Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка.
Забота о здоровье детей и взрослых стала занимать во всем мире приоритетные позиции. В нашей стране эта проблема стоит особенно остро, потому что в современном Российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. А по определению ВОЗ демографический потенциал страны определяют дети до 7 лет.
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, приобретаются базовые физические качества, вырабатывается отношение к здоровому образу жизни.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что дошкольный возраст - это период постепенной подготовки ребенка к системному обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
От состояния здоровья, физического и психического развития во многом будет зависеть успешность обучения, работоспособность будущего школьника и в целом качество жизни человека.
По данным официальной статистической отчетности
«Результаты профосмотров в ДОУ» выявлено, что:
5% - практически здоровые дети 1группа здоровья
42% - имеют функциональные нарушения 2 группа
53% - имеют хронические заболевания 3-4 группа.
Таким образом, анализ состояния здоровья детей заставляет задуматься всех: медиков, педагогов, родителей, что здоровье подрастающего поколения
в опасности.
В чем причины такой ситуации?
Загрязнение окружающей среды (загазованность воздуха, шум, грязная вода, высоковольтные линии, природные аномальные явления, катаклизмы).
У многих людей сложилось твердое убеждение, что вопросы здоровья целиком лежат на совести врачей .
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, а в основном – от образа жизни самого человека.
Вот почему мы говорим: «Здоровье – в наших руках».
Современная семья: проблемы и тенденции развития.
В целом сегодня семья переживает тяжелый кризис.
Социально-экономические преобразования, которые произошли в стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни общества, что весьма болезненно отразилось на состоянии семьи как социального института.
Факторы риска современной семьи:
Глобальные проблемы общества: экологические и природные катаклизмы, локальные и региональные войны, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические расстройства, научно-технический прогресс.
Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов.
Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи.
Увеличение процента социально незащищенных семей.
Личностные проблемы родителей: усталость, психическое и физическое перенапряжение, рост социально-психологической тревожности в связи со снижением безопасности жизни.
Ухудшение состояния здоровья населения (психического, физического, социального). По оценке экспертов, 10-15 % взрослого населения по состоянию здоровья и уровню развития здравоохранения не способны иметь детей. У 60% новорожденных и детей раннего возраста отмечаются паталогические изменения.
В связи с этим социологи отмечают следующие тенденции:
Снижение жизненного уровня.
Падение нравственных устоев семейного воспитания.
Нарушение семейных связей между поколениями.
Рост числа асоциальных и неполных семей.
Пониженная социальная ответственность молодых родителей.
Психолого-педагогическая безграмотность.
Данные тенденции свидетельствуют о том, что семье нужна помощь со стороны всех специалистов: психологов, педагогов, дефектологов.
Современный родитель ни хороший, ни плохой. Он просто соответствует своему времени.
Среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, главная – это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие ДОУ и семьи.
Цель:
* Объединение усилий ДОУ и семьи в решении проблем укрепления здоровья детей
* Формирование у родителей культуры здорового образа жизни
Основные направления:
* Диагностика
* Профилактика
* Коррекция
Диагностика:
Сбор информации:
* Непосредственное наблюдение
* Изучение медицинской карты
* Ведение паспорта здоровья
* Собеседование
* Анкетирование
* Тестирование
* Выявление опыта семейного воспитания
Анализ анкет.
Игра-эстафета «Мой ребенок будет здоровым, если…»
Профилактика:
* Создание условий – здоровьесберегающая среда
* Наглядная информация
* Консультативный диалог
* Родительские собрания
* Совместная деятельность
* Валеологическое просвещение детей
Коррекция:
*Советы и рекомендации врача
*Противорецедивное лечение хронических заболеваний
*Специальные занятия с детьми
*Игры, тренинги
Что такое ЗОЖ?
Система оздоровительной работы в ДОУ.
Викторина
Кто начинает каждое утро с этого действия, тот быстро настраивается на рабочий лад. Зарядка
Соблюдение этого порядка – необходимое условие рационального использования времени. Режим
В древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. Сон
Хорошо улыбаешься, если… правильно питаешься.
Чистота – залог здоровья.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П.Чехов Но все-таки… «Встречают по одежке».
Всегда приятно видеть людей, у которых воспитана привычка быть опрятным, содержать в чистоте тело и одежду.
Соблюдение этих правил – это не только забота о собственном благополучии, но и проявление уважения к окружающим. Приятно видеть, когда малыш ухожен, опрятен, аккуратно одет.
Но самое главное, чистота – это залог здоровья, т.к. множество болезней возникают по вине «грязных рук» (кишечные, кожные).
Поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков в детстве – очень важная задача.
Здоровое питание.
Здоровая пища – это основа роста детского организма.
Ребенку необходимо полноценное, сбалансированное питание.
Это включение в рацион продуктов, в которых присутствуют все основные компоненты: белки, жиры, углеводы, клетчатка, а также витамины и минеральные соли.
Пища должна быть высокого качества, т.е. приготовлена из натуральных продуктов без добавок, консервантов, специй, усилителей вкуса.
