«Здоровьесберегающие технологии по методике В.Ф.Базарного
Гениралова Е.Л., заместитель директора МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №57» г.Курска, учитель начальных классов
«Здоровье – это резервы сил: имунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а возвращаются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.
В.Ф.Базарный
Проблема здоровья школьников как нельзя остро стоит в современном мире. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, - важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Коллектив нашей школы в своей педагогической практике использует элементы методики В. Ф. Базарного.
Базарный Владимир Филиппович - хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, педагог-новатор, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования РФ. Исследования, проведенные В.Ф.Базарным и его учениками выявили множество факторов традиционной педагогики, которые оказывают разрушительное воздействие на здоровье наших детей.
Во-первых, в её основе лежит закрепощение детского организма - режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения (доска-книга). Группой ученых под руководством В. Ф. Базарного доказано, что способ сидения за столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой может на 20-й минуте вызвать признаки стенокардии, а длительное пребывание в этой позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе взятое создает условия для патологического развития самого сердца. Кроме этого выяснилось, что неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось. Явление это В. Ф. Базарный назвал “синдромом низко склоненной головы”.
Во-вторых, сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.
В-третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.
В.Ф. Базарный создал теорию «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:
Увеличение двигательной активности ребенка на уроке.
Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.
Развитие творческого воображения.
Рассмотрим основные принципы технологии В. Ф.Базарного, реализуемые в нашей школе.
Во-первых, учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. «Не усади!» - заповедь В.Ф. Базарного. По его методике часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть - стоит. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль ребенка, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование.
Для реализации режима динамической смены поз В. Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки или просто там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к.на стопе имеется проекция всех органов.
Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры, например схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста, расположенные на потолке, стене. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание. Каждый цвет выполняет определенную функцию:
Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.
В-третьих, важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. . Для этого учитель использует подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.
Также учителя используют специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции. Его можно использовать:
- при прочтении текста в режиме ближнего зрения (ученик берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает читать по слогам, подбирая шаг к каждому слогу);
-при прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)
В-четвёртых, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящие в бесконечность сельские пейзажи. С этой целью можно использовать фотообои природы. С помощью специальных макетов, манекенов и карточек на фоне панно разворачиваются сюжеты урока. Общение педагога с детьми проходит в форме диалога. Экологическая стенка позволяет решить одну из биологических предпосылок нормального развития – пространство. (В тибетской медицине пространству отведена главная роль в развитии человека.)
Обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом В.Ф.Базарного является хоровое пение. Пение - мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Оно несет в себе не только художественно- эстетические начала. В хоре голоса детей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Хоровое пение снимает стресс, дает учащемуся расслабиться.
Регулярно на уроках проводится пальчиковая гимнастика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Учащиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Ну, и в конце - концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем при письме!
Технологии здорового раскрепощённого развития детей дают положительные результаты. У детей, занимающихся в режимах сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения, значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения (как ядро психогенеза) и осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Для учителей, работающих по системе В.Ф.Базарного, не существует проблемы учебной дисциплины, поскольку детям интересно учиться. Отношения между детьми, родителями и педагогами становятся более благожелательными, ибо это отношения союзников, делающих одно общее благое дело. Учителям, освоившим систему Базарного, работать, в конечном счете, становится и легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников
Легенда: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!”
Литература:
1.Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
2.Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.
3.Информация о методике В. Ф. Базарного http://www.deti.websib.ru/p76aa1.html
4.Кругликова О.А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» http://www.hrono.info/proekty