СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ.»


Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием их здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

- строгая дозировка учебной нагрузки;

- построение урока с учетом работоспособности ребёнка;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Я работаю с ребёнком инвалидом на дому.

Одним из организационных моментов начала урока связан с проверкой состояния рабочего места. Ещё до прихода ребёнка на занятие я проверяю готовность комнаты для проведения занятия: стол, стулья, освещённость, а также при необходимости – проветриваю помещение . Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащегося к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы я учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не забываю и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую несколько смен видов деятельности.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке.

Предлагаемые мною упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Очень важно развить воображение ученика. С этой целью выполняется следующее упражнение: после введения например нового словарного слова, хорового прочтения нового слова (вместе со мной) ученику предлагаю закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе

это новое слово, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Также включаю в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение - "Раскрашивание", помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз обязательно включаю в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении, что очень полезно моему ученику при его диагнозе. Пальчиковая гимнастика — также применяется на уроках русского языка. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Также выполняем упражнения на релаксацию. Например, игра "Роняем руки" расслабляет мышцы всего корпуса. Важно научить ребёнка заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки ("Вверх рука и вниз рука") и дыхательная гимнастика. Для того чтобы научить ребёнка заботиться о своём здоровье, на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах".

При изучении цепей питания в природе мы касаемся темы правильного питания человека. Нельзя забывать о здоровом образе жизни. В беседах о здоровье стремлюсь к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка я выбираю тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Ребёнок должен испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской, но в домашних условиях я использую карточки, ноутбук. К началу урока делаю необходимые записи.

Иногда ребёнку трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память и я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Несколько минут на уроке уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья ребёнка. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребёнка.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые я использую во время организации учебного процесса.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу на занятии, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!