Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Доклад на заседании МО учителей физической культуры, технологии, изобразительного искусства, музыки и ОБЖ
03.11.2016
Доклад подготовлен учителем технологии Москаленко Е.В.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:
«Не навреди!»;
Все методы должны быть научно обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вред здоровью ученика и учителя;
Принцип непрерывности и преемственности;
Работа ведется каждый день и на каждом уроке, а не от случая к случаю;
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
Объём учебной нагрузки и сложность материала должна соответствовать возрасту обучающихся;
Единство в действиях педагогов, психологов, дефектологов и врачей;
Успех порождает успех;
Акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность;
Активное включение, любой процесс снижает риск переутомления.;
Ответственность за своё здоровье;
У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда он реализует свои ЗУН по сохранности здоровья.
На всех уроках обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.
На уроках технологии создаются условия для здорового развития детей:
1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемости учащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий;
- физкультминутки.
2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
- воздушно-тепловой режим (регулярное проветривание, заклеивание окон);
- световой режим;
- режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3.Формируется здоровый образ жизни.
На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки, разминки для глаз).
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 20 минут от начала урока). Кроме этого стараюсь, чтобы был психологически комфортный климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом.
В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
- упражнения для укрепления зрения;
- упражнения для укрепления мышц кистей рук.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у обучающихся. Здесь передо мной стоит следующая задача: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока с помощью офтальмотренажёров, а также ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами.
Для недопущения перегрузок практические домашние задания не задаются, только задание по подготовке необходимого материала на урок.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания. Три четверти времени на уроках технологии обучающиеся выполняют практическую работу. Участвуя в них, обучащиеся получают дополнительную физическую разгрузку. Работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Это способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. При организации учебного процесса в целом и практических заданий в частности, учитывается их соответствие возрастным, индивидуальным возможностям каждого учащегося, развиваются их творческие способности. К сожалению, нет разделения учащихся по половому признаку, что влияет на обучающихся, особенно тех классов, контингент которых преимущественно мужского пола. Изучаемый материал в основном ориентирован на девочек, мальчикам же скучно при изучении тем «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология изготовления швейных изделий», «Вязание крючком», «Вязание спицами», соответственно они быстрее устают, им трудно сосредоточиться.
При изучении раздела «Кулинария», обучающиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Обучающиеся учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению
основных гигиенических требований.
В ходе изучения тем «Технология ведения дома» и тем из раздела «Дизайн пришкольного участка» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.
При изучении тем из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную. Заряд положительных эмоций, полученных обучающимися и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. При изучении некоторых тем урок включаются эмоционально смысловые разрядки: улыбки, уместные шутки, использования, поговорок, загадок.