СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

2015 Семинар ЗОЖ и семья...................

Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»

Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка.


Забота о здоровье детей и взрослых стала занимать во всем мире приоритетные позиции. В нашей стране эта проблема стоит особенно остро, потому что в современном Российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. А по определению ВОЗ демографический потенциал страны определяют дети до 7 лет.

Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, приобретаются базовые физические качества, вырабатывается отношение к здоровому образу жизни.

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что дошкольный возраст - это период постепенной подготовки ребенка к системному обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

От состояния здоровья, физического и психического развития во многом будет зависеть успешность обучения, работоспособность будущего школьника и в целом качество жизни человека.


По данным официальной статистической отчетности

«Результаты профосмотров в ДОУ» выявлено, что:

5% - практически здоровые дети 1группа здоровья

42% - имеют функциональные нарушения 2 группа

53% - имеют хронические заболевания 3-4 группа.


Таким образом, анализ состояния здоровья детей заставляет задуматься всех: медиков, педагогов, родителей, что здоровье подрастающего поколения

в опасности.


В чем причины такой ситуации?

  • Экологические – 20%

Загрязнение окружающей среды (загазованность воздуха, шум, грязная вода, высоковольтные линии, природные аномальные явления, катаклизмы).

  • Наследственность – 20%

  • Социально-экономические (материальное положение семьи, образ жизни) – 50%

  • Здравоохранение - 10%

У многих людей сложилось твердое убеждение, что вопросы здоровья целиком лежат на совести врачей .

В последнее время учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины, а в основном – от образа жизни самого человека.

Вот почему мы говорим: «Здоровье – в наших руках».



Современная семья: проблемы и тенденции развития.

В целом сегодня семья переживает тяжелый кризис.

Социально-экономические преобразования, которые произошли в стране, повлекли за собой изменение привычного уклада жизни общества, что весьма болезненно отразилось на состоянии семьи как социального института.


Факторы риска современной семьи:

  • Глобальные проблемы общества: экологические и природные катаклизмы, локальные и региональные войны, эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические расстройства, научно-технический прогресс.

  • Трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов.

  • Перераспределение материально-экономических функций внутри семьи.

  • Увеличение процента социально незащищенных семей.

  • Личностные проблемы родителей: усталость, психическое и физическое перенапряжение, рост социально-психологической тревожности в связи со снижением безопасности жизни.

  • Ухудшение состояния здоровья населения (психического, физического, социального). По оценке экспертов, 10-15 % взрослого населения по состоянию здоровья и уровню развития здравоохранения не способны иметь детей. У 60% новорожденных и детей раннего возраста отмечаются паталогические изменения.


В связи с этим социологи отмечают следующие тенденции:

  • Снижение жизненного уровня.

  • Падение нравственных устоев семейного воспитания.

  • Нарушение семейных связей между поколениями.

  • Рост числа асоциальных и неполных семей.

  • Пониженная социальная ответственность молодых родителей.

  • Психолого-педагогическая безграмотность.


Данные тенденции свидетельствуют о том, что семье нужна помощь со стороны всех специалистов: психологов, педагогов, дефектологов.

Современный родитель ни хороший, ни плохой. Он просто соответствует своему времени.


Среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, главная – это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.





Взаимодействие ДОУ и семьи.


Цель:

* Объединение усилий ДОУ и семьи в решении проблем укрепления здоровья детей

* Формирование у родителей культуры здорового образа жизни

Основные направления:

* Диагностика

* Профилактика

* Коррекция


Диагностика:

Сбор информации:

* Непосредственное наблюдение

* Изучение медицинской карты

* Ведение паспорта здоровья

* Собеседование

* Анкетирование

* Тестирование

* Выявление опыта семейного воспитания


Анализ анкет.

Игра-эстафета «Мой ребенок будет здоровым, если…»


Профилактика:

* Создание условий – здоровьесберегающая среда

* Наглядная информация

* Консультативный диалог

* Родительские собрания

* Совместная деятельность

* Валеологическое просвещение детей

Коррекция:

*Советы и рекомендации врача

*Противорецедивное лечение хронических заболеваний

*Специальные занятия с детьми

*Игры, тренинги







Что такое ЗОЖ?

Система оздоровительной работы в ДОУ.


Викторина

  • Кто начинает каждое утро с этого действия, тот быстро настраивается на рабочий лад. Зарядка

  • Соблюдение этого порядка – необходимое условие рационального использования времени. Режим

  • В древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. Сон

  • Хорошо улыбаешься, если… правильно питаешься.


