СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №46 «СОВЕНОК»

_____________________________________________________________________________



Здоровьесберегающие

технологии









Воспитатель: Трофимова С. М.





СОДЕРЖАНИЕ:





1. Название технологии, авторы.

2. Теоретические знания здоровьесберегающих технологий (концептуальность (научная база)).

3. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий.

4. Цель использования здоровьесберегающих технологий, задачи.

5. Описание порядка использования (применения) здоровьесберегающих

технологий в практической профессиональной деятельности:

5.1. основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей

в группе и МДОУ

5.2. создание ПРС

5.3. система применения технологии в воспитательно-образовательном

процессе

5.4. организация воспитательно-образовательного процесса: методы и

формы.

6. Результат использования здоровьесберегающих технологий, эффективность (положительная динамика результата).

7. Разработка учебно-методического материала.

8. Трансляция собственного опыта.

9. Используемая литература.

10. Приложения.

















  1. Название технологии



здоровьесберегающие технологии











2. Теоретические знания



Здоровьесберегающих

технологий

(концептуальность (научная база))





Начиная работу по использованию в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, мною была изучена литература по здоровьесбережению, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания здоровьесбережения необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в воспитании дошкольников.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

М. А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е. Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Основной общеобразовательной программой является «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Также в своей работе пользуемся методиками Л. И. Пензулаевой «Физкультурные занятия с детьми», А. И. Фомина «Физкультурные занятия и подвижные игры в детском саду», Л. Н. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет», Г. Ю. Байкова, В. И. Моргачева «Реализация образовательной области «Физическое развитие», Н. Л. Воробьева «Побегаем, попрыгаем».

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признана одной из наиболее важных.









3. Актуальность использования здоровьесберегающих технологий





Актуальность здоровьесберегающих технологий



Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально – экономического развития общества. Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования стало сбережение и укрепление здоровья воспитанников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня необходимо взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как ее основной линии, охраны и укрепления здоровья детей. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс. Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.









4. Цель использования

здоровьесберегающих технологий и

задачи





Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых, можно организовать физическое воспитание в группе и в МБДОУ, таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие; помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщало детей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, различных форм оздоровительных упражнений, закаливания;

  • формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Образовательные задачи:

  • формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

  • выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни; выработать привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

  • расширять кругозор, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создать положительные основы для воспитания патриотических чувств;

  • развивать физические качества, необходимые для полноценного развития личности.

Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выстроить так, чтобы одновременно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.





5. Описание порядка использования

(применения)

здоровьесберегающих

технологий в практической

профессиональной деятельности































































5.1. Основные документы по проблеме обеспечения здоровья детей в группе и МБДОУ:



- Конвенция о правах ребёнка.

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. №1014 Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (с изм. от 04.04.2014 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049- 13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 г. № 28564).

- Устав МДОУ - № 55 «ИСКОРКА», утвержденный приказом начальника управления образования Клинского муниципального района Московской области № 237-4/0 от 30.12.2011 г.

- Лицензия - серия РО МО № 001336, выданная Министерством образования Московской области 07.12.2011 г. бессрочно, регистрационный № 68320.

- Образовательная программа МДОУ - № 55 «ИСКОРКА» 2011 – 2016 г.г. (принята на педагогическом совете МДОУ 31.08.2011 г. протокол №1).

- Программа «Здоровье» МДОУ - № 55 «ИСКОРКА» 2011 – 2016 г.г. (принята на педагогическом совете МДОУ).











5.2. Создание ППРС

В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная развивающая среда в группе создавалась с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие по интересам. Особое внимание уделялось эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребёнок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Мебель и игровое оборудование подобраны с учётом санитарных и психолого – педагогических требований, созданы условия для самостоятельной двигательной активности. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно развивающая среда создана с учётом интересов мальчиков и девочек.




Я представить вам хочу

Уголок спортивный!

Хочешь ты здоровым быть?

Двигайся активно!

В руки мы возьмём скакалку

Обруч, кубик или палку.

Все движения разучим

Станем крепче мы и лучше!

