Здоровьесбережение на занятиях «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях»
Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе имеют огромное значение. Вот и на занятиях «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях» мы стараемся соблюдать все нормы и правила, чтобы сохранить здоровье студентов, особенно сейчас в это непростое время. Во время пандемии, во время все большего употребления молодежью фастфудов, неправильное питание, в мире использования гаджетов и отхода от здорового образа жизни. Не секрет, что проблема здоровья молодежи существует и еще на их здоровье влияют неблагоприятные экологические условия, малоподвижный образ жизни, не соблюдение режима дня, социально-неблагополучная обстановка в семьях и другие.
Моя цель-использование здоровьесберегающих технологий для улучшения показателей состояния здоровья и качества жизни студентов на своих занятиях в процессе учебной деятельности.
В процессе обучения проблема здоровья усугубляется из-за следующих факторов:
-учебные нагрузки
-снижение двигательной активности
-нарушение зрения
-нарушение осанки
-увеличение простудных заболеваний
-ухудшение нервно-психического здоровья
В связи с этим, мы предпринимаем ряд мер для организации индивидуального подхода в учебно - воспитательной работе с учетом состояния здоровья студентов. С первого года обучения провожу консультации с медицинскими работниками нашего колледжа и другими специалистами по необходимости, согласовываю с ним вопросы, связанные с нагрузками, как физическими, так и интеллектуальными. Интересуемся, состоянием здоровья у каждого студента. В индивидуальных беседах с родителями, студентов своей группы выясняю, на что особенно мне надо обратить внимание относительно здоровья студентов. При доверительных отношениях, можно получить очень ценную информацию.
Для сохранения и укрепления здоровья студентов, веду работу в следующих направлениях:
Организация занятий с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.
Преподаватель может и должен на каждом занятии уделять особое внимание сбережению здоровья студентов. Я включаю в уроки такие методические приемы и средства, которые обеспечивают выполнение этой задачи. Приведу примеры.
Так как предметы богаты, которые я веду богаты разнообразием слова, связанные с понятием «Здоровье» я стараюсь использовать в целях здоровьесбережения., акцентирую внимание студентов на этой теме. Когда студенты пишут под диктовку лекцию, работают самостоятельно, мы обязательно ведем работу над осмыслением важности здорового образа жизни.
Богатое содержание этого предмета позволяет нам делать обобщенные выводы о правильной жизни, о здоровье, о безопасном поведении. На своих занятиях мы рассматриваем рассказы, сказки, пословицы и поговорки на тему здорового образа жизни. Например, вспоминаем сказку К.И.Чуковского «Доктор Айболит»и беседуем о значимости профессии врача. При рассмотрении пословиц, полезно задать вопросы:
-Как вы понимаете пословицу «В здоровом теле - здоровый дух»?
Не все могут ответить на этот вопрос, так как не знакомы со здоровым образом жизни лично, но, тем не менее, преподаватель может разъяснить смысл высказывания – если тело здоровое, то и душа не страдает.
-Объясните пословицу: «Если хочешь быть здоров -закаляйся!» Обычно эту пословицу студенты объясняют с легкостью. (Для здоровья надо заниматься спортом, обливаться прохладной водой, проводить время на свежем воздухе. Преподаватель может добавить, что закаливание-это повышение устойчивости организма к неблагоприятным условиям, в частности к переохлаждению, повышение естественного иммунитета.)
Не секрет, что здоровье людей зависит от экологической обстановки, поэтому я уделяю большое внимание экологическому воспитанию. Также большое значение имеет профилактика травматизма, соблюдение гигиены, здоровый образ жизни. Рассмотрим темы
-Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит, и чем она опасна? Какие инфекции могут иметь водный путь передачи инфекции?
-Куда текут реки, и какую опасность они представляют при распространении такого инфекционного заболевания, как холера?
-Откуда берутся снег и лед, и какая опасность может быть при таянии снега и ледников? Какие опасные вирусы и бактерии, а также неизвестные нам инфекционные болезни «спят» под вечной мерзлотой? На занятиях я обязательно занимаюсь экологическим воспитанием, говорю о непосредственной связи человека и природы, подвожу студентов к мысли о том, что здоровье людей зависит от здоровья природы.
-Как живут растения? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Мы говорим о богатом растительном мире, о пользе лекарственных растений, влияние их на естественный иммунитет человека, о разумном использовании природных ресурсов на благо людей.
-Где зимуют птицы? И при перелете, какие инфекционные заболевания могут переносить? Почему мы любим кошек и собак? И какие меры предосторожности стоит соблюдать при общении с ними. Но с другой стороны это снова экологическое воспитание, возможность поговорить
о бережливом отношении к природе, о милосердии к животным, об эмоциональном здоровье.
-Зачем мы спим ночью? Эта тема связана со здоровым образом жизни, мы говорим о пользе полноценного сна и влиянии сна на выздоровление и восстановление организма человека после перенесенных инфекционных заболеваний.
-Почему нужно есть много овощей и фруктов? Рассуждаем о пользе правильного питания для человека, о соблюдении правил гигиены, о необходимости обработки овощей и фруктов для профилактики острых кишечных инфекций.
-Почему нужно мыть руки и чистить зубы? Беседуем о правилах гигиены, говорим о тяжелых последствиях, в случае их невыполнения. Как осуществить эти процедуры для тяжелобольного пациента с инфекционными заболеваниями, как простыми, так и с особо опасными, например, при чуме и сибирской язве. Хочу отметить, что мне очень нравится мой предмет «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях», поэтому, когда я даю открытые уроки, отдаю предпочтение именно этому предмету. Я считаю, что учебники, тетради, методические пособия содержат богатый материал, составлены очень грамотно и интересно.
