СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по теме " Здоровьесберегающие технологии в начальных классах".

Просмотр содержимого документа
«курс последняя»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...................... 3


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования

здоровьесберегающих технологий


1.1 Понятие здоровье сберегающих технологий………………………… 5


1.2 Значение здоровье сберегающих технологий

в начальной школе…………………………………………………………. 7


1.3 Условия здоровье сбережения младших школьников………………. 8


ГЛАВА 2. Аналитическое исследование здоровьесберегающих

технологий в начальной школе


2.1 Мониторинг состояния здоровья учащихся………………………….. 12


2.2 Разработка здоровьесберегающих технологий

в начальной школе…………………………………………………………. 17


2.3 Практика реализации здоровьесберегающих технологий

в начальной школе………………………………………………………… 21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 30


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 31




ВВЕДЕНИЕ


Не подлежит сомнению тот факт, что здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к своему организму начинается с самого детства.

Актуальность темы заключается в том, что в сложных современных условиях развития Луганской Народной Республики очень важной проблемой является сохранение и целенаправленное формирование здоровья детей, поскольку это напрямую связано с проблемой безопасности и независимости республики.

Здоровьесбережение детей – одна из основных проблем нашей современной школы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. Лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. К концу учебного года у многих школьников частота гипертонических реакций увеличивается в 2 раза, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной невротизации отмечается у 55–83% учащихся школ. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% школьников.

Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.

Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы выпускной работы

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

Цель работы:  Исследование здоровьесберегающих технологий

в начальной школе.

В соответствии с целью были определены задачи:

- определить понятие здоровьесберегающих технологий;


- описать значение здоровьесберегающей деятельности в начальной школе;

- представить условия здоровьесбережения младших школьников;

- предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий

в начальной школе.



























ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования здоровье сберегающих технологий


1.1 Понятие здоровье сберегающих технологий

Существует более 60 определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Академик В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая» [6]. Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей образовательных учреждений (школ).

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию.

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены

в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся и пред­ложил ряд мероприятий «в целях устранения» вредных влияний со стороны школы на здо­ровье и физическое развитие учащихся [19].

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведения и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определя­ющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в XVIII веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу.

Он пишет: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства.

В обращении он поставил цель-улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний «Кроме сего впадает великое множество людей в разные болезни, об излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений…» [19]

Ученые С.П.Боткин, П.Ф.Лесгафт заложили основы современной науки о здоровье. С.С.Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии [28].

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: «Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [9].

В основе понятия «здоровый образ жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающийся в единстве с природными и социальными условиями. В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея А. И. Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в сотворяемой им культуре [3].


1.2 Значение здоровье сберегающих технологий в начальной школе


На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей становится меньше в четыре раза. Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении [2].

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников. Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровье сберегающих технологий. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организма.


1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников


Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм [12].

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровье- сберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. Физкультура – важный урок.

Содержание первоначальных представлений, формирование навыков и умений, относящихся к здоровому образу жизни, распределено по разным образовательным областям, но важнейшую роль играют всё-таки уроки физической культуры. Этот предмет учит детей организовывать режим дня, выполнять утреннюю зарядку, проводить оздоровительные мероприятия, подвижные игры, а также наблюдать за своим состоянием, контролировать физические нагрузки. Педагог, преподающий физическую культуру, формирует у школьников представление о том, какую роль играет двигательная активность и занятия спортом для сохранения и укрепления физического, социального и психологического здоровья [9].

Реализуя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. Знакомясь с видами спорта и подвижными играми, дети начинают осознавать, что это не только развивает их физически, но и вызывает эмоциональный отклик, а кроме того, командная игра способствует успешной социализации. Педагог может больше, чем врач Снижение детской утомляемости на уроках отмечено всеми учителями, применяющими здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять

здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

- Соответствие учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности.

- Осуществление обучения на наиболее оптимальном уровне сложности. Использование разнообразных методов и форм обучения.

- Рациональное чередование двигательных и статических нагрузок.

- Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.

- Разумное использование наглядности.

- Использование разнообразных форм подачи информации, включая современные информационно-коммуникативные технологии.

- Создание комфортной благоприятной атмосферы в классе для каждого обучающегося.

- Стимулирование положительной мотивации к обучению.

- Развитие у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

Представим принципы организации здоровье сберегающих образовательных технологий в начальной школе.

Как уже отмечалось, понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым: «Не навреди!» — каждый приём, метод или средство, которое применяется на уроке, не должно наносить вред здоровью детей, поэтому стоит использовать только обоснованные, проверенные на практике элементы работы [17].












Глава 2. Аналитическое исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе


2.1 Мониторинг состояния здоровья учащихся


Мониторинг здоровья учащихся был о проведен на базе ГБОУ СОШ №1.

Для системного контроля здоровьесберегающих основ нами были выявлены следующие основные показатели:

- рост достижений ребенка по учебным дисциплинам;

- особенности личностного развития учащегося;

- психологическое здоровье учащегося.

Рост достижений ребенка по учебным дисциплинам отражается на уровне обученности, который включает количественные показатели – результат успеваемости (оценки за семестр, за год обучения) и качественные: поуровневые результаты написания срезовых работ, поэлементный анализ типичных ошибок, которые классифицированы по стрежневым линиям основных курсов.

В нашей работе мы придерживаемся следующих свойств: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мыслительной деятельности. Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяют собой индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями, на основе чего мы делаем прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Нами выделены 4 уровня: нулевой, первый, второй, третий. Нулевой и первый уровни – низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

После сбора информации о потенциальных возможностях учащихся проводится психолого-педагогический консилиум. С участием всех учителей, работающих в данных классах и психолога школы. В процессе обсуждения совместно с педагогами особенностей учащихся мы выделяем детей, у которых есть расхождение между уровнем обучаемости и обученности, причины расхождения, область затруднения ребенка, проблемы класса в целом. Определяем основные направления работы с классом и отдельными учащимися по развитию познавательных процессов, особенно мышления. Эти направления работы реализуются учителями в процессе преподавания своего предмета и психологом в работе специальных коррекционных групп.

Особенности личностного развития учащегося, сохранения и укрепления их здоровья, проявляются и в уровне воспитанности.

Мы выделяем, как и в процессе анализа уровня обученности четыре уровня воспитанности: достаточный, средний, низкий и неудовлетворительный.

Диагностика уровней воспитанности и обученности взаимосвязаны между собой, взаимно дополняют друг друга, например, такие характеристики воспитанности как широкий круг интересов и активность личности являются необходимыми компонентами высокого уровня обучаемости в виде ее мотивационной основы. А в процессе взаимосвязи влияют на качество обученности. Без мотивации, даже при высокой обучаемости, ученик может показать низкие результаты обученности. Мы считаем, что процесс обучения определяется главным образом творческой, внутренне мотивированной деятельностью учащихся, что и составляет суть воспитания.

Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, применение личностно-значимых способов учебной деятельности, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности ―это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Используемые методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся в учебном процессе, что способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.

Задачей диагностической деятельности в школе является своевременное изучение актуального психологического состояния учащихся.

Для решения вопроса о здоровьесбережении обучающихся и воспитанников поставлена задача раз­работки и применения на практике здоровьесберегающих тех­нологий, своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздорови­тельных и профилактических мероприятий.

Для этого на базе городской поликлиники проводятся обязательные ежегодные медицинские осмотры школьников . На первом этапе обследования используются некоторые элементы программы доврачебного медицинского обследования, в том числе:

- индивидуальная оценка физического развития детей и подростков;

- измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипо­тонических состояний;

- оценка уровня физической подготовленности;

- скрининг-диагностика остроты зрения.

Во время диспансерного осмотра выявлен уровень заболеваемости глаз у детей. Для этого на каждом уроке наши педагоги проводят пятиминутную гимнастику для глаз.

В 2017-2018 учебном году в 3х классах обучались 32 учащихся.