Овощи и фрукты должны быть экологически чистыми.
Очень важен для здоровья режим питания, т.е. соблюдение определенных интервалов между приемами пищи; нельзя допускать еды всухомятку, перекусов, особенно еды быстрого употребления.
Проект
Формирование основ культуры здорового питания
Основополагающий вопрос:
Что такое здоровое питание?
Частные вопросы:
Значение пищи в жизни человека
Как еда приходит к нам на стол?
Может ли еда быть опасной?
Что такое этикет?
Презентация «Золотая книга Здоровья»
Режим дня –
Это правильная организация деятельности , чередование периодов сна, бодрствования, приема пищи, умственной и двигательной активности. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определенному ритму, способствует формированию полезных навыков.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня.
Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливающий функциональные ресурсы организма. Во время прогулки одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.
Важной частью режима является сон.
Что нужно делать, чтобы ребенок был физически развит?
Организовать двигательную активность!
Закаливание
Закаливание - это тренировка организма кратковременными холодовыми раздражителями.
Значение закаливания состоит в том, чтобы с помощью специальных процедур повысить устойчивость организма к охлаждению.
При охлаждении в организме возникают защитные реакции и выработка интерферона, что способствует повышению иммунитета.
Закаливание – процесс постепенный, ежедневный, систематический.
Очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка,
чувствительность к процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний (страх, беспокойство).
Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия, увеличение времени проведения.
Формы закаливания:
Свето-воздушные ванны
Контрастное воздушное закаливание
Сон с доступом свежего воздуха
Водные процедуры
Контрастный душ
Полоскание горла
Босохождение по «дорожкам здоровья»
Гимнастика после сна
Игровой массаж
Точечный массаж
Дыхательная гимнастика
Бассейн, баня
Дополнительные методы оздоровления
Диетотерапия
Рациональное питание
Индивидуальное меню
Цветотерапия
Музтерапия
Арома- и фитотерапия
Стимулирующая терапия
(элеутерококк, жень-шень, родиола), лук, чеснок, шиповник.
Эмоциональное благополучие
Ребенку необходим спокойный доброжелательный психологический климат.
Перебранки взрослых в присутствии детей способствуют возникновению невроза, нарушений со стороны нервной системы. Все это снижает защитные функции детского организма.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
- Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.
- Коррекция поведения.
Азбука Здоровья или Познай себя! –
валеологическое просвещение детей
У детей очень важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении своего тела, функциях внутренних органов, тем раньше он будет приобщен
к здоровому образу жизни.
Проект «Азбука Здоровья» - содержание работы:
Мы – разные и одинаковые
Окошки в мир
Правила Чистюли
Витаминный калейдоскоп
Если хочешь быть здоров
Советы Айболита
Чтобы не случилось беды
«Детям хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, как это надо делать. Объясни им – и они будут беречься» Я.Корчак
Здоровье – это ценность. Но истинную ценность здоровья человек осознает, когда возникают проблемы. Очень важно с ранних лет формировать основы безопасного поведения самих детей.
Родителям следует контролировать действия ребенка и рассказывать о возможных опасных ситуациях. Но нельзя запугивать детей!
Проект «Моя безопасность»- содержание работы:
Здоровье ребенка – в наших руках
Лучшее средство воспитания ЗОЖ – это личный пример родителей.
Занятия физкультурой, совместный отдых на природе, правильное питание, отказ от вредных привычек, и конечно, благоприятный доброжелательный микроклимат в семье – вот основа здоровья ваших детей.
Предполагаемый результат
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на его состояние
Овладение навыками самооздоровления
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни
Формы и методы оздоровительной работы в ДОУ
Обеспечение здорового образа жизни:
- Щадящий режим (адаптационный период)
- Гибкий режим
-Организация благоприятного микроклимата в группе.
2. Физическое развитие:
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Подвижные и динамические игры
- Профилактическая гимнастика: дыхательная, для глаз,
для улучшение осанки, для профилактика плоскостопия
- Дозированная ходьба
- Пешие прогулки
- Спортивные игры
- Занятия в спортивных секциях
Гигиена:
- Обеспечение чистоты среды
- Гигиенические и водные процедуры: мытье рук, умывание,
обливание ног
- Игры с водой
Свето-воздушные ванны:
- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
- Проветривание помещений.
- Прогулки на свежем воздухе.
Диетотерапия:
- Рациональное питание.
- Индивидуальное меню.
Свето- и цветотерапия:
- Обеспечение светового режима.
- Цветовое сопровождение развивающей среды.
Арома – и фитотерапия:
-Ароматизация помещений.
- Фитопитание.
8. Аутотренинг и психогимнастика:
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
- Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.
- Коррекция поведения.
Спецзакаливание:
- Босохождение.
- Игровой массаж.
- Дыхательная гимнастика.
10 Музтерапия:
- музыкальное сопровождение режимных моментов.
- Музыкальное оформление фона занятий.
Стимулирующая терапия
- Адаптогенные и стимулирующие препараты.
