СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровое питание – путь к отличным знаниям»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Просмотр содержимого документа
««Здоровое питание – путь к отличным знаниям»»







Исследовательская работа

Тема: «Здоровое питание – путь к отличным знаниям»







Гараева Эльвина Рафаэлевна, МБОУ «Шеморданский лицей

Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Ученица 10 а класса

Гусманова Люция Вагизовна, МБОУ «Шеморданский лицей

Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

учитель технологии, первой квалификационной категории





2018-19 учебный год


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Актуальность…………………………………………………………...…..3

  3. Цели и задачи. Объект исследования …………………………………..3-4

  4. Гипотезы и этапы исследования……………………………………...…...4

  5. Глава I. Здоровое питание – основа жизни..............................................4-6

  6. Глава II.Организация рационального питания в школьной столовой..6-8

  7. Результаты опроса.....................................................................................8-9

  8. Микроисследования.Классные часы..........................................................9

  9. Программы для реализации исследования...........................................9-10

  10. Заключение..................................................................................................10

  11. Использованные источники ......................................................................10

  12. Приложения............................................................................................11-16


















Введение

«Наши пищевые вещества должны быть

лечебным средством, а наши лечебные

средства должны быть пищевыми веществами». 

Гиппократ 

    Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Актуальность. Здоровье человека закладывается в раннем возрасте, благодаря сбалансированному питанию, в том числе с достаточным количеством витаминов. Сейчас было бы меньше людей с хроническими заболеваниями, если бы все дети получали питание, соответствующее физиологическими потребностями детского организма.

Цель данной работы – выяснить необходимость правильного питания для детей школьного возраста.

Объект исследования: школьники

Задачи исследования:

  • изучить информацию в источниках по данной теме;

  • определить режим питания школьника

  • роль жира, белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ, для сохранения и укрепления здоровья.

  • провести анкетирование среди учащихся;

  • встретиться с медицинским работником школы и заведующей школьной столовой;

  • сделать выводы на основе полученных знаний.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть.

Этапы исследования:

  • изучение роль жира, белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ, для сохранения и укрепления здоровья.

  • анкетирование школьников

  • консультация специалиста (медицинского персонала лицея)

  • сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета,

  • обработка информации,

  • эксперимент,

  • проведение классных часов по теме исследования

  • программа для реализации исследования (5-7 класс)

Глава I. Здоровое питание – основа жизни

Самым важным этапом в жизни человека является - детство, когда закладывается фундамент всей его судьбы, его здоровья. Школьный возраст – это период развития человеческого организма, в котором завершается формирование костной ткани, скелетно-мышечного аппарата и других важных органов. Поэтому так важно, чтобы питание было сбалансированным. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые витамины, минералы и микроэлементы. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырёх раз в день, причём на завтрак, обед, ужин непременно должно быть горячее блюдо. Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания (Приложение 1). Школьная столовая обеспечивает школьников горячим питанием. Но, к сожалению, вне школы школьники, особенно дети младшего школьного возраста, не зная и не разбираясь в огромном ассортименте продуктов питания, подвержены опасному влиянию некачественной пищи. Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Большую роль для нашего здоровья играют витамины. Без витаминов человек жить не сможет. При длительной нехватке одного или нескольких витаминов у человека развивается состояние под названием авитаминоз. Характеризуется это состояние торможением обменных процессов и ещё многочисленными нарушениями. Основной источник витаминов  - продукты животного и растительного происхождения. Каждый витамин играет свою роль. (Приложение 2)

В пище помимо питательных веществ содержатся так же микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов. У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращает умственную задержку развития у детей. Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения - коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах.

Питание неотъемлемая часть нашей жизни, и вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения. Пищевая пирамида — это схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных диетологами. В основании этой пирамиды лежат физическая активность и достаточное потребление жидкостей. (Приложение 3).