Студентам в своей группе я стараюсь привить любовь к физической культуре. Этот предмет направлен непосредственно на укрепление здоровья молодежи. Студенты с огромной радостью занимаются физической культурой, для них это естественная потребность, им нравится играть в подвижные игры, соревноваться. Ребята с удовольствием занимаются физическими нагрузками на свежем воздухе. Лыжные соревнования, кросс, эстафеты, игры - прекрасные способы укрепления здоровья!
Так же на своих предметах можно позаботиться о здоровье занимаясь творчеством, мои студенты это очень любят когда мы создаем памятки и рисуем буклеты для пациентов и населения о профилактике инфекционных заболеваний. Они получают массу положительных эмоций. Создается психологически комфортная обстановка.
На практических занятиях я использую игровые технологии, а они в свою очередь создают благоприятную атмосферу. Студентам нравится соревноваться и играть, например, какая малая группа быстрее решит ребусы и кроссворды на тему инфекционных заболеваний. При решении ситуационных задач мы придумываем задачи на тему здорового образа жизни, профилактике инфекционных заболеваний и конечно же непосредственно о правильном уходе за инфекционными больными.
Студенты еще очень любят рисовать. Мне нравится прививать своим ученикам эстетические чувства. Творчество-это душевное совершенствование человека, оно приносит массу положительных эмоций, что является источником радости и здоровья. Дети рисуют природу, человека, себя, своих сверстников, сказочных героев, животных. Все это можно связать со здоровым образом жизни, с душевной гармонией.
Я стараюсь не упускать возможности затронуть тему здоровья на каждом занятии. Есть множество возможностей в учебном процессе уделять внимание здоровьесбережению. Главное - всегда об этом помнить. Не забываю и о технике безопасности, особенно работе с инфекционными больными, укоторых особо опасная инфекция, провожу беседы, привожу примеры, акцентирую внимание на безопасном поведении.
Все мы знаем, что выполнение санитарно-гигиенических требований –одно из важнейших для поддержания благоприятной обстановки в плане здоровьесбережения учащихся. Я обращаю внимание на следующие аспекты:
Чистота и опрятность ребенка (одежда, состояние волос, ногтей, кожи)
Соблюдение гигиенических мероприятий перед употреблением пищи, после посещения туалета
Использование моющих средств для мытья рук
Использование сменной обуви
Чистота и порядок в аудитории, проветривание кабинетов
Наличие в кабинетах и аудиториях чистой питьевой воды и одноразовых стаканчиков
Наличие средств гигиены
На классных часах мы говорим о правилах гигиены, об уходе за своим телом, о культуре питания, о вредных привычках и их последствиях. В учебном уголке размещаю плакаты о здоровом образе жизни.
Создание комфортной среды с целью сбережения здоровья.
Считаю необходимым создавать благоприятную атмосферу в группе. Спокойный и доброжелательный психологический климат способствует положительному эмоциональному настрою у студентов. Учебные нагрузки стараюсь регулировать, использую разнообразные методы работы, избегаю монотонности и однообразия в учебном процессе. Реагирую на конкретные ситуации с целью избежать конфликтов и нервных напряжений. Студенты очень чувствительны к оценке со стороны сверстников, и взрослых, поэтому я стараюсь создать оптимальные условия для каждого. Для меня важно, чтобы каждый студент чувствовал себя комфортно в студенческом коллективе.
Работа над физическим развитием в группе, где я являюсь куратором, проводится не без моего участия. Эта работа связана с физической нагрузкой на занятиях физического культуры. Мы с преподавателем физической культуры учитываем физические возможности каждого ученика (по медицинским показателям). Стараюсь привить интерес к физической культуре, а также воспитываю в детях дух коллективизма, терпимость к неудачам, стремление к лучшим результатам. Для меня важно чтобы научились ребята помогать друг другу в трудной ситуации, проявлять сочувствие.
На своих занятиях я стараюсь использовать физкультминутки. Студенты с удовольствием разучивают комплексы упражнений на разные группы мышц, тем самым снимают напряжение и усталость. Физкультминутки обязательно имеют стихотворное сопровождение, иногда мы используем бодрую музыку. Для того, чтобы позаботиться о зрении, мы делаем зарядку для глаз, при этом используем различные варианты упражнений. Например, концентрация взгляда вдаль, вверх, вниз, вправо и влево. Поочередно закрываем и открываем глаза. Используем различные ориентиры для тренировки зрительной активности (разного рода траектории, цветовые сигналы, «Веселые человечки»).
Внеклассная работа обязательно включает в себя пропаганду здорового образа жизни. Различные мероприятия направлены на здоровьесбережение -это экскурсии в парк, подвижные игры на свежем воздухе, веселые соревнования и праздники, беседы о гигиене, о вредных привычках, о пользе спорта, о причинах травматизма. На переменах я стараюсь следить за отдыхом студентов, организовываю групповые игры (настольные игры, игры с теннисными мячиками и ракетками стоят в коридорах нашего колледжа). Я стараюсь обеспечить безопасный и комфортный отдых.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
-сохранению и укреплению физического здоровья студентов;
-снижению заболеваемости;
-принятию здорового образа жизни;
-повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
-повышению работоспособности и творческой активности учащихся.
Обобщив свой опыт по использованию технологий здоровьесбережения, могу с уверенностью отметить, что эта деятельность имеет положительный эффект. Очень радует, что мои студенты стали больше уделять внимание своему здоровью!
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 1998. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2010.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4 классы. – М.: Вако, 2004
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК ПРО, 2002
6. Сивашинская Е. Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студ. пед. специальностей вузов / под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской.-Минск: Экоперпектива, 2009.- с. 161