Балансировочная доска
/ БАЛАНСИР /
Метод М. Богданович
«Успешный старт» -
способы инновационных здоровьесберегающих технологий для всестороннего развития детей
Из опыта работы учителя-логопеда
высшей квалификационной категории
ГДОУ ЛНР № 2 «Мечта» г. Алчевска
Лисовой Виктории Викторовны
Owl school Sowa Li
2 0 2 4 г.
В последнее время стали считать, что мозжечок – это ключ к интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию, поэтому его необходимо развивать. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз. Получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.
Педагог из Америки Фрэнк Бильгоу, работая с плохо читающими детьми, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и улучшениями в навыках чтения.
Он создал балансировочную доску, которая позже получила название доска Бильгоу.
Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией.
Что такое БАЛАНСИР?
Балансир — это тренажёр, который учит ребёнка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Он представляет собой неустойчивую поверхность и сделан из дерева.
Актуальность использования балансира:
* Упражнения в равновесии являются эффективным средством формирования правильной осанки и коррекции её нарушений, так как чем чаще меняется положение центра тяжести тела, тем более дифференцированно работают мышцы и вырабатывается координация движения.
* Умение держать равновесие — важный навык для каждого ребёнка. С его помощью малыш легко научится кататься на велосипеде, роликах, скейте.
Цель балансира:
* совершенствование равновесия и координации движений,
* укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части,
* развитие двигательной и эмоциональной активности.
В чем же польза балансира ?
Доска представляет собой плоскую доску с округлыми ножками. При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышлении.
Выполнение различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию взаимодействий полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем.
В результате повышается эффективность работы мозговых функций, связанных с процессом обучения.
Как начинать работу с балансиром?
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений отрабатывается на ровной поверхности. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Блок «Тело». Сначала выполняются простейшие упражнения на балансировочной доске: упражнение «Прокати машину, паровозик, мяч»
Залезать и слезать с доски с разных сторон: сзади, спереди, сбоку, удерживая при этом равновесие,
со страховкой ребенка.
И
Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения.
Это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Упражнения с предметами / гимнастическая палка /
l
Упражнения с движением рук /кулачковая гимнастика/
Упражнения с мешочками, мячом, речевой нагрузкой
Упражнения с мешочками
Ребенок, стоя на доске, ощупывает мешочек. Пробует положить мешочки на доску, на голову, сохраняя равновесие.
Ребенок держит мешочек в правой руке, подкидывает и ловит его левой рукой.
Подбрасывает и ловит один мешочек с хлопками.
Ребенок держит мешочки на плечах и произносит слог с автоматизируемым звуком. Затем поднимает руку вверх и произносит следующий слог.
Мешочек кидают ребенку. Он принимает их от взрослого или ребенка правой , левой или обеими руками.
Упражнения с мячами
Упражнения с мячами
Сначала легкие задания:
- ребенок подкидывает мяч и ловит его, называя автоматизируемый звук.
- ребенок подкидывает мяч, хлопает в ладоши
После задания усложняются:
- перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую, называет
слог/слово на заданный звук, ловит мяч.
- забрасывание мяча в корзину с речевой нагрузкой
- забрасывание в две корзины двух мячей одновременно
- упражнения с дополнительными предметами /розовая змейка/ и мячом
- параллельная передача мяча напарнику прямо и руками накрест
Упражнения с мячами
Упражнения с мячами
K
*
6
Digital IT pitch-deck PowerPoint bundle
Упражнения с мячами
* Ребенок одновременно выполняет артикуляционные упражнения и раскачивается на доске.
Упражнения с мячами
* Ребенок рассказывает стихотворный текст или чистоговорку, одновременно ловит мяч.
* Ребенку бросают мяч левой рукой в направлении его левой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении правой руки, с проговариванием речевого материала.
Ребенок с ударом мяча об пол, доску, стену
- называет слово
- делит его на слоги
- ловит мяч одной-двумя руками.
Ребенок ударяет мяч об пол одной рукой, ловит другой, называя слова или слоги на автоматизируемый звук.
«Цветная планка – маятник»
Ребенок отбивает мяч - маятник определенным цветом по сигналу педагога.
Ребенок отбивает мяч серединой планки, правым , левым концом планки.
«Мяч – маятник»
Ребенок отбивает мяч ладошкой, ребром ладони, кулаком, локтем
- называет слово с закрепляемым звуком
- изменяет слово
- согласовывает существительное с числительным
Логопедические задания на балансире:
* Артикуляционная гимнастика
- Отработка звуков, слогов, слов, предложений
- Звуковой анализ слов
- Грамматические задания
- Словарь по лексическим темам
- Словоизменение
- Согласование существительных с числительными
- Дифференциация звуков
- Проговаривание чистоговорок
РЕЗУЛЬТАТ
Дети во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать крупные и мелкие мышцы тела, включая мышцы артикуляционного аппарата.
Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль.
ВЫВОДЫ
При постоянной работе с балансиром нужно отметить положительные изменения.
С образованием новых нейронных связей ускоряется процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка.
Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве, хорошо держит равновесие.
Ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь.
И что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий и эффективный.
л
Метод М.Богданович «Успешный старт»
Коррекционная программа включает в себя двигательные, двигательно-слуховые, слухо-зрительно-двигательные упражнения. Целью этой методики является одновременное совершенствование деятельности основных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетико-двигательного, а также формирование латерализации, ориентировки в схеме тела и в пространстве, что в дальнейшем станет основой для овладения навыками чтения и письма
Развитие межполушарных связей. Синхронная передача мячей
ГДОУ ЛНР № 2 «Мечта» г. Алчевск
Контакты учителя - логопеда Лисовой В.В.
ГДОУ ЛНР №2 «Мечта» г. Алчевск
[email protected]
[email protected]
Заменить комфортно
+79591578228
Owl school Sowa Li
2 0 2 4 г.
Owl school Sowa Li
Благодарю
за
внимание
2 0 2 4 г.