Есть и коврик у нас!

Заниматься просто класс!

Тренируем стопы ног,

Чтобы каждый был здоров!




5.3. Система применения здоровьесберегающих технологий в воспитательнообразовательном процессе

Организация образовательного процесса группы с учётом здоровьесберегающих технологий строится системно на всех уровнях так, чтобы качественное обучение, развитие и воспитание дошкольников происходило без ущерба их здоровью, а наоборот способствовало его укреплению. Работа в первую очередь ориентирована на ребёнка, на его уровень здоровья и самочувствия.

В воспитательно-образовательном процессе группы и МДОУ данная работа проходит через следующие виды здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профuлактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в МДОУ.

Задачи этой деятельности:

1. организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

2. организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

3. организация профилактических мероприятий.

4. организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

- кислородный коктейль; - кварцевание группы; (в осенний - весенний период) - использование фитонцидов; (в осенний - весенний период) - воздушные ванны с самомассажем.







ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ

Режим работы МБДОУ – пятидневная рабочая неделя.

Режим работы группы МБДОУ - 12 часов (с 7 – 00 до 19 – 00).

Требования к режиму дня:

- Режим дня должен обеспечивать систему распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. - Строго выполняться. - Соответствовать реальному возрастному составу детей в группе. - Режим дня составляется на холодный и теплый периоды года. - Выполняться четко и согласованно всеми работниками МДОУ. - Родители имеют право выбора режима посещения МДОУ.

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну (СанПиН 2.4.1.3049-13). Перед сном подвижные эмоциональные игры не проводятся.

При организации сна учитываются следующие правила:

  • В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

  • Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.

  • Во время сна детей присутствие воспитателя (или младшего воспитателя) в спальне обязательно.

  • Не допускается хранение в спальне лекарств и дезинфицирующих растворов.

  • Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ

Ежедневная продолжительность прогулки детей в МБДОУ составляет около 4-4,5 часов (СанПиН 2.4.1.3049-13). Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулка состоит из следующих частей:

  • наблюдение,

  • подвижные игры,

  • труд на участке,

  • самостоятельная игровая деятельность детей,

  • индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,

  • самостоятельная двигательная активность.

В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время с детьми организовывалась образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурная или музыкальная НОД, то начинают с наблюдений, спокойных игр.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

В МДОУ для детей организуется 4-х разовое питание (СанПиН 2.4.1.3049-13), которое осуществляется на основе 10 - дневного меню. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующую учреждения.

В МБДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в МБДОУ.

Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы МЕДСЕСТРЫ с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:

  • мыть руки перед едой

  • класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать

  • рот и руки вытирать бумажной салфеткой

  • после окончания еды полоскать рот

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице.

В организации питании, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Во второй младшей группе дежурства организовывают со 2 половины года. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.







2. Физкультурно-оздоровительные технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий осуществляется специалистом по физическому воспитанию и воспитателями МДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

  • развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

  • формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

  • воспитание привычки повседневной физической активности;

  • оздоровление средствами закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется воспитателем по физической культуре совместно с воспитателями групп на НОД по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Формы работы

Частота проведения

Младшая

группа


Средняя

группа


Старшая

группа


Подготовительная группа


1

НОД по физической культуре

Три раза в неделю

15 мин. х 3 = 45 мин.

20 мин. х 3 = 60 мин.

25 мин. х 3 = 75 мин.

30 мин. х 3 = 90 мин.

2

Утренняя

гимнастика

Утром перед завтраком ежедневно

6 мин. х 5

= 30 мин.

8 мин. х 5 = 40

мин.

10 мин. х

5 = 50

мин.

12 мин. х 5 =

60 мин.


3

Музыкальная НОД


Два раза в

неделю

15 мин. х

2 = 30 мин.


20 мин. х

2 = 40

мин.

25 мин. х

2 = 50

мин.

30 мин. х 2 =

60 мин.


4

Физкультминутки

Ежедневно

во время

НОД

2 мин. х 5

= 10 мин.


