СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах. (Из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.»

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ

в начальных классах.




При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии:

дифференцированное обучение;

рациональная организация урока;

создание благоприятного психологического климата;

коммуникативные игры;

когнитивные упражнения; 

нейрогимнастика;

развитие мелкой пальцевой моторики;

зрительная гимнастика;

динамические паузы.

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках можно выделить несколько направлений.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Например, в моем классе 1 обучающийся с ОВЗ. Он сидит рядом, что создает возможность для учителя, постоянно держать его в поле зрения, комментировать задания, пояснять материал. В классе не афишируется информация, что данный ребенок обучаются по другой программе. Во время контрольных работ он получает свое задание, что также его не выделяет и не привлекает к нему внимание. На уроках такой ребенок может получить помощь от своих одноклассников, которые с удовольствием общаются друг с другом, делятся своими знаниями и закрепляют свои собственные.

Особое внимание уделяю групповой работе. Именно в группе обучающийся с ОВЗ имеют возможность получать знания от своих одноклассников и обмениваться своим опытом. Он чувствуют себя более комфортно, чем во время фронтальной работы, учится высказывать свое мнение, он знает, что любой его ответ будет принят. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

Объем учебной нагрузки

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Спортивные мероприятия, которые проходят в рамках школьной спартакиады помогают оздоравливаться каждому ученику, в том числе и с ОВЗ. У нас нет каких- либо разграничений, спортивные команды формируются по желанию + обязательное условие – допуск врача. Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учеников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.

На своих уроках использую технологию развития критического мышления (на уроках чтения и письма)ТРКМЧП. В этом учебном году принимаю участие в творческой лаборатории учителей Ленинского района г.Новосибирска по ТРКМЧП на уроках чтения и письма. Нужно помнить о том, что в работе с детьми с ОВЗ нужно часто менять виды деятельности для поддержания внимания и занимать отдельными приёмами только часть урока.

Использование приёмов этой технологии (ТРКМЧП) на уроках даёт несколько явных преимуществ:

• формируют универсальные учебные действия (личностные, познавательные, коммуникативные и т.д.), что полностью соотносится с новыми образовательными стандартами;

• создают психологический комфортный климат в классном коллективе;

• делают уроки разнообразными и интересными.

На уроках стараюсь использовать дополнительный материал, практические задания, которые дают ребятам с ОВЗ дополнительные возможности потрогать, пощупать, увидеть, понять лучше изучаемый материал.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.

1.Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.

2.Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

3.«Плечики, как кузнечики»: поднимаем и опускаем плечи вверх.

4.Растирание ладоней, хлопки в ладоши.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу музыкальные физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Ребята с удовольствием выполняют упражнения.

Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак - букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.

У учащихся с ОВЗ наблюдаются искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия. В своей работе я использую :

работу с солёным тестом;

мыльные пузыри;

оригами;

музыкальную терапию;

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что в свою очередь развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

На своих уроках я использую данные упражнения :

Упражнения для мышц рук

1) «По грибы» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – чистить стал, 
Этот пальчик – жарить стал,
Ну, а этот взял всё съел, потому и растолстел!
2) «Капуста» (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.

3) «Кулак – ребро – ладонь»

(Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

4)Рыбки, плавали, купались…В чистой светленькой воде. То, сожмутся, разожмутся..То зароются в песке…Показ руками

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика):

1.Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.

2.Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.

3.Показываем на пальцах петушок, поочерёдно меняя руки.

4.Работа с листочками бумаги размером 5см * 5 см.

Скатать удобной рукой комочек, в другой руке держим другой листочек.

Скатываем комочек другой рукой, также без помощи другой руки.

Разворачиваем удобной рукой комочек, не помогая другой рукой.

Разворачиваем другой рукой.

Сворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Разворачиваем комочки двумя руками одновременно.

Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

(практикую : выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание и можешь помочь товарищу- подойди, помоги, получите задание – подойдите, сдайте тетради – подойдите по рядам и т.д.)

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий позволит не только сохранить уровень здоровья обучающихся с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!