Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников
Воспитатель:
Терехина
Надежда Николаевна
Народная мудрость – о здоровье
* Береги платье снову, а здоровье смолоду.
* Здоровье дороже богатства.
* Деньги потерял – ничего не потерял,
время потерял – много потерял,
здоровье потерял – все потерял.
* Здоров будешь – все добудешь
«Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое, социальное благополучие» Устав ВОЗ
Результаты профосмотров в ДОУ
Данные официальной
статистической отчетности
в сфере детского здравоохранения:
5 % - практически здоровые дети.
42 % - имеют функциональные нарушения
53 % - имеют хронические заболевания
Здоровье – это вершина, на которую каждый человек может подняться сам.
Факторы, влияющие на здоровье человека:
- Наследственность – 20 %
- Экология – 20%
- Здравоохранение – 10 %
- Образ жизни семьи – 50 % !
Факторы риска современной семьи
- Глобальные проблемы общества
- Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов
- Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи
- Личностные проблемы родителей
- Ухудшение состояния здоровья
Тенденции развития семьи
- Падение нравственных устоев семейного воспитания
- Рост числа асоциальных и неполных семей
- Нарушение семейных связей между поколениями
- Пониженная социальная ответственность молодых родителей
- Психолого-педагогическая безграмотность
Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка
ФГОС дошкольного образования:
Обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение
компетентности родителей
в вопросах охраны и укрепления здоровья детей
Взаимодействие ДОУ и семьи
Цель :
* Объединение усилий ДОУ и семьи в решении проблем укрепления здоровья детей
* Формирование у родителей культуры здорового образа жизни
Основные направления:
* Диагностика
* Профилактика
* Коррекция
Диагностика
Сбор информации:
* Непосредственное наблюдение
* Изучение медицинской карты
* Ведение паспорта здоровья
* Собеседование
* Анкетирование
* Тестирование
* Выявление опыта семейного воспитания
Профилактика
* Создание условий
* Наглядная информация
* Консультативный диалог
* Родительские собрания
* Совместная деятельность
* Валеологическое просвещение детей
Коррекция
Советы и рекомендации врача
Противорецидивное лечение хронических
заболеваний
Специальные занятия с детьми
Игры, тренинги
Учебная гимнастика
Что такое ЗОЖ? или Система оздоровительной работы в ДОУ
Чистота – залог здоровья
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А.П.Чехов Обеспечение чистоты среды
Гигиенические и водные процедуры:
- Умывание, мытье рук
- Местный и общий душ
- Посещение бассейна
- Игры с водой
Гигиена одежды
«Мельница сильна водой, а человек – едой»
Здоровое питание – основа роста детского организма
Полноценное питание:
*Зерновые, крупы, хлеб – 40 %
*Овощи, фрукты – 35 %
*Мясо, рыба,
молочные продукты – 20 %
*Жиры, масла,
сладости – 5 %
Живу по расписанию!
Режим дня –
это правильная организация деятельности:
чередование сна, бодрствования, приема пищи,
умственной и двигательной активности.
На зарядку – становись!
«Быстрого и ловкого болезнь не догонит»
Организация двигательной активности:
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Динамические паузы
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Активный отдых
- Занятия в спортивных секциях
- Профилактическая гимнастика
Если хочешь быть здоров – закаляйся!
Закаливание –
это способ повышения сопротивляемости организма к колебаниям внешней среды
Принципы закаливания:
- Систематическое проведение процедур
- Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия
- Учет индивидуальных особенностей
и эмоционального состояния ребенка
Методы закаливания
- Свето-воздушные ванны
- Водные процедуры
- Контрастный душ
- Полоскание горла
- Босохождение по
«дорожкам здоровья»
- Гимнастика после сна
- Игровой массаж
- Точечный массаж
- Дыхательная гимнастика
Дополнительные методы оздоровительной работы
Диетотерапия
- Рациональное питание
- Индивидуальное меню
Цветотерапия
- Цветовое сопровождение среды
Музтерапия
- Музыкальное оформление фона занятий и режимных моментов
Арома- и фитотерапия
- Ароматизация помещений, фиточаи
Стимулирующая терапия
- Адаптогены и биостимуляторы
Эмоциональное благополучие
Положительный микроклимат в группе и
в семье - необходимое условие для психического здоровья ребенка.
Наш девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»
Азбука Здоровья или Познай себя!
Валеологическое просвещение
Цель : формирование основ
здоровьесберегающего поведения
Содержание работы:
- «Мы – разные и одинаковые»
- Окошки в мир (наши органы чувств)
- Правила Чистюли
- Витаминный калейдоскоп
- Если хочешь быть здоров
- Советы Айболита
Проект Формирование основ культуры здорового питания.
Основополагающий вопрос:
Что такое здоровое питание?
Частные вопросы:
- Значение пищи в жизни человека
- Как еда приходит к нам на стол?
- Может ли еда быть опасной?
- Что такое этикет?
Чтобы не случилось беды
Программа «Моя безопасность»
Цель: Формирование основ безопасного поведения
Содержание работы:
- Безопасность в нашем доме
- Сигналы опасности в природе
- Дворы и детские площадки
- Город. Улица. Транспорт
- Осторожно, незнакомец!
- Помоги себе сам.
Здоровье ребенка – в наших руках
Лучшее средство воспитания культуры здорового образа жизни – личный пример родителей.
«… Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего, мы – родители!
А все остальное - потом».
Предполагаемый результат
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на его состояние
- Овладение навыками самооздоровления
- Повышение уровня ориентации
к современным условиям жизни
- Проявление родительской ответственности
за здоровье детей
- Снижение уровня заболеваемости
Спасибо за внимание!