Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области тел. 47 – 4 – 34; факс: 8 – 47 – 243 – 47 – 4 – 24; эл. почта: pokrovsh,@rambler.ru
Фестиваль
« Наука. Творчество. Развитие»
Конкурс юных исследователей окружающей среды
Номинация
«Экология человека и здоровье»
«Здоровый образ жизни школьников как основа профилактики хронических заболеваний»
Выполнила: ученица 8 класса Кучеренко Алина Андреевна,
Руководитель: учитель химии и биологии
Кучеренко Татьяна Александровна
2016
Срок реализации проектно- исследовательской работы: 2015-2016гг.
Цель проекта: выяснить основные причины заболеваемости школьников, сформулировать правила, следуя которым можно сохранить своё здоровье.
Актуальность: как показывают различные исследования, сейчас школьники болеют чаще и дольше, чем раньше.
Гипотеза: здоровье – самое ценное, что у нас есть; его нужно и можно беречь.
Этапы работы над проектом: срок реализации проектно- исследовательской работы рассчитан на1 год
Запланированы следующие этапы работы:
- анкетирование одноклассников;
- беседа со специалистами;
- поиск информации в Интернете и других источниках;
-биохимические исследования в школьной лаборатории;
- подготовка презентации.
«Здоровье– это бесценный дар природы, оно даётся,
увы, не навечно, его надо беречь». И.И.Павлов.
В последнее время мы очень часто слышим разговоры о том, что здоровье школьников резко ухудшилось. Этот вопрос стал очень актуальным.
- Так ли это на самом деле?
-Что думают об этом специалисты?
- По каким причинам болеют школьники?
-Что сделать для того, чтобы школьники меньше болели?
- Какие биохимические исследования мы можем провести непосредственно в школьной лаборатории, чтобы узнать общее здоровье школьников.
Эти вопросы нас очень заинтересовали.
Предполагаемые результаты проектно- исследовательской работы:
Формирование здорового образа жизни школьников - актуальная и насущная задача не только каждого учителя, но и всего общества в целом.
Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Основными принципами, согласно которым должна осуществляться эта работа, являются:
- Принцип природосообразности, который обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил;
- Принцип непрерывности обеспечивается механизмом преемственности между целями, содержанием, формами и методами, характером педагогического взаимодействия, валеологизации педагогического процесса и технологиями развития физической и духовкой культуры личности;
- Принцип целостности развития обеспечивается охватом эмоционально-чувственной, когнитивной и волевой сфер личности, в которых общие и специальные знания, умения и навыки позволяют осознать индивидууму преимущество здорового образа жизни;
- Принцип личностно-ориентированного характера обеспечивается определением главной цели - оздоровление ребенка, определением содержания форм, методов и организационно-педагогических средств достижения здоровья;
- Принцип интеграции непрерывного обучения здоровому образу жизни с наукой, природой, практической деятельностью человека и общества;
- Принцип самоорганизации и саморазвития обеспечивается выбором смысла жизненных ориентации в сфере здорового образа жизни, последовательного прохождения этапов самопознания, самоопределения и самореализации, через накопление детьми личного опыта самоанализа, самоконтроля, самокоррекции в процессе движения к развитию устойчивых навыков здорового образа жизни [6, c .60]. .:
Для того, чтобы школьник действовал ответственно, он должен:
- Знать свои обязанности, пути и средства оптимального варианта их реализации с учетом социальных последствий, к которым они могут привести, то есть он должен иметь ценностные ориентации;
- На основе этого знания ученик должен обладать способностью ставить реальные цели и доводить их до конца;
- Необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниями должна быть практически реализована.
Хронические заболевания школьников вызывают тревогу. А в современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненных ценностей и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых жизненных целей человека и общества .В России происходит переоценка этой ценности. В обществе наметилась тенденция, выражающаяся в отказе человека от стереотипных подходов к собственному здоровью, поиска новых путей и средств к оздоровлению, в отказе от здоровье-затратных форм поведения, в переходе к здоровьесберегающей и здоровьесозидающему поведения в своей жизнедеятельности, в признании здорового образа жизни важной основой собственного здоровья, в признании ценности жизнеспособной личности.
Признавая особую роль здоровья подрастающего поколения, общество вынуждено положить ряд задач на систему государственного образования по сохранению и созданию здоровья школьников.
список литературы
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, - Москва: Сталкер, 2004. - 502с.
2. Балыков С.М. Воспитание красотой, - М .: Овал, 2005. - 403с.
3. Господин Л.Г. Мама, папа, я - здоровая семья, - СПб .: Питер, 2005. - 254с.
4. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья, - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 303с.
5. Буцкин Д.К. Младший школьник, - Москва: Аверс, 2001. - 152с.
6. Воеводина О.Л. Здоровый малыш, - Москва: Физкультура и спорт, 1989. - 232с.
7. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья, - Минск .: Вышэйшая школа, 2003. - 223с.
8. Жировая Т.М. развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва .: Панорама, 2005. - 144 с.
9. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей / / Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 2001. с. 148-153.
10. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва .: Центр, 2004. - 92 с.
11. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. Москва .: Медицина, 2004. - 132 с.
12. Зудина Р.А. Пароль в страну здоровья. Москва .: Физкультура и спорт, 2004. 112 с.
13. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека, - Москва: Академия, - 254с.
14. Климова В. И. Человек и его здоровье. Москва .: Знание, 2004. 192 с.
15. Колесов В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. Москва .: Педагогика, 2001. 176 с.
16. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни. / / Здоровье 2004 № 2. с. 5 - 8.
17. Кузина Р.А. Школа здоровья, - Москва: Луч, 2000. - 202с.
18. Кумка В.Д. Педагогика, - Минск: Веды, 2002. - 287с.
19. Куркович А.А. Здоровый образ жизни, - Москва: Овал, 2002. - 233с.
20. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни, - Москва: Аверс, 1997. - 393с.
21. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва .: ИВЦ Минфина, 2005. - 112 с.
22. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. Москва: Физкультура и спорт, 1995. .- 303с.
23. Литвинова Л.С. Морально-экологическое воспитание учащихся. Методика. 5-11 класс - Москва: Луч, 2006. - 232с.
24. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. - М .: Педагогика, 1981. - 400 с.
25. Панкратьева Н. В. и др Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. Москва .: Мысль, 2002. 236 с.
26. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика, - Москва: Луч, 2000. - 592с.
27. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. Второе изд., Перераб. и доп. - М .: Высш. шк., 1990. - 576 с.
Чумаков Б. М. Толковый медицинский словарь, - Москва: Академия, 2005. - 256с.
28. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб .: Питер, 2007. - 292с.