СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается понятие здоровьесбережения в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.»

Батищева Елена Петровна,

учитель начальных классов МБОО « Лицей села Верхний Мамон»


Здоровьесберегающие технологии


                            

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

По данным медицинского обследования обучающихся школы выявлены следующие заболевания : нарушение осанки, ослабление зрения, заболевания желудочно- кишечного тракта, частые простудные заболевания, хронические заболевания – гастрит, тонзиллит, некоторые дети имеют избыточный вес. Эти показатели заставляют задуматься.

Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса. Низкий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования, без него невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы.

В Законе « О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения

(ст. 28)» подчеркивается, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Учитель и воспитатель должны обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающая технология – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников – и взрослых, и детей.

Это касается не только уроков физической культуры, но и воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения, воспитательной работы в ГПД. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

В группе продленного дня , особенно важны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к самому себе и принести пользу своему организму.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

  1. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

  2. Планирование учебной нагрузки учащихся.

  3. Создание медико-психологической службы.

  4. Создание необходимых санитарно - гигиенических условий в школе и классах.

  5. Работа спортивного зала и спортивных секций.

Главное в проведении оздоровительных моментов - систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:

1.Здоровье и здоровый образ жизни.

2.Соблюдение режима дня.

3.Соблюдение правил личной гигиены.

4. Санитарно-просветительные мероприятия, беседы.

5. Спортивные праздники, спортивные часы, веселые старты, туристические походы, экскурсии, подвижные игры, физкультминутки, обязательные часовые прогулки на свежем воздухе.

В движении дети познают жизнь, окружающий мир. Большую двигательную активность, присущую детскому организму, нужно поощрять и умело регулировать, создавая свой особый двигательный режим. Все это учитывает воспитатель при составлении режима дня, недельной нагрузки и плана работы в ГПД.

Занятия в ГПД начинаются с прогулки. Она должна приносить пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в знакомые им и любимые ими игры: « Море волнуется», « Совушка», « Выше ножки от земли», «Платочек» и т. д. Эти игры динамичны и позволяют удовлетворить потребность ребенка в движении . В качестве отдыха проводятся такие игры как

« День и ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.

После прогулки и обеда дети готовят уроки. Во время самоподготовки проводятся физкультминутки, разрешается передвигаться по классу, если им требуется помощь. Между подготовкой разных предметов делается перерыв 10-15 минут. А также дети занимаются в секциях и кружках.

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно - гигиенических норм в классной комнате, где проводит время группа . Это : контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение классной комнаты. Ответственность лежит, конечно, на взрослых, но дети охотно помогают всегда. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду. Регулярно , несколько раз в день моются руки, пользуются сменной обувью, поливаются цветы, вытирается пыль.

Не стоит забывать и о профилактике заболеваний учащихся и их закаливании. Воспитатель следит за соответствием одежды детей погоде. Закаливанию способствует ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Во время обеда детям предлагается употреблять в пищу чеснок

( естественный борец против вирусов).

В группе регулярно напоминается детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении заданий. Во время отдыха проводятся минуты релаксации, дыхательной гимнастики.

Младший школьник большую часть времени проводит в игре. Понять природу игры – это понять природу счастливого детства, понять ребенка. Ведь , играя, он стремится идти вперед. В играх дети как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия « работают» синхронно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно память, внимание, воображение, интеллект, фантазию, наблюдательность. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире направляет их в « нужное русло».

Здоровье закладывается в детские годы. Начальный этап является ответственным периодом в жизни ребенка. В сложившейся ситуации эдоровьесбережение – это уже не модное некое нововведение, а необходимость. Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делится опытом с коллегами.

Список литературы:

1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе . 1-4 кл. М.: ВАКО, 2004г.

2.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. М.: Вентана – Граф, 2008г.

3.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. Начальная школа..- 2006 г.

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель.2009г.

5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.:АПК и ПРО, 2002г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!