2 мин. х

5 = 10

мин.

2 мин. х

5 = 10

мин.

2 мин. х 5 =

10 мин.


5

Подвижные

игры на прогулке

Ежедневно

10 мин. х

5 = 50 мин.

15 мин. х

5 = 75 мин.

15 мин. х

5 = 75 мин.

20 мин. х 5 =

75 мин.

6

Физические

упражнения

на прогулке

Ежедневно 8 мин х 5

= 40

10 мин Х

5 = 50

мин

10 мин Х

5 = 50

мин.

12 мин Х

5 = 60

мин.

15 мин Х 5 =

60 мин.


7

Бодрящая

гимнастика

после сна

Ежедневно 6 мин. Х 5

= 30 мин.

8 мин. Х

5 = 40

мин

10 мин. Х

5 = 50

мин.

12 мин Х

5 = 60

мин.

15 мин Х 5 =

60 мин.


8

Индивидуальная работа

Ежедневно

утром и вечером

5 мин. Х

10 = 50

мин.

7 мин. Х

10 = 750

мин.

8 мин. Х

5 = 40

мин.

10 мин. Х 10 =

100 мин.

9

Элементы

спортивных

игр на прогулке

Ежедневно


5 мин. Х 5

= 25 мин


10 мин. Х

5 = 50

мин

12 мин. Х

5 = 60

мин

15 мин. Х 5 =

75 мин

10

Спортивный досуг


1 раз в месяц


15 – 20

мин.

20 - 30

мин.

30 - 40

мин.

30 - 40 мин.


11

Физкультурный

праздник

1 – 2 раза в

год

30 – 40

мин.

40 - 60

мин.

40 - 60

мин.

40 - 60 мин.


12

День здоровья

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал

1 раз в квартал



Формы организации работы с детьми образовательная область «Физическая

культура»

Содержание



Возраст

НОД

Образовательная деятельность, реализуемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие

с семьей


Основные

движения

-ходьба;

-бег;

-катание,

-бросание,

-метание, --ловля;

-ползание, -лазание;

упражнения в равновесии;

строевые

упражнения;

ритмические упражнения.


Общеразвивающие упражнения


Подвижные игры


Спортивные

Упражнения


Спортивные игры


Активный отдых


5-7 лет, старшая и подготовительная

к школе

группы


НОД по физическому воспитанию:

-сюжетно-игровые

-тематические

-классические тренирующее по развитию

элементов

двигательной креативности

(творчества)


В НОД по физическому воспитанию: сюжетный

комплекс

подражательный комплекс

комплекс с

предметами

(безпредмето)


Физкульт-минутки


Динамические паузы


Подвижная игра большой,

малой подвижности и с элементами спортивных игр

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя


Игровые упражнения


Утренняя гимнастика:

классическая

игровая

полоса препятствий музыкально-ритмическая аэробика

(подготовительная

группа)

Подражательные движения


Прогулка


Подвижная игра большой и малой подвижности


Игровые упражнения


Проблемная ситуация


Индивидуальная работа


НОД по физическому воспитанию на улице


Подражательные движения


Вечерний отрезок времени, включая прогулку


Гимнастика после дневного сна оздоровительная коррекционная

полоса препятствий Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения Индивидуальная работа Подражательные движения Физкультурный досуг Физкультурные праздники

День здоровья

Игровые упражнения


Подражательные

движения


Беседа, консультация


Открытые

Просмотры


Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультации Встречи по заявкам Совместные занятия Интерактивное общение Мастер-класс Создание наглядно - педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы - передвижки)










Цели и задачи по освоению образовательной области «Физическая культура» по возрастным группам

5-6 лет

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

  • повышать уровень осознанного выполнения движений детьми, потребности в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками

  • поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования;

  • поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке физкультурной среды группы и зала к занятиям физической культурой;

  • воспитывать стремление организовывать и участвовать в играх, соревнованиях, играх-эстафетах;

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

  • совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия;

  • продолжать формировать правильную осанку;

