ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Медико-гигиенические технологии (МГТ):
контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с нормами СанПиН;
оказание консультативной и неотложной помощи в медкабинете;
санитарно-гигиеническое просвещение;
организация профилактических мероприятий;
отслеживание динамики здоровья учащихся.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):
закаливание;
физический тренинг.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ):
обустройство пришкольной территории;
озеленение классов и рекреаций;
создание живого уголка;
участие в природоохранных мероприятиях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
организационно-педагогические (определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную СанПиНом, способствующие предотвращению переутомления, гиподинамии и др. дезадаптационных состояний);
психолого-педагогические технологии (связанные с непосредственной работой учителя на уроке, его воздействием на учащихся, здесь же и психолого-педагогическое сопровождение);
учебно-воспитательные технологии (включающие программы по обучению учащихся грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек).
Здоровьесберегающие технологии следует признать наиболее значимым по их степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого–педагогических приёмов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и получения необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении. По характеру действия здоровьесберегающие образовательные технологии могут быть подразделены на следующие группы.
Защитно – профилактические. Они направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.
Например:
выполнение санитарно–гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций;
ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся;
использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т. п.
Большая часть того, что понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз и относится к этой группе.
Компенсаторно – нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативное воздействие в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным.
Например:
проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков, недостаточность физической нагрузки,
эмоциональные разрядки и «минуты покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, груз психоэмоциональных напряжений.
витаминизация пищевого рациона восполняет дефицит необходимых организму витаминов;
йодирование питьевой воды и соли позволяет компенсировать недостаток поступающего в организм йода;
использование аминокислоты глицина (дважды в год – в декабре и весной) Позволяет укрепить память школьников.
Стимулирующие. Эти приёмы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Например:
Информационно – обучающие. Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своём и близких, помогают в воспитании культуры здоровья.
Сюда относятся:
образовательные программы;
просветительские программы;
воспитательные программы.
В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии.
По организационным особенностям здоровьесберегающие приёмы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.
Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНах.
Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами.
Например:
организация в школе фитобара;
открытие кабинета физиотерапии;
обеспечение цветовой подсветкой в классах;
организация аудиосопровождения уроков;
организация оздоровительно – психологических тренингов для учащихся и учителей.
Для осуществления образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие своё выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.
Приведённый перечень принципов не иерархизирован, т. е. в нём не отдаётся предпочтение каким – то отдельным принципам, а несоблюдение любого из приведённых принципов нанесёт ущерб проводимой работе в целом (а иногда и исключит её здоровьесберегающий эффект).
Принцип ненанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основ педагогики и дидактики.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т. д. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
Принцип триединого представления о здоровье определяет необходимость подхода к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т. е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и нравственно – духовного.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Рассматривая эту проблему в аспекте охраны здоровья учащихся, обычно обращают внимание на риск перегрузок, развитие состояния утомления от излишней сложности изучаемого материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, фрустрации от постоянного ощущения неуспеха.
Комплексный, междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека. Только тесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
Приоритет позитивных воздействий над негативными – один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. В последние годы много писалось о том, какое неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений и т.п., превалирующих как в профессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка учителя фиксировать внимание ребёнка преимущественно на недостатках, ошибках, ограничениях и т. п. формирует психологически ущербную личность, с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящие цели и добиваться их достижения.
Приоритет активных методов обучения также является принципом всей эффективной современной педагогики. Эффект достигается, во–первых, за счёт снижения риска появления у школьника переутомления в результате беспощадной эксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим дистрессом; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемых образованием.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий восходит к представлению о двух стратегиях заботы о здоровье. В соответствии с первой следует оберегать человека от всех вредных воздействий. Тренирующая стратегия построена на стремлении повысить адаптационные возможности человека, наилучшим образом подготовить его к встрече с нежелательными, опасными для здоровья воздействиями.
Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье. Отсутствие у ребёнка чувства ответственности сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.