Чистота – залог здоровья.


«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А.П.Чехов Но все-таки… «Встречают по одежке».

Всегда приятно видеть людей, у которых воспитана привычка быть опрятным, содержать в чистоте тело и одежду.

Соблюдение этих правил – это не только забота о собственном благополучии, но и проявление уважения к окружающим. Приятно видеть, когда малыш ухожен, опрятен, аккуратно одет.

Но самое главное, чистота – это залог здоровья, т.к. множество болезней возникают по вине «грязных рук» (кишечные, кожные).

Поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков в детстве – очень важная задача.


Здоровое питание.

Здоровая пища – это основа роста детского организма.

Ребенку необходимо полноценное, сбалансированное питание.

Это включение в рацион продуктов, в которых присутствуют все основные компоненты: белки, жиры, углеводы, клетчатка, а также витамины и минеральные соли.

Пища должна быть высокого качества, т.е. приготовлена из натуральных продуктов без добавок, консервантов, специй, усилителей вкуса.

Овощи и фрукты должны быть экологически чистыми.

Очень важен для здоровья режим питания, т.е. соблюдение определенных интервалов между приемами пищи; нельзя допускать еды всухомятку, перекусов, особенно еды быстрого употребления.




Проект

Формирование основ культуры здорового питания


Основополагающий вопрос:

Что такое здоровое питание?

Частные вопросы:

  • Значение пищи в жизни человека

  • Как еда приходит к нам на стол?

  • Может ли еда быть опасной?

  • Что такое этикет?

Презентация «Золотая книга Здоровья»


Режим дня

Это правильная организация деятельности , чередование периодов сна, бодрствования, приема пищи, умственной и двигательной активности. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определенному ритму, способствует формированию полезных навыков.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня.

Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливающий функциональные ресурсы организма. Во время прогулки одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям.

Важной частью режима является сон.


Что нужно делать, чтобы ребенок был физически развит?

Организовать двигательную активность!

  • Утренняя гимнастика

  • Физкультурные занятия

  • Динамические паузы

  • Подвижные игры

  • Спортивные игры

  • Активный отдых

  • Занятия в спортивных секциях

  • Профилактическая гимнастика


Закаливание

Закаливание - это тренировка организма кратковременными холодовыми раздражителями.

Значение закаливания состоит в том, чтобы с помощью специальных процедур повысить устойчивость организма к охлаждению.

При охлаждении в организме возникают защитные реакции и выработка интерферона, что способствует повышению иммунитета.

Закаливание – процесс постепенный, ежедневный, систематический.



Очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка,

чувствительность к процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний (страх, беспокойство).

Основной принцип – постепенное расширение зоны воздействия, увеличение времени проведения.


Формы закаливания:

  • Свето-воздушные ванны

  • Контрастное воздушное закаливание

  • Сон с доступом свежего воздуха

  • Водные процедуры

  • Контрастный душ

  • Полоскание горла

  • Босохождение по «дорожкам здоровья»

  • Гимнастика после сна

  • Игровой массаж

  • Точечный массаж

  • Дыхательная гимнастика

  • Бассейн, баня


Дополнительные методы оздоровления

Диетотерапия

  • Рациональное питание

  • Индивидуальное меню

Цветотерапия

  • Цветовое сопровождение среды

Музтерапия

  • Музыкальное оформление фона занятий и режимных моментов

Арома- и фитотерапия

  • Ароматизация помещений, фиточаи

Стимулирующая терапия

  • Адаптогены и биостимуляторы

(элеутерококк, жень-шень, родиола), лук, чеснок, шиповник.


Эмоциональное благополучие

Ребенку необходим спокойный доброжелательный психологический климат.

Перебранки взрослых в присутствии детей способствуют возникновению невроза, нарушений со стороны нервной системы. Все это снижает защитные функции детского организма.

- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

- Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

- Коррекция поведения.


Азбука Здоровья или Познай себя! –

валеологическое просвещение детей

У детей очень важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении своего тела, функциях внутренних органов, тем раньше он будет приобщен

к здоровому образу жизни.