  • продолжать воспитывать у детей потребность в красивом, грациозном и ритмичном выполнении упражнений, сочетая движения с музыкой, демонстрируя культуру освоения основных движений;

По развитию физических качеств:

  • совершенствовать физические качества во всех видах двигательной активности;

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

  • поддерживать интерес детей к различным видам спорта, продолжать обогащать представления о них, спортивных достижениях нашей страны,

  • продолжать совершенствовать умения в катании на санках, самокате,

  • обучать спортивным играм (городки, бадминтон, элементам футбола, хоккея, баскетбола);

  • продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной деятельности;

  • продолжать развивать умения сотрудничества, кооперации в совместной двигательной деятельности, умений помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх, поддерживать достижения сверстников, переживать за общие победы в соревнованиях и эстафетах;

  • воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдая их;

  • поддерживать и развивать творчество старших дошкольников в двигательной активности.

6-7 лет

По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:

  • поддерживать и поощрять ежедневную двигательную активность детей;

  • воспитывать потребность в аккуратном обращении со спортивным инвентарем, физкультурным оборудованием, следить за его состоянием;

По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:

  • побуждать к самостоятельной двигательной активности, создавать для этого комплекс необходимых условий в группе и на улице во время прогулки, в семье;

  • продолжать совершенствовать культуру движений, технику их выполнения;

  • способствовать переводу умений двигательной деятельности в навыки, развивать качество навыков и качество движений;

  • совершенствовать основные движения: соблюдение заданного темпа в беге и ходьбе, перестроениях, лазанье и ползанье, сочетание движений друг с другом в выполнении более сложных упражнений и игр, точное выполнение упражнения и движения в разном темпе и ритме, сохраняя равновесие, координацию и ориентацию в пространстве;

  • совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений;

  • продолжать учить самостоятельно играть в разнообразные подвижные игры, игры-соревнования, оказывать детям помощь в комбинировании подвижных игр, придумывании новых, непосредственной игре в них;

По развитию физических качеств: поддерживать самостоятельность детей в их развитии во всех видах двигательной деятельности;

По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:

  • углублять интерес к спортивным играм и упражнениям, занятиям в спортивных секциях и группах;

  • воспитывать чувство гордости за спортивные достижения России, за победы на Олимпиадах;

  • продолжать обучать играм в городки, бадминтон, элементам баскетбола, футбола, хоккея;

  • продолжать развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность, выдержку, настойчивость, смелость, организованность, самоконтроль, самооценку, двигательное творчество;

  • поддерживать социально-нравственные проявления детей в двигательной деятельности, активно развивать их средствами данной деятельности

3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Формы работы с детьми образовательная область «Здоровье»

Содержание

Возраст


Совместная

деятельность


Режимные моменты


Самостоятельная

деятельность


Взаимодействие с семьей


Воспитание КГН:

 умение беречь себя и своё тело

 знание и применение общественных гигиенических правил

 умения в культуре приёма пищи

 умения пользования столовыми предметами


Сохранение и укрепление здоровья

 выражение своих чувств при общении

 сопереживание

 организация спортивных игр и упражнений

 одевание в соответствии с температурным режимом группового помещения

 выполнение закаливающих процедур


Формирование начальных представлений о ЗОЖ

 представление об особенностях функционирования человеческого организма

 представление о важных составляющих ЗОЖ (питание, движение, сон, солнце, воздух)

5-6 лет, старшая группа

Обучающие игры

(сюжетно-дидактические)

развлечения,

ОБЖ,

минутка

здоровья

Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг.

Сюжетно-ролевые игры. Игры на воздухе, с водой.

Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Воспитание КГН:

 умение беречь себя и своё тело

 знание и применение общественных гигиенических правил

 умения в культуре приёма пищи

 умения пользования столовыми предметами


Сохранение и укрепление здоровья

 организация спортивных игр и упражнений

 одевание в соответствии с температурным режимом группового помещения

 выполнение закаливающих процедур


Формирование начальных представлений о ЗОЖ

 представление об особенностях строения и функционирования человеческого организма

 представление о рациональном питании

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Развлечения, ОБЖ, Минутка здоровья НОД

Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры

Беседы, консультации, родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, масте-рклассы Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)





Цели и задачи по освоению образовательной области «Здоровье» по возрастным группам

5-6 лет

По формированию культурно-гигиенических навыков:

  • развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, ополоснуть их после еды, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы и т.д.) без напоминания взрослого

  • формировать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого)

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

  • закреплять и усложнять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья; необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе; навыки элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания.

  • совершенствовать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения; атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы;

  • способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;

  • развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним;

  • поощрять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения.

6-7 лет

По формированию культурно-гигиенических навыков:

  • развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих;

  • назвать и показать, что именно болит, какая часть тела;

  • совершенствовать культуру приема пищи;

  • развивать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры ;

По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:

  • развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней; о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце);

  • воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его , поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведении.





4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе МДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе МДОУ.

Задачи этой деятельности:

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

5. Технологии просвещения родителей по здоровьесбережению

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, находит каждодневную поддержку дома.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:

  • родительские собрания,

  • консультации,

  • конкурсы,

  • спортивные праздники,

  • праздники здоровья,

  • папки-передвижки,

  • беседы,

  • личный пример педагога,

  • нетрадиционные формы работы с родителями,

  • практические показы (практикумы).

6. Технология здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

Психологическое просвещение педагогов – это повышение психологической культуры педагогов, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по здоровьесберегающим технологиям.

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны:

  • это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях,

  • групповые и индивидуальные консультации,

  • наглядная агитация,

  • подготовка памяток,

  • подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы,

  • организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий,

  • курсов повышения квалификации по здоровьесбережению.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому здоровьесбережению позволяет:

  • отработать содержание и методы психологического сопровождения педагогов по здоровьесбережению в МДОУ;

  • овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию здоровьесберегательных технологий; процесса комплексного сопровождения развития ребенка;

  • отработать приемы, направленные на сплочение коллектива;

  • сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и специалистами МДОУ.



5.4. Организация воспитательно-образовательного процесса: методы и формы

Средства здоровьесберегающих технологий

Все основные средства в системе здоровьесберегающих технологий можно разделить на три группы.

1. Средства двигательной направленности:

  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

  • физические упражнения;

  • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы:

  • солнечные и воздушные ванны;

  • водные процедуры;

  • фототерапия;

  • ингаляции и многое др.

3. Гигиенические факторы:

  • выполнение санитарно-гигиенических требований;

  • личная и общественная гигиена;

  • проветривание и влажная уборка помещений;

  • соблюдение режима дня.

Формы занятий в системе здоровьесберегающих технологий

Среди эффективных форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий можно выделить следующие:

  • с использование профилактических методик;

  • с применением функциональной музыки;

  • с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

  • с проведением оздоровительных мероприятий;

  • с использованием элементов здоровьесберегающей среды.

Методы и приемы как компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий

Методы здоровьесберегающих технологий:

  • фронтальный,

  • групповой,

  • практический метод

  • познавательная игра,

  • игровой метод,

  • соревновательный метод,

  • метод индивидуальных занятий.

Приемы здоровьесберегающих технологий

  • Защитно – профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

  • Компенсанторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж и др.).

  • Стимулирующие (приемы закаливания, психотерапии, фитотерапии).

  • Информационно – обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам и др.).

Критерии оценки здоровья

  • Уровень работоспособности.

  • Отсутствие вредных привычек.

  • Наличие физических дефектов.

  • Оптимальный двигательный режим.

  • Рациональное питание.

  • Закаливание и личная гигиена.

  • Положительные эмоции.

  • Социальное благополучие.

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в группе

Особенное внимание в своей работе я уделяю благополучной адаптации дошкольников и организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это:

1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание экологического пространства: освещение, проветривание, озеленение группы. Все ребята удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Весной мы выращиваем рассаду декоративных растений для посадки на клумбы.

2. Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

3. Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

4. Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во время прогулок способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности и профилактике гиподинамии.

