СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.»

Здоровьесберегающие технологии

на уроках русского языка и литературы





    Давая знания, не отбирай здоровье.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям 

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

   Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе, является сохранение здоровья детей. К тому же, здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. 
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. 
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. 
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше

  Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 
1) строгая дозировка учебной нагрузки; 
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 
4) благоприятный эмоциональный настрой.

 Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.

 Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

 Структурными элементами моих уроков выступают:

* приветствие;

* опрос самочувствия;

* релаксация;

* оздоровительные упражнения;

* рефлексия;

* прощание.

   Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит  все элементы от приветствия до прощания.

  Как известно, всякое начало трудно. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока. Необходимость решения организационных вопросов возникает перед учителем сразу же после звонка на урок, когда он еще только входит в класс. Первый из них – взаимное приветствие учителя с учащимися.
Приветствуя входящего учителя, все учащиеся моего класса должны встать лицом к учителю и успокоиться. Завершиться эта процедура может ответным приветствием учителя: «Здравствуйте, садитесь». Впрочем, определённые навыки в этом плане у учащихся есть, т. к. ещё в начальной школе с ними отрабатывалась процедура взаимного приветствия.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. В этой связи каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть.

Стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10-11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объёме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Чтобы не было перегрузки учащихся, соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
При изучении наклонений глаголов рассматриваю режим дня школьника с последующим его обсуждением.
Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Потраченное на оздоровительные моменты время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Пример физкультурной пауза, несущей воспитательный момент:

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя по утру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

  Проводится беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении. Учащиеся вспоминают ситуации, когда улыбка их выручала, придавала силы,  уверенность.

После беседы ребята пишут в классе или получают на дом задание: написать сочинение «Улыбка -  что это?»

Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю, например, во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет слово с проверяемой гласной в корне слова, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если с непроверяемой – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением. 
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью на уроке выполняется следующее упражнение: после введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин. Это можно сделать только мысленно или с движением головы, зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Упражнения, направленные на укрепление мимических мышц

  Вся жизнь есть мера удивления. А удивляться надо учиться. На уроках я использовала предложения, несущие вопросительную интонацию. Ребятам необходимо было озвучить предложения и мимикой показать отношение к содержанию предложения. Тем самым непроизвольно дети укрепляли мышцы и глаз, и рта, щек, т. е. мимические мышцы.

«Угадай по выражению лица». Ребята старались выразить мимикой  то радость, то грусть, то удивление, то испуг. Другие угадывали. Тут же составляли предложения по тому или иному выражению лица. Например: «За стеклом расстилается туман. Серый – серый. Скучно…»

  Как говорят наши дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то и слова шумными вздохами. Если ребенок научен правильно использовать возможность своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Эти упражнения не занимают много времени.

  «Зал вздохов»

  С силой выдохнуть воздух (коротко, долго, с силой, слабо).

  «Ветер и ветерок».

  Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) –

длинный  выдох (ртом).

  Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Физкультминутки о животных.

Хомячок.

Для этого нужно надуть щёки, представить себя хомяком и выполнять движения.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать.

Зайка.

Дети очень сочувствуют замёрзшему животному.

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (дрожим стоя)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)

Кто – то зайку напугал,

Зайка – прыг и убежал.

Лягушки.

Нравится детям, так как приходится изображать лягушек с растопыренными лапами в парах.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Физкультминутки с участием сказочных героев.

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся

Два – нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Баба Яга.

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)

Стоит задом наперёд, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят, (руки вверх)

Физкультминутка о детях.

Помощники.

Воспитывает трудолюбие.

Дружно помогаем маме –

Мы бельё полощем сами, (наклоны)

Раз, два, три, четыре, (движения в стороны )

Потянулись, (повесили бельё)

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (рукой гладим себя по голове)

Зарядка.

Может выполняться детьми самостоятельно. Дежурные показывают движения у доски, остальные – повторяют.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Буги — буги.

Как выяснилось, очень любят ученики танец «Буги – буги» в качестве физ – культминутки.

Руку правую вперёд,

А потом её назад.

А потом опять вперёд

И немного потрясём.

Мы танцуем «Буги – буги»,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так:

Хлоп – хлоп!

(Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)

В 10-11 классе полезно также предлагать учащимся простейшие физкультминутки, например, для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: 
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз; 
2) горизонтальное вправо – влево; 
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Все перечисленные выше физкультурные минутки снимают умственное утомление учащихся и улучшают их самочувствие

  Использую на уроках скороговорки, стихи – миниатюры, упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

На заключительном этапе занятия необходимо провести итоговую рефлексию:

выставить отметки в рабочие карты, а также использовать эмоциональную оценку, задав вопросы ребятам: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», « В чем оказалось неудачным?».

Предлагая домашнее задание учитель должен прокомментировать его, указать что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

  В среднем звене можно на дом задавать несколько другие разноуровневые задания. Первый уровень – для астеничных, утомленных детей; второй уровень – для тех, кто хоть и подустал, но любит предмет; третий уровень – для сильных.

   Однако существует ряд требований к домашним заданиям школьников:

·  домашнее задание должно быть посильным;

·  домашнее задание не должно быть большим по объёму.



Климова А.М.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Афанасьевская СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!