения. Выделяют следующую цель:

Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, сформировать у него необходимые знания умения и навыки здорового образа жизни.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках можно выделить три группы, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы.

  1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.

  1. Психолого-педагогические технологии

К ним относятся образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

  • Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

  • Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся; - Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала; - Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

  • Технология игровых методов

(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.

3. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей.

- конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Здоровый образа жизни глазами подрастающего поколения»,

«Мы против наркотиков» и др.);

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно – коммуникативные технологии. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику.

Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, рисования с применением нетрадиционных техник ИЗО. Например, таких, как монотипия, граттаж, пропечатывание, кляксография, рисование на мятой, мокрой бумаге, пуантилизм, и т. д.

Отдельного внимания заслуживает музыкотерапия. Музыкальные произведения очень органичный элемент на уроках ИЗО. Музыка для фона во время рисования, лепки должна соответствовать теме урока, создавать настроение, способствовать успешности выполнения художественной задачи.

Сейчас я работаю с учащимися от 7 до 9 лет, отделения подготовительного и первого классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение, делают это с удовольствием.

Очень эффективны и другие нестандартные формы:

Уроки - экскурсии,

Уроки-путешествия, Уроки-исследования, Уроки-выставки. Все эти уроки – форма реализации мотивации и самоопределения учащихся.

Основой здоровьесберегающих технологий в школе является организация учебного процесса:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;

  • оптимальный темп ведения урока;

  • подача материала доступным рациональным способом;

  • наглядность;

  • смена видов деятельности (слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу, рисую, читаю, и т. д.);

  • физкультминутки, динамические паузы;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • групповая работа, работа в парах;

  • игра, игровые моменты;

  • гимнастика;

  • воспитательные моменты на уроке (беседы); - санитарно – гигиенические условия;

  • личностно-ориентированное обучение.

Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние учащихся.

  1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

  2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. 3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной учащемуся, с учетом его возрастных особенностей.

  1. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

В качестве наглядности в современной школе активно используются компьютерные технологии.

Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образнохудожественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.

  1. Смена видов деятельности (работа с красками, карандашами, цветной бумагой, пластилином, устно, в тетрадях и п. д.), чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху);

разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

  1. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения.

Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Для этого нужно заставить их чаще двигаться во время урока.

Физкультминутки (приложение №1) – естественный элемент на занятиях как у младших учащихся, так и у старших, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. Для учащихся 6-7лет рекомендованы 2-3 физкультминутки за занятие, для 8-9 лет – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений. Для учащихся среднего и старшего возраста 10-12 лет и 13-15 лет рекомендуется проводить 1-2 физкультминутки за занятие(3-4 урока). Ни в коем случае не разрешать детям продолжать заниматься на перемене.

  1. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп работы. Не торопят ученика, дают время на завершение работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок должен получать от урока только положительные эмоции, ощущать защищенность и испытывать интерес к учебе.

  2. Часто на занятиях в классах по общеразвивающим программам организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

  3. На занятиях с младшими учащимися применение игровой технологии в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Например, проигрывание сюжета сказки или другой темы по которой составляется композиция.

Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Преподавателям школы следует широко использовать нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

  1. На занятиях во время физической разминки хорошо использовать различные виды гимнастики.

Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз, что особенно важно в ДШИ.

  1. Для воспитания внимательного отношения к своему здоровью преподавателям необходимо проводить воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании, в результате которых формируется у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, выражаемое в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Во внеурочное время проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни.

  1. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание класса, правильная величина стульев, столов, мольбертов.

  2. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей.

При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов обучения с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Урок изобразительного искусства должен осуществляется в условиях комфортности:

  • Санитарно-гигиенические условия: свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещение, влажная уборка, озеленение.

  • Рабочее место у учащихся на уроке ИЗО – столы и мольберты.

  • Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока.

  • Комфортный для человека уровень шума – 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» – это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.

  • Использование видеоэкранных средств обучения с учетом гигиенических правил.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды работ: беседа, практическая работа, ответы на вопросы. Например, чтобы ребёнок на уроке был активен и не уставал использую следующие критерии активности:

  • развитие интереса к предмету;

  • сочетание систематического контроля над изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им;

  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества;

  • обучение языку изобразительного народного декоративно-прикладного искусства;

  • целенаправленное, систематизированное использование бесед, активизирующих внимание ребёнка, работу его мыслей, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

  • подбор произведений изобразительного искусства для изучения;

  • использование на занятиях технических средств обучения;

  • введение в урок творческих импровизационных и проблемных задач;

  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года; графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

  • межпредметные связи;

  • введение в структуру урока игровых элементов и художественно – дидактических игр, использование элементов соревнования.

Уроки изобразительного искусства требуют, от учителя постоянной активной работы и от учителя зависит активность учащихся. Для этого использую: беседы, стихи, художественную литературу, репродукции великих художников мира. Музыка – форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается сочетание с темой урока тоже важно.

Для снятия усталости и повышения работоспособности целесообразно проводить физкультминутки. Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растёт, целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз.

Важно, чтобы через весь урок проходила установка на успех. На уроке необходимо учить детей анализировать своё эмоциональное состояние, контролировать его, ведь отрицательные эмоции мешают достижению творчества. Как итог – каждый ребёнок должен быть здоровым и успешным.

Формирование графических навыков – процесс сложный и длительный.