5. В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физкультминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.

Основные задачи физкультминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;

  • внести эмоциональный заряд;

  • совершенствовать общую моторику;

  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

6. Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры – нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.

7. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми использую комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

8. Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

9. Бодрящая гимнастика и гимнастика после сна помогают детскому организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус.

10. Просветительно – воспитательная работа с детьми представлена методическими разработками бесед, направленных на воспитание здорового образа жизни у дошкольников.

11. Мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у детей навыков безопасного поведения в различных опасных ситуациях, а также на профилактику и предотвращение детского дорожно– транспортного травматизма.

12. Просветительно – воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций на родительских собраниях и индивидуально, а также через папки – передвижки.









Модель взаимодействия специалистов и воспитателей

Образовательный процесс в МДОУ строится на основе тематического планирования, осуществляется интеграция и координация деятельности специалистов и воспитателей:

  • обсуждение и формирование общих понятий

  • установление связи образовательных задач

  • взаимные консультации педагогов по решению тех или иных вопросов интеграции

  • проведение мониторинга (2 раза в год)

  • определение последовательности педагогической работы с детьми на основе результатов мониторингового обследования

  • совместная подготовка и проведение итоговой интегрированной НОД

  • участие в работе педсоветов, семинаров, работе творческих групп

Образовательные области

Музыкальный руководитель

Воспитатель по физической культуре

Физическая культура

Упражнения на развитие чувства ритма.

НОД по ФИЗО

Подвижные игры

Игры с физкультурным оборудованием

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Утренняя гимнастика, физкультурные досуги, развлечения

Упражнения на развитие чувства ритма.



























6. Результат использования

здоровьесберегающих технологий,

эффективность (положительная динамика результата)



Система использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволила достичь повышения качества работы, которое выразилось в следующих результатах.

1. Уровень здоровья и физического развития детей:

Целенаправленная работа по сохранению здоровья дошкольников способствует общему снижению заболеваемости в детском саду, о чём свидетельствуют приведённые в таблицах результаты.

Уровень заболеваемости снизился и значительно снижено количество пропусков по болезни.

    1. Сводная таблица анализа заболеваемости детей


2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

2019-2020

учебный год

2020-2021

учебный год

Списочный состав детей





Число пропусков д/дней по болезни





Число пропусков на одного ребенка





Число часто болеющих детей





Число ни разу не болевших детей





Показатель индекса здоровья





























    1. Анализ посещаемости



Учебный год

Количество детей

Посещено дето-дней

Пропущено

Всего

По болезни

2017-2018





2018-2019





2019-2020





2020-2021







В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.



































1.3.Уровень выполнения программы образовательной области «Физическая культура»

Уровень

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Высокий





Выше среднего





Средний





Ниже среднего







Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось









































    1. Уровень выполнения программы образовательной области «Здоровье»

Уровень

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Высокий





Выше среднего





Средний





Ниже среднего







Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось.





































1.5. Анализ гигиенических умений и навыков детей дошкольного возраста

Учебный год

Самостоятельное

умывание


Самостоятельное

вытирание рук

Самостоятельный

прием пищи

Самостоятельное

одевание и раздевание

2017-2018

Начало года





Конец года





2018-2019

Начало года





Конец года





2019-2020

Начало года





Конец года





2020-2021

Начало года





Конец года

































2. Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе:

2.1.Физкультурный уголок пополнился новыми атрибутами, изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.

3. Накоплен методический и дидактический материал по здоровьесберегающим технологиям в группе:

- в процессе работы собираем материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр, дыхательной гимнастики, подвижных игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

- воспитательно-образовательный процесс: физкультурная НОД, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные НОД, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.

- наглядная агитация и работа с родителями: регулярное размещение информации в уголках для родителей, выпуск газет, фотоконкурсы, беседы, консультации и пр.

- цикл бесед для детей: «Познай себя», «Я и мое здоровье», «Как правильно чистить зубы», «Ты себе не навреди, свои глазки береги», художественное слово о спорте и здоровье.