Наиболее распространенные заболевания:

Заболевания глаз 15%

Лор.заболевания48%

Хирургические заболевания18%

Терапевтические заболевания 41%

На основании полученных данных выявлено:

1.Среди третьеклассников выявлено 32,7% детей, у которых показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки находятся на уровне низких величин.

2.Дисгармоничное развитие выявлено у 24,3% детей, а резко дисгармоничное - у 11,1%. Диспропорция определялась избыточной массой тела по отношению к росту.

3.Уровень физической подготовленности детей можно считать низким по всем показателям и недостаточным для детей данного возраста.

4.Отмечены высокие уровни хронической заболеваемости болезнями нервной системы и органов чувств - 23%, болезни костно-мышечной системы-44%.

5.Среди выявленной ортопедической патологии имеют место:

- нарушение осанки - 30%,

- плоскостопие - 32%.

По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья детей желает быть лучшим.

Регулярно, специально созданная комиссия, состоящая из медицинской сестры, представителей администрации и родителей проводит рейды с целью контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм хода учебного процесса.

С согласия родителей все учителя оповещены о наличии в клас­сах детей с отклонениями в состоянии здоровья, чтобы в слу­чае необходимости создать для них щадящий режим обучения. Все необходимые рекомендации для каждого ребенка зафик­сированы в классных журналах, классные руководители следят за соблюдением этих рекомендаций. Эти меры реализуются ежегодно и позволяют контролировать динамику в состоянии здоровья детей. С целью профилактики заболеваний медработник регулярно проводит осмотр учащихся, ежедневная проверка санитарного состояния классных комнат, раздева­лок, спортивного зала, столовой, санузлов, а классные руково­дители проводят санитарно-просветительские беседы с роди­телями и учащимися.

Для профилактики травматизма в школе систематически проводится инструктажи учителей на рабочем месте, а также текущий инструктаж учащихся по технике безопасности каж­дого вида учебной деятельности, безопасного поведения в учебных кабинетах и во время перемен. Кроме того, классные руководители еженедельно проводят беседы с учащимися. Большое значение в сохранении здоровья учащихся играет питание, которым охвачено 100% учащихся. Все учащиеся получают горячие завтраки. Учащиеся ,которые посещают группу продленного дня получают также и горячие обеды.

В школе строго отслеживается дозировка домашних зада­ний, соблюдение графика контрольных работ, существуют строгие ограничения работы учащихся на компьютере. При составлении расписания учитываются санитарно-гигиениче­ские требования. В целях формирования у учащихся бережно­го отношения к здоровью, навыков здорового образа жизни, введены занятия внеурочной деятельности - курс « Планета здоровья».

Подводя итоги диагностики деятельности в начальной школе в области развития уровня здоровья школьников и пропаганде здорово­го образа жизни, можно сделать вывод, что в образовательном учреждении видна динамика пропаганды здорового образа жизни, при организации учебного процесса учитываются санитарно-гиги­енические нормы и здоровьесберегающие технологии.

Задачи на ближайшую перспективу:

- активизировать пропаганду здорового образа жизни путем расширения просветительской деятельности в школе;

- вовлекать все большее количество учащихся в обяза­тельные занятия физкультурой и спортом, создавая новые сек­ции, повышая интерес к физической культуре и спорту;

- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

- разработка и внедрение комплекса мер по поддержа­нию здоровья педагогических работников.

Для эффективного управления развитием здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении необходимо создание системы мониторинга состояния здоровья учащихся. На основании информации по результатам мониторинга дается комплексное заключение об учащемся, в котором отмечаются особенности и динамика изменений по педагогическим, психологическим и медико-физиологическим показателям. Оно представляется директору школы, на медико-психолого-педагогический консилиум. Частично с этими данными могут быть ознакомлены родители.


2.2 Разработка здоровье сберегающих технологий в начальной школе

Предлагаемые виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока: направленные на соблюдение гигиенических требований; организующие рациональную физическую активность; другие психолого-педагогические технологии.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

От того, как организован образовательный процесс, зависит многое. Если нагрузка и виды деятельности распределены рационально, то у детей достаточно длительное время сохраняется на высоком уровне умственная работоспособность. Но кроме этого, большое значение имеет соблюдение гигиенических условий.