Проект «Азбука Здоровья» - содержание работы:

  • Мы – разные и одинаковые

  • Окошки в мир

  • Правила Чистюли

  • Витаминный калейдоскоп

  • Если хочешь быть здоров

  • Советы Айболита


Чтобы не случилось беды

«Детям хочется быть здоровыми и сильными, только они не знают, как это надо делать. Объясни им – и они будут беречься» Я.Корчак


Здоровье – это ценность. Но истинную ценность здоровья человек осознает, когда возникают проблемы. Очень важно с ранних лет формировать основы безопасного поведения самих детей.

Родителям следует контролировать действия ребенка и рассказывать о возможных опасных ситуациях. Но нельзя запугивать детей!

Проект «Моя безопасность»- содержание работы:

  • Безопасность в нашем доме

  • Дворы и детские площадки

  • Опасные сигналы в природе

  • Дорога. Улица. Транспорт

  • Осторожно: незнакомец.


Здоровье ребенка – в наших руках

Лучшее средство воспитания ЗОЖ – это личный пример родителей.

Занятия физкультурой, совместный отдых на природе, правильное питание, отказ от вредных привычек, и конечно, благоприятный доброжелательный микроклимат в семье – вот основа здоровья ваших детей.


Предполагаемый результат

  • Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на его состояние

  • Овладение навыками самооздоровления

  • Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни

  • Проявление родительской ответственности за здоровье детей

  • Снижение уровня заболеваемости.

Формы и методы оздоровительной работы в ДОУ

  1. Обеспечение здорового образа жизни:

- Щадящий режим (адаптационный период)

- Гибкий режим

-Организация благоприятного микроклимата в группе.


2. Физическое развитие:

- Утренняя гимнастика

- Физкультурные занятия

- Подвижные и динамические игры

- Профилактическая гимнастика: дыхательная, для глаз,

для улучшение осанки, для профилактика плоскостопия

- Дозированная ходьба

- Пешие прогулки

- Спортивные игры

- Занятия в спортивных секциях


  1. Гигиена:

- Обеспечение чистоты среды

- Гигиенические и водные процедуры: мытье рук, умывание,

обливание ног

- Игры с водой


  1. Свето-воздушные ванны:

- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

- Проветривание помещений.

- Прогулки на свежем воздухе.


  1. Диетотерапия:

- Рациональное питание.

- Индивидуальное меню.


  1. Свето- и цветотерапия:

- Обеспечение светового режима.

- Цветовое сопровождение развивающей среды.


  1. Арома – и фитотерапия:

-Ароматизация помещений.

- Фитопитание.




8. Аутотренинг и психогимнастика:

- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

- Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

- Коррекция поведения.


  1. Спецзакаливание:

- Босохождение.

- Игровой массаж.

- Дыхательная гимнастика.


10 Музтерапия:

- музыкальное сопровождение режимных моментов.

- Музыкальное оформление фона занятий.


  1. Стимулирующая терапия

- Адаптогенные и стимулирующие препараты.


  1. Пропаганда ЗОЖ

- Занятия эколого-валеологического цикла и ОБЖ ( для детей)

- Курс лекций и бесед.

- Периодическая печать (для родителей)



Модель взаимодействия педагога с родителями

для повышения эффективности оздоровительной работы.


  1. Диагностика:

  • Непосредственное наблюдение

  • Беседы.

  • Тесты, анкетирование.


  1. Профилактика:

  • Создание условий.

  • Наглядная пропаганда.

  • Чтение специальной литературы.

  • Консультативный диалог.


  1. Коррекция:

  • Советы и рекомендации.

  • Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов.

  • Практические занятия, тренинги, игры.

Шесть шагов к здоровью


Хотите надолго забыть о простуде?

Тогда вместе с ребенком сделайте эти несколько простых шагов к здоровью!


Шаг первый: утром и вечером обливайте ребенка теплым душем.

Так вы помогаете коже дышать, а значит, и укрепляете защиту организма.


Шаг второй: следите за тем, что ест ребенок.

  • Обязательно давайте ему каждый день кефир, ряженку, любые кисломолочные продукты. Они способствуют выработке особых белков – интерферонов, защищающих от инфекции.

  • Пусть овощи и фрукты будут на вашем столе постоянно. В цитрусовых и зелени много витамина С и других антиоксидантов, которые укрепляют иммунитет.

  • Приготовьте антивирусный коктейль. Пропустите в мясорубку два лимона и два апельсина, не очищая их от кожуры. Смешайте полученную массу с половиной стакана меда и давайте ребенку по 1 чайной ложке утром.