Выводы:

1. Создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогов успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.

2. В течение межаттестационного периода в группе выявлено улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников

3. Сформированность навыков здорового образа жизни соответствует возрастным показателям детей.

4. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающая НОД сочетается с выполнением дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями.

5. Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.

6. В целом положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательнообразовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.

7. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.





























7. Разработка учебно – методического

Материала









Информация

о результатах деятельности

педагога по формированию

здорового образа жизни

воспитанников























1-й критерий

Просветительская работа

по формированию здорового

образа жизни воспитанников























2-й критерий

Здоровьесберегающая

организация образовательного

процесса

























3-й критерий

Внеурочная деятельность

физкультурно-оздоровительного характера























4-й критерий

Диагностика эффективности

здоровьесберегающей

деятельности























5-й критерий

Взаимодействие с семьёй

воспитанников и иными

участниками

образовательного процесса

















8. Трансляция

собственного опыта















9. Используемая литература











Литература:

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с ., - М.:Просвещение,1986

2. Емельянова В.Н., из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008

4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

5. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учр . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004

6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002

7. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

8. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.

9. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3 – 7 лет. – 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. – 183 с.

10.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – Спб.:КАРО, 2004. – 92 с.

Интернет-ресурсы:

  • http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)

  • http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)

  • http://pedmir.ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.











10. Приложение







Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят прежде всего от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных немедикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, физинструктора, медицинских работников.

В данном выступлении представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, описаны разнообразные методики нетрадиционного оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольном учреждении для профилактики простудных и хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.

Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна, регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр, самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих детей.

Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы, реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года, температурой воздуха.

В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить социальные контакты и настроение.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

  • осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

  • осмотр детей специалистами детской поликлиники;

  • диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;

  • выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

  • диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:

  • утренняя гимнастика;

  • физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

  • занятия с использованием мини – тренажеров;

  • ритмика;

  • гимнастика после сна;

  • ежедневный режим прогулок;

  • создание необходимой развивающей среды;

  • строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

  • проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

  • музыкальные занятия;

  • занятия по формированию здорового образа жизни.

ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания. При этом используется комплекс процедур:

  • босохождение;

  • умывание;

  • ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

  • гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:

  • постоянный контроль осанки;

  • контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;

  • сбалансированное питание;

  • вакцинация против гриппа;

  • потребление фитонцидов (чеснока и лука);

  • употребление соков и фруктов;

  • использование очистителей воздуха;

  • кварцевание групп;


ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей:

  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;

  • дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

  • психогимнастика по методике М. Чистяковой;

  • игровой массаж А. Уманской.

ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:

  • психодиагностика;

  • элементы аутотренинга и релаксации;

  • элементы музыкотерапии;

  • индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

  • обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа:

  • коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

  • индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

  • коррекция психоэмоциональной сферы;

  • индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре;

  • индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа:

  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

  • открытые просмотры и показы с использованием оздоровительных технологий;

  • активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;

  • оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

  • организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

  • проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.

Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Утренняя гимнастика:

- дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;

- пальчиковая гимнастика;

- общеразвивающие упражнения;

- танцевальные упражнения;

- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.

Утренняя прогулка:

- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

- оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

- релаксация.

После сна:

- гимнастика пробуждения;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).


ИГРОВОЙ МАССАЖ

Включает несколько видов массажа.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки»;

- «Похлопает ушками»;

- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;

- «Покрутим козелком»;

- «Потрем ушки».







Результат использования здоровьесберегающей технологии

- Уровень заболеваемости снизился на о,2%, значительно снижено количество пропусков по болезни.

- Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось на 10% и составляет45 %.

- Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 44% и составляет 82%.

- Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике.

- У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.

- Дети и родители стали чаще участвовать в различных мероприятиях.

- Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей.

- Повышение мотивации педагогов к профессиональному росту на 75%.

Участие в конкурсах: «Здравница», «Я- исследователь», «Шашки», «Умничка», Выставка стенгазет «В здоровом теле-здоровый дух» и т.д.