Просмотр содержимого документа
«Здоровый образ жизни - залог успешной профессиональной деятельности»
Занятие: «Здоровый образ жизни – залог успешной профессиональной деятельности».
Цель: выявление взаимосвязи состояния здоровья человека и его профессионального выбора.
Задачи:
-познакомить подростков с понятием интеллекта;
-дать общее представление об основных психических процессах (мышление, память, внимание);
-ознакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми профессией к психическим функциям человека.
Методическое обеспечение – бланки тестов.
Форма проведения – беседа, тестирование.
Содержание. Понятие интеллекта. Тип интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти. Внимание. Основные свойства внимания (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Виды мышления. Общие представления о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским показаниям. Здоровье и профессионализм.
Методические рекомендации. Ознакомить учащихся с понятием интеллекта. Важно подчеркнуть, что группа способностей, связанная с умственным развитием, необходима для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения навыков, которые нужны для овладения широким кругом профессий. Обратить внимание учащихся на тот факт, что уровень интеллекта не является постоянным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, с другой – он определяется жизненным опытом, знаниями, навыками, содержанием, уровнем образования, мотивами, чертами характера.
Многие профессии предъявляют повышенные требования и к различным психическим функциям человека. По желанию учащихся можно провести дополнительное тестирование.
Дать общее представление о нервной системе и ее особенностях (сила, уравновешенность процессов возбуждения-торможения, подвижность). Вместе с учащимися, исходя из полученных ранее знаний, выяснить, какие профессии наиболее подвержены психоэмоциональным нагрузкам. Например, при обсуждении отрицательных последствий выбора конкретной профессии, можно ознакомить учащихся с результатами научных исследований, в какой степени представители различных профессий подвержены стрессам и некоторым заболеваниям. Ознакомить учащихся с понятием «стресс». Распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы наиболее высока среди людей, испытывающих психоэмоциональные перегрузки. Практически все профессии содержат определенный комплекс требований к функциям органов и систем человека, избыточный их уровень может ограничить профессиональную пригодность.
На конкретных примерах определить группы профессий, неразрывно связанных с неблагоприятными факторами воздействия на организм. Необходимо показать воспитанникам, что здоровье и карьера тесно связаны между собой.
Практическая работа: приложение.
Приложение
Профессиональная пригодность и здоровье
Ответьте на вопросы:
№ | Утверждения | Варианты ответов |
Да | Нет |
1 | Утром мне трудно встать вовремя, подняться и чувствовать себя бодро | | |
2 | Когда я принимаюсь за работу, то могу быстро сосредоточиться | | |
3 | Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то заранее опасаюсь, то иногда в животе возникает неприятное чувство | | |
4 | Даже если я имею возможность плотно позавтракать, утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе с небольшим бутербродом | | |
5 | Я принадлежу скорее к числу робких и теплолюбивых людей, нежели наоборот | | |
6 | Я могу много ходить, однако при длительном стоянии на одном месте мне хочется облокотиться, и, если это не удается, возникает ощущение возможного обморока | | |
7 | При резком наклоне у меня кружиться голова, рябит или темнеет в глазах | | |
8 | Иногда у меня возникает головокружение при взгляде с высоты вниз или же ощущение тревоги при нахождении в закрытом помещении | | |
9 | Мне очень сложно представить себе, что такое частые головные боли | | |
10 | Когда мне необходимо сосредоточиться, то я покачиваю ногой или грызу ногти, или играю карандашом, или рисую им что-то на бумаге и т.п. | | |
11 | При подъеме наверх я должен иногда останавливаться, так как затрудняется дыхание | | |
12 | При публичном выступлении у меня сильно стучит сердце или от сжатия в горле изменяется голос, становясь неузнаваемым | | |
13 | Когда я слышу от кого-либо, что его «тошнит от голода», я представляю себе, какие ощущения он испытывает | | |
14 | Иногда днем, при неподвижном сидении на одном месте, меня одолевает непреодолимое желание спать | | |
15 | Я знаю, что такое «покраснеть по уши» или «до корней волос» | | |
16 | Случалось, что те или иные события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита | | |
Используя таблицу, подсчитайте количество баллов.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Да | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Нет | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Если вы набрали больше 9 баллов (для мальчиков) или 10 (для девочек), то вам следует избегать видов деятельности, связанных с нервно-эмоциональными перегрузками, физическим перенапряжением и многими другими неблагоприятными факторами, влияющими на здоровье. Обязательно обратитесь к врачу за консультацией по поводу выбора профессии.