Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является актуальной педагогической задачей. Здоровьесберегающие технологии очень важны в учебно-воспитательном процессе, ведь образование ни в коем случае не должно отражаться на здоровье детей. И именно педагог может помочь ребенку сберечь и даже улучшить свое здоровье. Учителю необходимо работать таким образом, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью обучающхся.
Здоровьесберегающие технологии в образовании включают в себя формирование и воспитание культуры здоровья, его укрепление и охрану. Охрану здоровья детей, можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Сохранить и укрепить здоровье своих учеников - это важнейшие задачи, которые учитель должен ставить перед собой, ведь от бодрости детей зависит их умственное развитие, желание учиться, познавать новое, вера в свои силы и прочность знаний. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал в своих работах, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
На мероприятиях по сохранению здоровья школьников необходимо закладывать гигиенические навыки и навыки правильного режима дня, негативное отношение к вредным привычкам, изучать особенности организма человека, повышать интерес к учебе.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога и обучающихся, при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения, с целью наиболее эффективного достижения государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, включаю в план работы следующие направления деятельности:
1. Здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровьесберегающей основе);
2. Активизация физической деятельности;
3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами деятельности является:
Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
- Соблюдение теплового режима;
- Поддерживание в помещении класса чистоты;
- Соблюдение нормативов освещенности в классах;
- Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
- Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся;
- Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;
Условия для здоровья на уроках:
- Санитарно-гигиенические условия;
- Формирование правильной осанки;
- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;
- Физкультминутки;
- Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
- Деловая, деятельная атмосфера;
- Уверенность в успехе;
- Доброжелательность;
Формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:
- Перспективность, оптимистичность;
- Жизнерадостность;
- Защищённость обучающихся;
- Дух сотрудничества;
- Построение оптимальных целесообразных отношений учитель – ученик.
Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у учащихся проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре, независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры использую в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки, обозначающего «да», «нет».
Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке, как условия успешного обучения.
Правильно организованный образовательно-воспитательный процесс, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся.
Педагогический коллектив школы-интерната должен стараться реализовать учебно-воспитательные программы так, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыками управления здоровьем в собственной жизни.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.