Комплексное занятие по развитию речи и формированию элементарных математических представлений в средней группе.
Тема: «Здравствуй, Ежик!»
Беседа о Еже
Игра «Волшебные фонарики»
Физкультминутка
Конструирование «Веселые фигурки»
Цель: 1. Развитие у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
2. Развитие сенсорных способностей(восприятия цвета, формы, величины)
3. Совершенствование интеллекта(внимание, память, мышления, воображения, речи)
4. Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов
5. Освоение количественного счета
Материал: наглядное пособие(ежик, яблоки);игра «Волшебные фонарики» В.Воскобовича; карточки-схемы фигурок.
Содержание
Беседа о еже.
Ребята, сегодня мы побываем в сказке. Но, чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадку:
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это… (еж)
- Давайте вспомним, как выглядит ежик (он колючий, у него маленькие лапки, есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком)
Воспитатель уточняет ответы детей (мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосами; черные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный; лапки у ежа короткие с маленькими коготками)
- Что я еще забыла? (колючки)
- Ну конечно, же колючки! А для чего они ему нужны? ( Чтобы ежика не сьели волк или лиса)
- Верно. Как же ему без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернется ежик в колючий клубок – попробуй-ка его сьешь! А как он их еще использует?
- Иголки помогают ежу переносить что – либо на спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью них ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте как он это делает:
Загорелись, как пожар, на рябине кисти.
Катится на встречу шар из осенних листьев,
Ты его не узнаешь? Погляди-ка, это еж!
Золотым клубочком, стал хитрый ежик колкий
Листья клена нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку.
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные снежные метели.
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели.
Вот таким образом ежик готовится к зиме. А какие листики он может найти в лесу и принести на свою кроватку? (береза ,осина ,рябина). А какого цвета бывают листики осенью? (желтые ,зеленые, красные, с коричневым отливом и остаются еще зеленые листики).
-Все верно, а как можно сказать одним словом? (разноцветные).
Чтобы зимой в теплой кроватке из осенних листьев не спать голодным долгую зиму, ежик старается летом наесться впрок и накопить подкожный жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик? (он любит грибы, яблоки и ловит мышей).
-Вы правы. Ежик еще ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей . Несмотря на свои короткие лапки, на охоте еж проворен и очень ловок. Он очень полезное животное в лесу, избавляет лес от многих вредителей.
-Скажите, а как зовут детенышей ежа? (ежата.)
-А давайте мы вместе накормим ежа. Сколько грибочков выросло на полянке?Давайте поститаем А сколько яблок? Чего больше? (сравниваем по количеству грибочки и яблоки).
Физкультминутка «Хитрый еж»
Вот свернулся еж в клубок.
Может, ежик ты продрог?
(садятся на корточки, обхватывают колени рукам)
Солнца луч ежа коснулся-
Ежик сладко потянулся
(руки вверх, потягиваются)
Хитрый ежик, хитрый еж.
На клубочек он похож
(руки перед собой, кулачки сжаты, вращения)
На спине иголки очень-очень колки
(несколько раз сжимаем и разжимаем кулачки).
Еж по тропке побежал, нам колючки показал,
(руки согнуть в локтях, соединяют пальцы в щепоть)
А колючки тоже
На ежа похожи
(руки над головой, вращательные движения кистями)
На ежа мы поглядим,
Молочка ему дадим.
(ладони складывают черпаком).
Но не тронем колкие, на спине иголки мы.
У ежика в Волшебном лесу очень много друзей, они -то и подарили ему фонарики, вот только зажигать он их не умеет и просит помочь ему. Поможем?
Игра «Волшебные фонарики»(В.В. Воскобович)
-Зажгите круглые фонарики.
-Сколько фонариков?
-Какого цвета фонарики?
-Сколько зеленых фонариков?
-Сколько красных фонариков?
-Сколько больших фонариков?
-Сколько маленьких фонариков?
-Зажгите Квадратные фонарики.
-Сколько зеленых фонариков?
-Сколько красных фонариков?
-Сколько больших фонариков?
-Сколько маленьких фонариков?
Затем дети зажигают треугольные, прямоугольные и овальные фонарики(таким образом, происходит закрепление знаний о геометрических фигурах, цвете, количестве и размере(большой-маленький).
- Дети как сделать большой зеленый овальный фонарик-двухцвутным? (положить красный маленький овал в большой зеленый овал).
Воспитатель предлагает сделать для ежика подарки волшебных фонариков (ети выкладывают фигурки из геометрических фигур на картинках-схемах, придумывают фигуры самостоятельно).
Вот и пришла пора попрощаться с нашим ежиком. Скажем ему : «До скорой встречи весной!»