Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»»
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия №12»
города Белгорода
Ауловой Светланы Ивановны
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Но хотелось бы отметить, что и уроки физкультуры проходят у нас активно: мы плаваем в бассейне, а в этом году мы впервые стали на лыжи, даже первоклассники. А так же, начиная с 1 класса мы активно сдаём нормы ГТО.
Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение, общая утомляемость.
Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке, как отдохнуть во время урока с пользой?
Всем известно, что утомляемость чаще всего возникает в начале и в конце четверти, недели и урока. И, конечно же, администрация и учителя учитывают данные показатели при составлении расписания, распределения нагрузки в течении недели и дня. А вот как спланировать урок, чтобы сохранить здоровье детей, зависит только от нас учителей.
На что же должен быть направлен урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
соблюдение норм СанПиНа
снижение утомления школьников,
создание благоприятного психологического климата (игровая зона)
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
Интерес и мотивация на уроке не создает эффекта перегрузки. То, что вызывает отторжение или кажется бесперспективным, приводит к перегрузке.
дидактически проработанный урок,
чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок),
Творческие задачи, индивидуальная, парная, групповая работа, сюжетно-ролевая игра, самоконтроль, самооценка, задание «проверь себя»
Фронтальная работа является самым утомительным видом деятельности для детей младшего школьного возраста.
Основателем нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики является Базарный Владимир Филиппович. Русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный работник общего образования Российской Федерации.
Базарный разработал «Систему сенсорной свободы и раскрепощения», которая включает в себя:
В течении урока дети меняются местами, а так же могут работать стоя за партой.
Офтальмологический тренажер для глаз (на потолке, на стенах, электронный)
Смена ближнего и дальнего зрения (точки на окне, указательный палец)
Письмо перьевой ручкой (поочерёдное расслабление и напряжение, Новоченко)
Сенсорные круги или кресты (обручи, надувные мячи). Хочется внедрить!!!
Другие здоровьесберегающие технологии:
Упражнения для профилактика плоскостопия (хождения по ортопедической дорожке)
Дыхательные упражнения (дуть на листик, карандаш)
Игровой самомассаж (точечный массаж, профилактика простудных заболеваний)
Релаксация («Цветные сны»)
Улучшение осанки учащихся (изготовление мешочков с солью, удержание и ношение их на голове с целью улучшения осанки учащихся)
Развитие кисти рук и мелкой моторики (мешочки, пальчиковая гимнастика, су джок массажор) «Рука является вышедшим наружу мозгом» Иммануил Кант
Физические упражнения (в игровой, танцевальной форме, электронные и обычные)