Приведём основные критерии, которым должны соответствовать уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе. В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах санитарных нормах действующих на территории Луганской Народной Республики.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект.

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее. На утомляемость школьников влияют продолжительность занятий одним видом деятельности и частота их сменяемости. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание. Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.

В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Например, это может быть не только словесный рассказ учителя или рассматривание наглядных материалов (в том числе использование аудио- и видеопросмотра), но и самостоятельная работа. Кроме того, необходимо включать в урок практические методы. От чередования перечисленных элементов также зависит сохранение работоспособности школьников. Отдельным моментом является использование технических средств обучения. Они должны применяться в соответствии с указанными в санитарных требованиях продолжительностью и периодичностью. Учитель, подбирая материал для прослушивания или просмотра, продумывает и его цель, и дальнейшую работу. Например, просмотр обучающего фильма может вызвать обсуждение содержания, размышления по заданной теме, вопросы к детям и к учителю от обучающихся.

В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Урок со здоровьесберегающими технологиями в начальной школе характеризуется комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество. А также активностью и заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор. Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки, уроки по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе

Второй блок: организуем обучение и физическую активность

Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Момент первый: интересно - значит не утомительно! Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

Момент второй: вижу, слышу, пробую! У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психи­ческих функций между двумя полушариями. Дети, у которых преимущественно работает левое полушарие, отличаются словесно-логическим воплощением познавательных процессов, такие ученики легко воспринимают абстрактные понятия, легко делают обобщения и выводы. Школьники с доминированием правого полушария больше используют конкретно-образное мышление, часто включают воображение, придумывают, сочиняют, легко справляются с творческими заданиями. Есть и третий тип школьников, у которых нет какого-то одного ярко выраженного характерного признака, их полушарии работают в равных долях. Кроме этих особенностей, у детей отличаются и каналы восприятия информации: аудиальное, визуальное, кинестетическое. Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.

Момент третий: учет зоны работоспособности. В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.

Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. Педагог в процессе обучения старается снизить утомление, поддерживает оптимальную работоспособность учащихся, следит за её изменением в ходе урока и тем самым способствует здоровьесбережению.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровье сбережения

Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность. Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение: игровые технологии; обучающие интерактивные программы; оригинальные задания и задачи; введение в урок отступлений. Создание благоприятного психологического климата на уроке: доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа; интерес к каждому мнению; тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной деятельности; тонкий юмор.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Если ребёнок со школьных лет усвоит как норму ответственное отношение к состоянию своего организма, в последующей жизни он будет вести здоровый образ жизни. Применение личностно-ориентированного подхода. Задача школы – сохранить и укрепить здоровье.

Обобщая всё вышеизложенное, ещё раз отметим, что школа способна заботиться о здоровье детей. Передовые учителя уже давно используют разнообразные элементы, снижающие заболеваемость, в своей работе. Молодым и начинающим педагогам стоит включить этот вопрос в своё самообразование. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.






2.3 Практика реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе



Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику стар счастливой жизни. Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для детей, входящих в новый учебный ритм, это особенно важно. Работать без перерыва в течение 40 минут им не свойственно, вследствие этого быстро теряется концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей усталостью.

Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физминутки. Проводят физкультминутку на 12-20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урока. Продолжительность 2-3 минуты.

Физкультминутки

Роль физкультминуток на уроке:

- Положительно влияют на деятельность мозга,

- сердечно - сосудистую и дыхательную системы,

- улучшают кровоснабжение внутренних органов,

- улучшают работоспособность нервной системы,

- помогают снижению умственного переутомления.

Требования к физкультминуткам:

- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

- Проводятся на начальном этапе утомления.

- Упражнения должны быть разнообразны.

