СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации фгос»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ):

    • контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с нормами СанПиН;

    • оказание консультативной и неотложной помощи в медкабинете;

    • санитарно-гигиеническое просвещение;

    • организация профилактических мероприятий;

    • отслеживание динамики здоровья учащихся.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):

  • закаливание;

  • физический тренинг.

  1. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ):

  • обустройство пришкольной территории;

  • озеленение классов и рекреаций;

  • создание живого уголка;

  • участие в природоохранных мероприятиях.

  1. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

  • изучение курса ОБЖ, ПДД;

  • проведение профилактических мероприятий по ТБ.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

  • организационно-педагогические (определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную СанПиНом, способствующие предотвращению переутомления, гиподинамии и др. дезадаптационных состояний);

  • психолого-педагогические технологии (связанные с непосредственной работой учителя на уроке, его воздействием на учащихся, здесь же и психолого-педагогическое сопровождение);

  • учебно-воспитательные технологии (включающие программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек).

Здоровьесберегающие технологии следует признать наиболее значимым по их степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого–педагогических приёмов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получения необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении. По характеру действия здоровьесберегающие образовательные технологии могут быть подразделены на следующие группы.

Защитно – профилактические. Они направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Например:

  • выполнение санитарно–гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

  • поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций;

  • ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся;

  • использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п.

Большая часть того, что понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.

Компенсаторно – нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативное воздействие в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным.

Например:

  • проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки,

  • эмоциональные разрядки и «минуты покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, груз психоэмоциональных напряжений.

  • витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов;

  • йодирование питьевой воды и соли позволяет компенсировать недостаток поступающего в организм йода;

  • использование аминокислоты глицина (дважды в год – в декабре и весной) Позволяет укрепить память школьников.

Стимулирующие. Эти приёмы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

Например:

  • температурное закаливание;

  • физические нагрузки.

Информационно – обучающие. Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своём и близких, помогают в воспитании культуры здоровья.

Сюда относятся:

  • образовательные программы;

  • просветительские программы;

  • воспитательные программы.

В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приёмы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.

Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНах.

Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами.

Например:

  • организация в школе фитобара;

  • открытие кабинета физиотерапии;

  • обеспечение цветовой подсветкой в классах;

  • организация аудиосопровождения уроков;

  • организация оздоровительно – психологических тренингов для учащихся и учителей.

Для осуществления образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие своё выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.

Приведённый перечень принципов не иерархизирован, т. е. в нём не отдаётся предпочтение каким – то отдельным принципам, а несоблюдение любого из приведённых принципов нанесёт ущерб проводимой работе в целом (а иногда и исключит её здоровьесберегающий эффект).

  1. Принцип ненанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основ педагогики и дидактики.

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т. д. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

  3. Принцип триединого представления о здоровье определяет необходимость подхода к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т. е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и нравственно – духовного.

  4. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

  5. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Рассматривая эту проблему в аспекте охраны здоровья учащихся, обычно обращают внимание на риск перегрузок, развитие состояния утомления от излишней сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, фрустрации от постоянного ощущения неуспеха.

  6. Комплексный, междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.

  7. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.

  8. Приоритет позитивных воздействий над негативными – один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. В последние годы много писалось о том, какое неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т.п., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка учителя фиксировать внимание ребёнка преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т. п. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящие цели и добиваться их достижения.

  9. Приоритет активных методов обучения также является принципом всей эффективной современной педагогики. Эффект достигается, во–первых, за счёт снижения риска появления у школьника переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемых образованием.

  10. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий восходит к представлению о двух стратегиях заботы о здоровье. В соответствии с первой следует оберегать человека от всех вредных воздействий. Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности человека, наилучшим образом подготовить его к встрече с нежелательными, опасными для здоровья воздействиями.

  11. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье. Отсутствие у ребёнка чувства ответственности сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!