Глава II. Организация рационального питания в школьной столовой

Пища – это источник энергии для человека. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Частые заболевания учащихся нашего лицея – холецистит, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь желудка. Факторы, способствующие этим заболеваниям: питание наспех и всухомятку; жевание жевательной резинки. Отсутствие стабильного горячего питания повышает риск заболеваний желудка и кишечного тракта у детей гораздо выше, чем у взрослых. Недостаток питательных веществ вызывает у школьников: потерю внимания, слабость и переутомление, ухудшение памяти и работы мозга, возникновение лёгкого доступа вирусных инфекционных заболеваний. В беседе с медицинским работником лицея я выяснила, что 10% учащихся уже имеют болезни органов пищеварения. Чтобы к окончанию лицея этот процент не вырос, необходимо правильно организовать своё питание. Если ученики не будут правильно питаться, то не смогут хорошо учиться и достигать спортивных и учебных вершин. В нашей школьной столовой получают горячее питание 741 учащихся 1-11 классов. На основании постановления «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Сабинского муниципального района РТ, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке» питаются 167 учащихся из многодетных семей и дети ОВЗ 9 учащихся бесплатно. Охват горячим питанием составляет 100 % . Столовая, позволяет организовывать горячие завтраки, обеды, и рассчитана на 320 посадочных мест. Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована на высоком уровне. Вопросами организации питания в школе занимается целый ряд сотрудников. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и сделанной в соответствии со всеми технологиями пищи и организованный приём приготовленной пищи. Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Персонал столовой всегда встречает детей и учителей, технического персонала с улыбкой. Поэтому дети с удовольствием посещают школьную столовую.

При составлении меню школьных завтраков учитываются нормы и калорийность питания. Витамины являются такой же необходимой составной частью пищи, как белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи. Какое же меню в нашей школьной столовой? Какова калорийность завтраков? Содержат ли блюда, которые едят школьники, необходимое количество белков, жиров и углеводов? С этим вопросами я обратилась к заведующей школьной столовой. Она рассказала мне о том, как разработано дотационное цикличное меню для школьников. Я не ставила целью исследовать всё меню, мне было интересно, в какие дни калорийность пищи была самой высокой и самой низкой, в каких продуктах, из школьного меню больше и меньше белков, жиров и углеводов (Приложение 4). Проведя краткий анализ школьного меню, я выяснила, что оно разнообразно, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры и углеводы. Во всех продуктах есть минеральные вещества и витамины.

Наша школьная столовая обеспечена современным многофункциональным оборудованием для совершенствования качества организации школьного питания: пищеварочной котел, тестомесителем, парокомвектомитой, овощерезкой, электропечкой для выпечки, комплектом водоподготовки, конвекционной печью, модулем для приборов, мармитом тепловых вторых и первых блюд, др. Питание в столовой осуществляется в форме завтраков и обедов. Само помещение обеденного зала, его оформление оказывает благоприятное эстетическое воздействие, способствует аппетиту детей. (Приложение 5)

Результаты опроса среди школьников на качество питания в столовую(120 учащихся)

Ответ  

     Вопрос

 Да, довольно часто

 Время от времени/как получится

 Очень редко

 Почти никогда

Часто ли вы посещаете школьную столовую?

 120 

 0

 0

 0

Часто ли вы приобретаете полноценный обед (первое, второе, компот)?

 120

 0

 0

0

Как часто вы совершаете перекусы?

50

 40

 30

 0

Часто ли вы употребляете нездоровую пищу (газированную воду, чипсы и т.д.)?

 25

 15

 55

 25

Как часто вы употребляете свежие овощи и фрукты?

 115

 5

 0

 0

Как часто вы употребляете белковые продукты (мясо, рыбу, яйца, молоко, творог ?

 117

 3

 0

Проанализировав ответы учащихся и составив сводную таблицу результатов, можно сделать вывод, что большинство школьников соблюдают режим питания, следят за правильностью питания и не употребляют в пищу вредные продукты, которые не только не приносят пользу, но и наносят вред детскому растущему организму. Но всё равно, чтобы поднять здоровье учащихся, в частности благодаря подрастающему поколению, необходимо проводить классные часы, мероприятия и беседы с учащимися и их родителями для поднятия общего и частного уровня культуры питания. Это поможет школьникам получать больше витаминов и сократить, или вовсе прекратить, употребление вредной для здоровья пищи.

Микроисследование «Сбор данных о состоянии ЖКТ учащихся 8а класса у медицинского работника» На этом этапе исследований я обратились к школьной медсестре, Гульгене Рамиловне, чтобы получить информацию о состоянии здоровья ЖКТ, ребят этого класса. В интервью с медицинским работником было выявлено следующее: чаще всего к медицинскому работнику обращаются с болями в животе, головной боль. В день с этой проблемой обращалась с этого класса 5 учащихся. Выяснилось, дети не завтракали с утра дома, пожаловались, что учебная нагрузка очень большая.

Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстро утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. Согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимает второе место после заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Классные часы. Регулярно проводится классные часы по теме

« Разговор о правильном питании» «Что мы едим?» « О пользе витаминов» « Береги здоровье смолоду!» « Правила поведения в столовой», «Культура поведения за столом».

Программы для реализации исследования. Начиная с 5 по 8 класс по учебному плану предусмотрено раздел «Кулинария». (Приложение 6) На уроках девочки широко привлекаются к самообслуживанию. За два спаренных урока они выполняют различные обязанности по приготовлению пищи, уборке посуды, учатся рациональному использованию времени. Некоторые из них честно признаются, что дома они этого не делают: иногда не хотят, или просто не разрешают родители.

Приходя в 5 классе робкими новичками в кабинет технологии, ничего, не зная о кулинарии, к 7 классу у них уже проявляется огромное желание приготовить аппетитные блюда по какому-нибудь рецепту. Многие из них уже очень хорошо умеют организовать рабочее место, внимательно читают технологические карты по приготовлению блюд, а главное приступают к работе в отличном настроении и вкладывают всю свою положительную энергию в приготовление разных блюд. В 8классе у девочек появляется желание приготовить блюда по их домашним, семейным рецептам, которыми они с удовольствием делятся на уроках кулинарии. Я вспоминаю уроки технологии с любовью, потому что научилась готовить самые интересные блюда. Когда готовишь со всеми вместе – это круто!

Заключение

В ходе исследования я познакомились с теоретическими основами рационального питания; со способами определения норм питания, принципами рационального питания;

проанализировала питание школьников и зависимость здоровья от питания; расширили знания о продуктах здорового и нездорового питания; доказала, что если питаться правильно, рационально, то можно сохранить здоровье. А, значится - Здоровое питание – путь к отличным знаниям.

У меня формировался интерес, и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.

Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит заряд энергии и крепкое здоровье.

Использованные источники:

1.В.И. Смоляр « Рациональное питание», Киев ,1991 г.

2.М.М. Дубенецкая « Питание и здоровье школьника» «Просвещение», 2005г.

3.И.Л.Конь «Книга о здоровом питании школьников» М.: «Просвещение», 2008г.

4.Э.В.Боровская «Здоровое питание школьника» «Эксмо»,2010.

5.И.А.Мельков «Рациональное питание детей школьного возраста»



Приложение 1

Белки - основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Наилучшими источники белка считают рыбу, курятину, индейку, нежирное мясо, обезжиренные молочные продукты, орехи, сывороточные продукты, а так же яичные белки.

Жиры - наиболее мощный источник энергии. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.

Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть - за счет белков и жиров. Сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, пирожное и торты, мороженое, конфеты – это продукты в которых содержатся углеводы.

Приложение 2

Витамины.

Название

витамина

В чем польза

витамина?

Симптомы

от недостатка витамина в организме

В каких продуктах содержится

витамин?

Витамин A


Происходит обмен белков, рост и формирование костей и зубов, процессы обновления кожи.

Появляются трещины губ, расстройство сумеречного зрения - «куриная слепота», развитие хронического гайморита, бронхита, трахеита.

Морковь, перцы, персики, яблоки, абрикосы, плоды шиповника, рыбий жир, печень, яйца, молоко.

Наиболее распространенные формы витамина группы В – это:B1,B2, B3 B5, В6,В7, В9, В12.

Обеспечивает нормальное функционирование мозга и нервной системы, а также участвует в формировании крови. 

Отсутствие аппетита, утомление, шелушение кожи, конъюнктивит, анемия (малокровие), боль в мышцах, расстройство нервной системы.

Печень, яичный желток, молочные продукты, овес, геркулес, гречиха, творог, сыр, мясо, рыба

Витамин С


Стимулирует рост, способствует усвоению углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, нормализует уровень холестерина в крови, способствует усвоению железа из пищи.

Изменения со стороны центральной нервной системы и кожи, нарушение сна, быстрая раздражительность, боли в мышцах, повышение кровоточивости из десен. Цинга.

Шиповник, облепиха, черная смородина, все фрукты и овощи.

Витамин Е

Способствует усвоению белков и жиров, участвует в процессах тканевого дыхания, влияет на работу мозга, крови, нервов, мышц, улучшает заживление ран, задерживает старение. 

Анемия (малокровие), наблюдаются слабые рефлексы, плохая координация движений, нарушение работы вестибулярного аппарата, увеличивается вероятность получения травм.

Зерновые и бобовые растения, спаржевая капуста, помидоры, салат, горох, шпинат, ботва петрушки, семена шиповника, мясо, яйца, молоко, говяжья печень.

Витамин РР

Участвует в обмене белков, регулирует высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Используется для профилактики и лечения заболеваний ЖКТ, незаживающих ран и язв.

Вялость, апатия, утомляемость, головокружения, раздражительность, бессонница, снижение массы тела.

Мясо, печень, почки, яйца, молоко, хлебные изделия из муки грубого помола, крупы (особенно гречневая), бобовые, грибы.

Приложение 3

*Основание пирамиды - три группы продуктов: овощи (3-5 порций) и фрукты (2-4 порции), цельнозерновые продукты - хлеб грубого помола, неочищенный рис, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши (6-11 порций). Такие продукты следует употреблять при каждом приёме пищи.

*Белоксодержащие продукты - растительного (орехи, бобовые, семечки подсолнуха и тыквы) и животного происхождения — рыба и морепродукты, мясо птицы (курятина, индюшатина), яйца. Употребляем 2-3 порции в день.

*Молоко и молочные продукты, йогурты, сыр и т. д.. Употребляем 2-3 порции в день.

*На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки, сладости. Недавно в последнюю группу стали включать и картофель из-за большого содержания в нём крахмала. Употребление этих продуктов следует сократить или, по-возможности, полностью исключить из рациона.











Приложение 4



Приложение 5







Приложение 6

Раздел «Кулинария»

Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания

Бутерброды и горячие напитки

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Блюда из овощей и фруктов

Блюда из яиц

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Рыба. Пищевая ценность, технология первичной и тепловой кулинарной обработки рыбы. «Приготовление блюда из рыбы и морепродуктов»

Мясо. Пищевая ценность, технология первичной и тепловой кулинарной обработки мяса. Практическая работа № 2 «Приготовление блюда из мяса»

Птица. Пищевая ценность, технология первичной и тепловой кулинарной обработки мяса из птицы. Практическая работа № 3 «Приготовление блюда из мяса птицы» Супы. Технология приготовления первых блюд.

Практическая работа № 4 «Приготовление заправочного супа»

Сервировка стола к обеду. Этикет. Творческий проект «Приготовление воскресного обеда. Практическая работа № 5 «Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду»

Блюда из молока и кисло­молочных продуктов

Изделия из жидкого теста. Виды теста и вы­печки. Практиче­ская работа «Приготов­ление блюд из жидкого теста, тво­рога»

Изделия из пресного слоеного теста. Изделия из песочно­го теста.

Технология приго­товления сладостей, десертов, напитков. Практиче­ская работа «Приготов­ление слад­ких блюд и напитков.

Сервировка сладко­го стола. Празднич­ный этикет. Групповой

творческий проект «Празднич­ный слад­кий стол». Разработка меню.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!