Изображая простейшие предметы, ребёнок прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Поэтому учитель должен знать рабочее настроение каждого ребёнка (учащегося), приходить вовремя на помощь, помогать при необходимости и, главное, - следить за состоянием здоровья детей. Через каждые 7 –10 минут необходимо проводить физкультминутки по 1,5 – 2 минут.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения.

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предметов, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой уроков, увидеть индивидуальность детей. Игра одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуется с детской психикой и обеспечивает условия для самовыражения и реализации. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Я применяю на уроке подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание) и игры – соревнования.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить, как сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения Список литературы:

  1. Антропова М.В. и другие. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Москва. МО и Н РФ. 2004.

  2. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования

«Директор школы». ИФ «Сентябрь» № 5 2006, №8 2007, № 9 2006, № 6 2006.

  1. Науменко Ю.В.. «Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ». Волгоград 2005.

  2. Немов Р.С., И.Р. Алтунина. Социальная психология. Москва «Питер». 2008

  3. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». Агенство «Роспечать». № 9. 2009.

  4. Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.М.:»ВАКО».

  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников:

Методическое пособие.- М.; Аспект Пресс-2000

  1. Педагогика и психология здоровья./под редакцией Н.К. Смирнова.//-М.:2003

  2. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К.Смирнов// М.:АРКТИ.-2005.

  3. Соловьёва Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И.Соловьёва// ЭКО.-2004.- №17.

  4. ВыготскийЛ.С. Педагогические технологии/ Под ред.В.В.Давыдова//- М.:Педагогика\\\.-1991.

  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализацииздоровьесберегающих технологий/Начальная школа//-2005.-№11.

Приложение №1 Динамические паузы

Упражнение «Стрелка»:

Исходное положение – стоя, спина прямая; руки, согнутые в локтях, подняты над головой, ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза. Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.

Упражнение «Буратино»:

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. Упражнение «Ванька-встанька»: Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Упражнение «Утро»: Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз И учитель учит нас. Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем А потом наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире! Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

Гимнастика для глаз

  1. Упражнение для тренировки мышц глаз, для профилактики близорукости. Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным. Оно выполняется по схемам зрительных траекторий, которые располагают на стене (передней или боковой) под самым потолком. На схеме с помощью специальных стрелок указаны направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево - вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.

  1. Упражнение «Стрельба глазами».

Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

Применение игровых технологий.

  1. Игра «Зернышко».

Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.

Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшний урок.

Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.

  1. Игра «Перекрестные движения».

Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры. Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.

  1. Игра «Морская волна».

Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

Правило игры: Сцепив пальцы рук, изобразить волнообразное движение. Волна как бы «переходит» от одного ученика к другому и «бежит» по классу.

Физкультминутки «Золотая рыбка».

Рыбка по морю плыла (Правой рукой движения, имитирующие движение рыбки. )

И подружку там нашла. (Левой рукой движения, имитирующие движение рыбки.)

Вместе долго веселились, (Двумя руками движения, имитирующие движение рыбок.)

Плавали вдвоем, резвились.

Влево, вправо, взад, вперед, (Наклоны.) А потом наоборот.

Шевелили плавниками (Движения пальцами.)

И красивыми хвостами. (Движения тазовой частью.)

Вот наплавались сполна (Хлопки двумя руками.) И уснули до утра. (Ладошка к ладошке и под голову.) «Улыбки осени».

Ветер дунул свысока – Поднимаем руки вверх.

Разогнал все облака. - Через стороны опускаем руки вниз.

На деревья посмотрел – Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо.

Поиграть вдруг захотел. - Хлопаем в ладоши.

Дунул слева, дунул справа, - Руки на поясе, наклоняемся то влево, то вправо. И деревья закачало. - Поднимаем руки вверх и раскачиваемся из стороны в сторону

Дунул сверху и тогда - Поднимаем руки вверх.

Затрепетала вся листва. - Опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками.

Наигравшись с листвой, Опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами.

Улетел к себе домой. - Садимся на свои места.

Гимнастика для глаз (для младших учащихся)

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  • Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз (для старших учащихся)

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза, считать до трех, затем открыть глаза, посмотреть вдаль, считать до пяти. Повторить 4–5 раз.

  3. И.п. – правая рука вытянута вперед.

Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

Повторить 4–5 раз.

  1. И.п. – рука вытянута вперед. 1 – смотреть на указательный палец; 2 – смотреть вдаль.

Повторить 4–5 раз

  1. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глаза посмотреть вдаль (6 сек.). Повторить 1–2 раза.

Физминутки для рук и пальцев

Для детей 6-7 лет держать в руках карандаш – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там лучше они нарисуют. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

  1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

  1. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек.

Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания

“цветочек”, “бутончик”

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой. Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать.

Упражнения для улучшения осанки

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.

Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись, Три, четыре – руки вниз.

Мы писали, рисовали,

И тогда мы дружно встали, Ручками похлопали:

Раз, два, три.

Ножками потопали:

Раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем. Поднимает руки класс – Это «раз». Повернулась голова – Это «два».

Руки вниз, вперед смотри – Это «три».

Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». С силой их к плечам прижать – Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – Это «шесть».

Использование на уроках тренажёра Базарного для профилактики близорукости

Тренажёр размещают недалеко от доски.

Каждое упражнение выполняется 10 – 15 раз по порядку. Глазами проследить рисунок, показанный стрелками в указанной последовательности.

17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!