СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесбережение как ресурс повышения эффективности урока математики по ФГОС.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся.

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы». Томас Карлейль

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение как ресурс повышения эффективности урока математики по ФГОС.»

Богатых Ирина Юрьевна, учитель математики МАОУ СОШ №42

Здоровьесбережение как ресурс повышения эффективности

урока математики по ФГОС.

«Здоровый человек есть самое

драгоценное произведение природы».

Томас Карлейль

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Результаты обследования состояния здоровья учащихся, проводимые в школе, говорят о том, что в период обучения основные показатели здоровья детей снижаются. Учащиеся очень много времени проводят за компьютером и разными гаджетами, поэтому проблемы со зрением возникают у половины учащихся; из-за статичной позы появляются проблемы с позвоночником, развивается сколиоз. Я проанализировала причины болезней, возникающих в школе, и болезни учеников своего класса и пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьесбережения, потому что ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога.

Для создания и развития здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный комплексный подход. Я, как классный руководитель, уделяю много внимания вопросам здорового образа жизни, здорового питания и считаю, что каждый учитель-предметник должен всегда помнить о здоровье учеников.

Современная образовательная система ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им общеучебных знаний в объеме стандарта образования, не навредив его здоровью.

Я всегда начинаю уроки   с воспитательного момента, напоминаю учащимся о правильной осанке, которая не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала, сюда можно отнести и технологию дифференцированного обучения. Уроки закрепления изученного материала стараюсь строить с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трёхуровневые задания. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Учителя начальной школы на своих уроках обязательно проводят физкультминутки в игровой форме, а мы, учителя математики, увлекаясь предметом, чаще всего пренебрегаем рекомендациями врачей и психологов. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно, особенно на уроках математики, поэтому необходимо использование динамических пауз на каждом уроке. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в тему урока. Например, можно проводить следующее упражнение: ученики встают, руки на пояс, им читаются утверждения, если они согласны, делают наклон вправо, если нет –влево.

Для активизации детей на уроке можно сделать с учащимися дыхательные упражнения, которые помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга.

«Дровосек»

  • И.п. - стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок

  • 1-2-3-4- вдох носом (поднять руки вверх над головой)

  • 5-6 - резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров)

  • Повторять 3-4 раза.

Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

К слову сказать, задачи здоровьясбережения решаются и между уроками. У нас в школе проводятся динамические музыкальные перемены. Динамическая перемена в школе - это особый вид двигательной активности, который восполняет потребность в физическом движении. Как же нравится ребятам после урока провести перемену под музыку, повторяя одинаковые движения в танце. Видеть глаза детей в этот момент — бесценно.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках математики рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Рассмотрим некоторые задачи.

1.Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни? (да, дети должны спать 10- 11 часов, а взрослые – 6 часов)

2.Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. В теле человека, весящего 70кг, содержится 150г соли. Сколько соли содержится у человека весом 35 кг?

3.Школьнику в сутки нужно потреблять примерно 2 литра жидкости. Во время физических нагрузок потребность организма в жидкости повышается в 2 раза. Сколько жидкости должен употреблять в сутки школьник, занимающийся спортом? (Источником жидкости являются не только напитки, но и другие блюда. Дети , занимающиеся спортом, нуждаются в дополнительном количестве жидкости, поскольку во время тренировки значительная часть воды выводится с потом, расходуется в процессе терморегуляции.)

4.Вечерний приём пищи должен состоятся не позднее 2 часов 30 мин. до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу, и при этом ночной сон должен длиться 10 часов? (Если ребёнок ужинает позже, нарушается ночной сон, а организм не отдыхает)

5.Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?

Такие задачи интересны детям любого возраста, они не только проверяют вычислительные навыки, но и дают практические знания.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к улучшению психологического климата в классном коллективе, заставляет обратить внимание родителей на укрепление здоровья школьников. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, открывается простор для педагогического творчества.