«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Психогимнастика»
Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов), упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)
. Психогимнастика для детей представляет собой вид деятельности, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Главной целью психогимнастики можно назвать сохранение детского психического здоровья, а также предотвращение расстройства психики. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения..
Задачи психогимнастики:
дети тренируют психомоторные функции;
воспитывают в себе высшие эмоции и чувства;
избавляются от эмоционального напряжения;
в детях развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.
Психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ. Отсутствие каких-либо внешних атрибутов – еще одно условие. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаются физическими действиями. А с помощью комментариев, к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.
Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия: развивают фантазию, поднимают настроение, проявляют детские артистичные способности. Во время занятий с детьми психогимнастикой, все дети успешны, т.к. правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. У всех воспитанников возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить их и научиться произвольно реагировать. Дети не могут полностью осознавать все свои ощущения. Да это и не обязательно. Достаточно сосредоточить внимание хотя бы на одном своем ощущении или сравнить пару ощущений.
Структура психогимнастики:
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Здесь мы знакомимся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. На данном этапе отрабатываются детьми модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Происходит закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Осуществляется гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли мы разыгрываем с детьми в парах со сменой ролей.
Упражнения,
Дыхательная гимнастика
Упражнение «Мы срываем цветы»:
Дети в группе наклоняются – «срывают» цветы – и вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный быстрый выдох). Потом повторяют это действие еще несколько раз.
Упражнение «Пузырик»:
Ребенок делает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2-3 раза.
Упражнения, направленные на развитие координации движений:
Упражнение «Ходьба»:
Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
– Мы проверили осанку (дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята).
– И свели лопатки (дети отводят плечи назад).
– Мы ходим на носках (дети идут на носочках).
– Мы идем на пятках (идут на пятках).
– Мы идем как все ребята (шагают маршеобразно).
– И как мишка косолапый (идут размашисто, вразвалку).
Упражнение «Прогулка в лес»:
Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
– Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен).
– Перепрыгиваем через лужу (прыжки на 2 ногах).
– Посмотрите. Какая красота! Выразим восхищение: О-о-о!
– Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ, имитация сильного ветра и ветра во время бури).
– Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик нашли (дети наклоняются вниз).
– Теперь пойдем домой. Снова шагаем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Бежим по узкой тропинке (бег на месте). Мы дома.
Упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции:
Упражнение «Конфета»:
У ребенка в руках воображаемая коробка с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят его, потом разворачивают бумажки и кладут в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное (улыбка).
Игра «Животные»:
Педагог называет животного (заяц, волк, лиса, медведь и др.), а дети изображают его движением, мимикой и жестами.
Упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов:
Игра с песком:
Дети набирают в руку воображаемый песок, сжимают в кулак, «чтобы не высыпалось ни песчинки», затем потихоньку высыпают песок на колени. Стряхивают последние песчинки с кистей, опускают расслабленные руки.
Игра с муравьём:
Дети представляют, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Необходимо с силой натянуть носки ног на себя, ноги напряжены (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Затем сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают.