«Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни школьника»
Притча: «В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было»
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.
Что же делается для пропаганды здорового образа жизни у нас в филиале?
Наш филиал организует жизнедеятельность детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами общения, правилами этикета. Доброжелательности, уважения к личности.
Одной из важных программ является «Здоровый образ жизни», цель которой формирование у школьников нравственного отношения к своему здоровью.
Итак, здоровый образ жизни школьника включает:
Ø правильное питание
Ø занятие физическими упражнениями
Ø закаливание
Ø соблюдение режима дня
Ø соблюдение норм гигиены
Ø отказ от вредных привычек.
Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
Здоровые дети - это великое счастье. Я думаю, что именно в этом заключается желание всех родителей.
Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЯ
v Физическое здоровье
v Психическое здоровье
v Нравственное здоровье
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Для этого наши дети проходят ежегодно медосмотр. В филиале проводятся спортивные соревнования и праздники: Дни здоровья, «Весёлые старты», турниры и т.д.
Обучающиеся нашей школы – призёры и победители школьных и районных состязаний по баскетболу, волейболу, настольному теннису, лыжам. Активны наши ребята на уроках физкультуры, которую большая часть детей посещает с удовольствием.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти. Для этого классные руководители проводят тематические классные часы, родительские собрания, тренинги, тестирования. В ноябре этого года мы провели тестирование во всех классах и подвели итоги.
Нормальное эмоциональное состояние составляет 72 % школьников.
Повышенный уровень тревожности составляет 25 % школьников.
Высокий уровень тревожности выявлен у 3 % школьников
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Для этого мы проводим традиционные праздники : День самоуправления, праздник урожая, праздник мам и другие, конкурсы, акции, встречи. Предотвратить интерес к вредным привычкам помогают не только занятие спортом, но и внеклассные мероприятия, проводимые в школе. Это – конкурсы песен, танцев, чтецов, классно-семейные праздники, выставки рисунков и аппликаций, фотоконкурсы.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:
Ò поддержание физического здоровья,
Ò отсутствие вредных привычек,
Ò правильное питание,
радостное ощущение своего существования в этом мире
СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ: Закон “Об образовании” (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе школьные учреждения) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.
Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Помните:
· если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе,
· если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить,
· если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде,
· если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Главное правило, о котором часто забывают родители, – питание должно быть разнообразным. Этому мы уделяем большое внимание в нашей столовой.
Задача школы и родителей – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний.
По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ НЕОБХОДИМО:
Ò Проветривание, влажная уборка помещений;
Ò Создание условий для ребенка (своя комната или уголок);
Ò Ограничение просмотра телевизора, игр на компьютере;
Ò Семейный уют и дружеские отношения в семье;
Ò Привитие гигиенических навыков;
Походы в лес, на экскурсии, на концерты, в театр.
Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи, формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни, умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению
Пути решения таковы:
- постоянная связь родителей со школой, а именно с учителем физкультуры, классным руководителем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка.
- совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой в качестве участников, помощников организаторам, судьям;
- совместное посещение спортивных соревнований.
Сократ сказал: « Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто!»
Я желаю вам, уважаемые родители, вам и вашим детям, крепкого здоровья и пусть в ваших домах всегда живут счастье, любовь, уют и благополучие.