Шаг третий: не забывайте, что наш иммунитет зависит и от нашего настроения. Пусть ребенок испытывает как можно больше радостных, положительных эмоций.


Шаг четвертый: научите ребенка делать точечный массаж, который повысит устойчивость организма к инфекциям. Пусть малыш 3 раза в день кончиком указательного пальца совершает 9 вращательных движений по часовой стрелке и против ее, слегка надавливая на лоб в центре границы роста волос.


Шаг пятый: не скупитесь на ласки. Целуйте ребенка, обнимайте его. Такое нежное отношение усиливает общую сопротивляемость организма инфекции.


Шаг шестой: можно давать ребенку «Иммунал».

Этот натуральный препарат на основе эхинацеи идеально подходит для профилактики простудных заболеваний. Он хорошо переносится и практически не имеет противопоказаний. Врачи советуют принимать «Иммунал» во время эпидемии гриппа.





Памятка для родителей

по формированию культуры здорового образа жизни:


  • Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

  • Соблюдайте режим дня.

  • Лучший вид отдыха – прогулка с семьей

на свежем воздухе.

  • Лучшее развлечение для ребенка – совместные игры с родителями.

  • Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

  • Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воду и воздух.

  • Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

  • Любите своего ребенка: он – ваш.

  • Уважайте членов своей семьи: они – попутчики на вашем пути.

  • Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

  • Личный пример здорового образа жизни – лучше всякой морали.




Уважаемые


Для совершенствования оздоровительной работы в детском саду нам необходимы сведения о здоровье наших детей.

Отнеситесь к заполнению анкеты внимательно и серьезно, ведь наша общая цель – укрепление здоровья каждого ребенка.


  • Как часто болеет ваш ребенок?

  • Что на ваш взгляд является фактором, предрасполагающим

к возникновению его заболеваний?

  • На какие особенности физического и психического здоровья вашего ребенка Вы хотели бы обратить внимание педагогов?

  • Каким семейным опытом по укреплению здоровья детей вы могли бы поделиться?

  • Что делается в Вашей семье для приобщения ребенка к здоровому образу жизни?

  • По какому вопросу хотели бы получить консультацию?

  • Готовы ли Вы сотрудничать с детским садом в вопросах укрепления здоровья детей?




Формы и методы оздоровительной работы в ДОУ

1.Обеспечение здорового образа жизни:

- Щадящий режим (адаптационный период)

- Гибкий режим

-Организация благоприятного микроклимата в группе.


2. Физическое развитие:

- Утренняя гимнастика

- Физкультурные занятия

- Подвижные и динамические игры

- Профилактическая гимнастика: дыхательная, для глаз,

для улучшение осанки, для профилактика плоскостопия

- Дозированная ходьба

- Пешие прогулки

- Спортивные игры

- Занятия в спортивных секциях


3.Гигиена:

- Обеспечение чистоты среды

- Гигиенические и водные процедуры: мытье рук, умывание,

обливание ног

- Игры с водой


4.Свето-воздушные ванны:

- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

- Проветривание помещений.

- Прогулки на свежем воздухе.


5.Диетотерапия:

- Рациональное питание.

- Индивидуальное меню.


6.Свето- и цветотерапия:

- Обеспечение светового режима.

- Цветовое сопровождение развивающей среды.


7.Арома – и фитотерапия:

-Ароматизация помещений.

- Фитопитание.


8. Аутотренинг и психогимнастика:

- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

- Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.

- Коррекция поведения.


9.Спецзакаливание:

- Босохождение.

- Игровой массаж.

- Дыхательная гимнастика.


10 Музтерапия:

- музыкальное сопровождение режимных моментов.

- Музыкальное оформление фона занятий.


  1. Стимулирующая терапия

- Адаптогенные и стимулирующие препараты.


  1. Пропаганда ЗОЖ

- Занятия эколого-валеологического цикла и ОБЖ ( для детей)

- Курс лекций и бесед.

- Периодическая печать (для родителей)



Модель взаимодействия педагога с родителями

для повышения эффективности оздоровительной работы.


  1. Диагностика:

  • Непосредственное наблюдение

  • Беседы.

  • Тесты, анкетирование.


  1. Профилактика:

  • Создание условий.

  • Наглядная пропаганда.

  • Чтение специальной литературы.

  • Консультативный диалог.


  1. Коррекция:

  • Советы и рекомендации.

  • Специальные занятия с детьми в русле режимных моментов.

  • Практические занятия, тренинги, игры.