Пропаганда ЗОЖ
- Занятия эколого-валеологического цикла и ОБЖ ( для детей)
- Курс лекций и бесед.
- Периодическая печать (для родителей)
Модель взаимодействия педагога с родителями
для повышения эффективности оздоровительной работы.
Диагностика:
Профилактика:
Коррекция:
Советы и рекомендации.
Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов.
Практические занятия, тренинги, игры.
Шесть шагов к здоровью
Хотите надолго забыть о простуде?
Тогда вместе с ребенком сделайте эти несколько простых шагов к здоровью!
Шаг первый: утром и вечером обливайте ребенка теплым душем.
Так вы помогаете коже дышать, а значит, и укрепляете защиту организма.
Шаг второй: следите за тем, что ест ребенок.
Обязательно давайте ему каждый день кефир, ряженку, любые кисломолочные продукты. Они способствуют выработке особых белков – интерферонов, защищающих от инфекции.
Пусть овощи и фрукты будут на вашем столе постоянно. В цитрусовых и зелени много витамина С и других антиоксидантов, которые укрепляют иммунитет.
Приготовьте антивирусный коктейль. Пропустите в мясорубку два лимона и два апельсина, не очищая их от кожуры. Смешайте полученную массу с половиной стакана меда и давайте ребенку по 1 чайной ложке утром.
Шаг третий: не забывайте, что наш иммунитет зависит и от нашего настроения. Пусть ребенок испытывает как можно больше радостных, положительных эмоций.
Шаг четвертый: научите ребенка делать точечный массаж, который повысит устойчивость организма к инфекциям. Пусть малыш 3 раза в день кончиком указательного пальца совершает 9 вращательных движений по часовой стрелке и против ее, слегка надавливая на лоб в центре границы роста волос.
Шаг пятый: не скупитесь на ласки. Целуйте ребенка, обнимайте его. Такое нежное отношение усиливает общую сопротивляемость организма инфекции.
Шаг шестой: можно давать ребенку «Иммунал».
Этот натуральный препарат на основе эхинацеи идеально подходит для профилактики простудных заболеваний. Он хорошо переносится и практически не имеет противопоказаний. Врачи советуют принимать «Иммунал» во время эпидемии гриппа.
Памятка для родителей
по формированию культуры здорового образа жизни:
на свежем воздухе.
Лучшее развлечение для ребенка – совместные игры с родителями.
Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воду и воздух.
Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
Любите своего ребенка: он – ваш.
Уважайте членов своей семьи: они – попутчики на вашем пути.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.
Уважаемые
Для совершенствования оздоровительной работы в детском саду нам необходимы сведения о здоровье наших детей.
Отнеситесь к заполнению анкеты внимательно и серьезно, ведь наша общая цель – укрепление здоровья каждого ребенка.
к возникновению его заболеваний?
На какие особенности физического и психического здоровья вашего ребенка Вы хотели бы обратить внимание педагогов?
Каким семейным опытом по укреплению здоровья детей вы могли бы поделиться?
Что делается в Вашей семье для приобщения ребенка к здоровому образу жизни?
По какому вопросу хотели бы получить консультацию?
Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления здоровья детей?
Формы и методы оздоровительной работы в ДОУ
1.Обеспечение здорового образа жизни:
- Щадящий режим (адаптационный период)
- Гибкий режим
-Организация благоприятного микроклимата в группе.
2. Физическое развитие:
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Подвижные и динамические игры
- Профилактическая гимнастика: дыхательная, для глаз,
для улучшение осанки, для профилактика плоскостопия
- Дозированная ходьба
- Пешие прогулки
- Спортивные игры
- Занятия в спортивных секциях
3.Гигиена:
- Обеспечение чистоты среды
- Гигиенические и водные процедуры: мытье рук, умывание,
обливание ног
- Игры с водой
4.Свето-воздушные ванны:
- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
- Проветривание помещений.
- Прогулки на свежем воздухе.
5.Диетотерапия:
- Рациональное питание.
- Индивидуальное меню.
6.Свето- и цветотерапия:
- Обеспечение светового режима.
- Цветовое сопровождение развивающей среды.
7.Арома – и фитотерапия:
-Ароматизация помещений.
- Фитопитание.
8. Аутотренинг и психогимнастика:
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
- Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.
- Коррекция поведения.
9.Спецзакаливание:
- Босохождение.
- Игровой массаж.
- Дыхательная гимнастика.
10 Музтерапия:
- музыкальное сопровождение режимных моментов.
- Музыкальное оформление фона занятий.
Стимулирующая терапия
- Адаптогенные и стимулирующие препараты.
Пропаганда ЗОЖ
- Занятия эколого-валеологического цикла и ОБЖ ( для детей)
- Курс лекций и бесед.
- Периодическая печать (для родителей)
Модель взаимодействия педагога с родителями
для повышения эффективности оздоровительной работы.
Диагностика:
Профилактика:
Коррекция:
Советы и рекомендации.
Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов.
Практические занятия, тренинги, игры.