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Физкультминутки включают:

- Гимнастику для глаз

- Упражнения для кистей рук

- Упражнения для профилактики нарушения осанки

- Упражнения для профилактики плоскостопия

- Дыхательные упражнения

Рассмотрим несколько видов физминуток:

Гимнастика для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Для мышц руки

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.




Упражнения для улучшения осанки

  1. Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и зафиксировать его.

  2. Упражнения для профилактики нарушения осанки:

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.

Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Физминутки для младших школьников желательно проводить на каждом уроке. Чередовать нужно примерно так:

- урок математики – физминутка с цифрами и счетом (напр. Веселая зарядка);

- чтение – упражнение с глазной гимнастикой (Пугливый енот);

- письмо – для снятия напряжения с кисти рук и пальцев (Кошечка, Стрекоза);

- рисование – упражнения, поднимающие настроение и бодрящие (Крокодил, Веселая зарядка или музыкальные физминутки).

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Комплекс специальных упражнений для укрепления здоровья первоклассников

Физкультминутка “Тюша - толстячок”

Тюша-Плюша толстячок
Спрятал шапку в сундучок.
В сундуке проснулась мышка,
Мышка – серая глупышка.
Только шапку увидала –
Сразу в обморок упала.

И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1– руки на пояс; 2 – руки к плечам; 3 – руки – вверх; 4 – руки через стороны вниз в и.п. 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону на носок; 2-3 – держать; 5-6 – и.п.; то же правой ногой. 6 раз темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад; 2-4 – держать; 5-6 – и.п. 4 раза, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – наклоны туловища вперед, руки в стороны; 2 – и.п. 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – руки через стороны вверх; 6 – и.п. 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 сек. В и.п. – глаза открыть.

Игра “Солнечный зайчик”

Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносятся слова:

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.

Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает “зайчика” и говорит:

Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут, и нет их тут.

Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: “Где зайка?” говорят и показывают рукой.

Игра “Радуга

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга – дуга – дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек.

Вставки о здоровье на уроках в начальных классах

Русский язык
Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написание там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу “спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.

Математика
Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).

Вставай в 5, завтракай в 5, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99.

1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? 9– 5 = 4 ч.

2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? 9 – 5 = 4 ч.

3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна?

9 ч. вечера = 21 ч.; 24 – 21 = 5 ч.; 3 + 5 = 8 ч.

- Продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т.е. нужно ложиться в 9 ч., а вставать с 5 до 7 ч. Если выспался, не надо залеживаться в постели – “с курами ложись – с петухами вставай”.

Каждый учитель должен обращать внимание на следующие основные факторы: обстановка и гигиенические условия в классе, на уроке использовать 4-7 видов деятельности, средняя продолжительность которых 7-10 минут, количество видов преподавания не боле трех, использовать активные методы обучения на уроке. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, гимнастика для глаз, в урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем, использовать эмоциональные разрядки.































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Здоровье сберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровье сберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся.

Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения.

И в заключение, заметим, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита–Русь». 2011г.

  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2003, с. 49-60.

  4. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  5. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2014. – 222 с.


  1. Брехман И.И. Валеология – Наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 2000.

  2. Вайнер Э.Н. Формирование Здоровье сберегающией среды в системе общего образования// Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.

  3. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 2007, Т.5

  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Примерная внеурочная программа спортивно – оздоровительной деятельности подростков. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Замышляева Н. В. Проблема здоровье сбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2015 . №6

  6. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 2017, 280 с.

  7. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М. : Медицина, 2009. – 128 с

  8. История педагогики. Уч. пособие / Под ред. В.А.Капранова.- М., «Новое знание», 2007.

  9. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  10. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008. 139с

  11. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  12. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2012.



















Просмотр содержимого документа
«титульная курс »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Отдел методики преподавания

учебных дисциплин



Здоровьесберегающие технологии

в начальной школе





ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Асмалы Светланы Леонидовны,

слушателя курсов повышения квалификации

учителей начальных классов и

воспитателей группы продлённого дня, учителя ГБОУ ЛНР «Кировская средняя общеобразовательная школа №1»




СТАХАНОВ

2018