Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в старшей группе на тему: «Здравствуй, ёжик!»
Цель: Активизация речи детей, развитие связной речи.
Задачи:
Обучающая:
Учить детей целенаправленно рассматривать картину, используя различные приемы: выделение объектов, «вхождение» в картину.
Продолжать учить детей описывать внешний вид и повадки животных, загадывая загадки. Уточнить представление детей о диких животных.
Учить выделять из предложений слова со звуком (ж) и (ш).Четко произносить чистоговорки; произносить фразы с различной громкостью.
Упражнять детей в лепке. Закреплять навыки работы с пластилином. Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.
Развивающая:
Активизировать у детей воображение и речь.
Воспитывающая: Воспитывать у детей навыки культурного общения и гуманных чувств.
Воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Материал: пластилин, семена подсолнуха, оборудование для лепки: доска, стека, влажные салфетки. компьютерная презентация о жизни ежей.
Предварительная работа: Беседа о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.
Ход занятия
Дети входят в зал под спокойную музыку, здороваются.
1.Игровой момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Давайте тихонько сядем и откроем конверт.
Читает письмо:
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти»
Воспитатель: Ребята, а какие лесные жители могли написать нам это письмо? каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).
- Как вы думаете, кто же из них мог потеряться? Думаю, что нам не трудно будет догадаться ,если вы отгадаете загадку:
Он живёт в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …..(ёж
- Почему вы думаете, что это ёж? Как вы догадались?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь найти ежика?
Воспитатель: Да, мы сможем помочь, найти ежа, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.
2.Рассказ и показ слайдов о жизни ежей.
Конечно, это ёжик. Разные звери живут в лесу. У каждого свой характер, свои повадки. Как вы, думаете, какой ёж? (Ответы детей).
Это маленький зверёк - маленькие лапки, чёрный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки – глаза.
(1 слайд).
Ежата рождаются слепыми и без иголок.
(2 слайд)
А потом у них открываются глазки и станут вырастать маленькие мягкие иголочки. (3 слайд)
Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми.
Тогда мама-ежиха начнет их по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.
(4 слайд).
Воспитатель.Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей).
Без иголок они беззащитные, легкая добыча для зверей.
Скоро они начинают сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется. Змей, кузнечиков, яблок и груш, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.
(5-6 слайд)
С наступлением темноты они выползают из норы и ищут себе пищу.
Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них очень чуткий нос и очень хороший слух.
И зрение у них очень хорошее. Они , как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.
Воспитатель. Почему их называют ночными охотниками? (Ответы детей).
Потому что ежи охотятся и ищут пищу ночью.
Когда у ежей, вырастают твердые иголки, им уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя ежи все-таки боятся лисы.
(7 слайд)
Она их хитростью берет. Загонит в лужу, а ежи воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.
От врагов их только иголки и спасают. Ножки ведь у них коротенькие, быстро бегать не могут. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот они и защищаются, свернувшись в клубок. (8 слайд)
А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке- норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму они спят, то и запасов им не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, им просто нужно много еды съесть. А просыпаются ежи только весной, когда станет совсем тепло.
Воспитатель. Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?
(Ответы детей).
Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.
Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит зимой? (Ответы детей).
Правильно, медведь.
Ребята если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим делам.
Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.
- Если Ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
(Ю.Щербаков)
Ну что, ребята, понравился вам мой рассказ? (Ответы детей).
Думаю, что теперь вы все знаете о ежах и сможете его найти.
3. Звуковая культура речи. (ЛОГОПЕД)
Какой знакомый звук есть в слове «Ежик» - ж или ш.
Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?
(Ответы детей)
В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].
- Произнесите слово громко – тихо.
- А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?
Маленькие ножки, боится кошки,
Живёт в норке, любит корки.
(мышка)
-Почему вы думаете, что это мышка?
(Ответы детей)
В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж]?
Работа над чистоговоркой.
4.Физкультминутка:
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи.)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах.)
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли, (Ходьба на месте.)
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши.)
Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки".)
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах.)
Научили бегать… (Бегают на месте.)
Молодцы, ребята! Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверена, что никто из вас никогда не обидит ежика.
Давайте мы с вами для него слепим друзей, таких же ежиков, как и он сам, чтобы ему одному не было скучно в лесу .
5.Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»
Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе
Ежик, ежик колкий, Пальцы двух рук сплетены в замок.
Покажи иголки. Движения кистями вправо-влево.
Вот они. Вот они. Вот они. Пальцы выпрямляются, кисти
сложены в замок.
Ежик, ежик колкий, Движения кистями вправо-влево
Спрячь свои иголки. с выпрямленными пальцами.
Раз, и нет иголок. Пальцы складываются в замок.
6.Лепка из пластилина и природного материала.
А теперь принимаемся за дело!
Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное) .
- А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием) .
Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха
7.Рефлексия занятия.
Изготовление поделки и составление композиции.