Книгу читаешь, как на крыльях летаешь
/Пословица/
«Здравствуй, книжкин дом!» Первое посещение библиотеки.
(библиотечный урок для учащихся 1-х классов)
Цели урока: дать понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь», объяснить правила пользования библиотекой; развивать логическое мышление, навыки устной речи, творческие и интеллектуальные способности учащихся, формировать умение пользоваться библиотечным фондом; воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе, бережное отношение к книге.
Оформление: книжная выставка «Книга – твой лучший друг» (советы юному читателю, загадки о книгах, книжные серии и т.д.). Можно также оформить книжную выставку «Книга благодарит» (книги, с которыми обращались аккуратно), «Книга жалуется» (книги, с которыми обращались неаккуратно); презентация.
План урока:
1. Организационный момент (о целях и задачах урока)
2. Объяснение нового материала – информативная часть (знакомство с историей книги и библиотеки, правила пользования библиотекой и книгой)
3. Закрепление – игровая часть
4. Итоги урока
5. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня для вас очень важный момент в вашей учебной деятельности – вы первый раз пришли в нашу школьную библиотеку. Вы узнаете много нового и станете читателями библиотеки. И все годы, пока вы будете учиться в нашей школе, она станет для вас другом и помощником. Тема нашего библиотечного урока – «Здравствуй, книжкин дом!». Первое посещение библиотеки».
2. Объяснение нового материала
Библиотекарь: Давайте отгадаем загадки.
1. У стены
Большой и важный –
Дом стоит
Многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже! (книжный шкаф)
2.Говорить – не говорит,
Слышать – не слышит,
А все знает и нам объясняет. (книга)
3. Стоит снаружи дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
Там книги интересные стоят рядами тесными. (библиотека)
4. За страницею страница –
С нею можно в путь пуститься.
По морям и вглубь веков,
Среди джунглей и снегов.
С ней всегда легка дорога,
С ней узнаешь очень много,
У меня в руках, взгляни-ка,
Это красочная … (книга)
Вот о книге мы с вами и будем сейчас говорить. Сегодня книги и другие источники информации окружают нас повсюду. Они входят в жизнь каждого человека и становятся постоянными спутниками. Захочешь знать больше – зайди в библиотеку и стань ее читателем. Сейчас это так просто. Трудно себе представить такое время, когда книга была большой редкостью.
Слайд
В школе учат читать и писать. А когда-то давно никто не умел писать. Всё, что было изобретено человеком, хранилось только в голове, и знания передавались устно.
Письменность – это настоящее сокровище, удивительное изобретение человека.
Перенесёмся на 2,5 тысячи лет назад.
Слайд
Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать - вот все,ч то ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит "человек, который не спешит ставить ногу вперед"; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит"женщина, которая задает множество вопросов"; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали ТаффимайМеталлумай, что значит "шалунья, которую надо наказывать"; но мы длякраткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была лю- бимицейпапы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу.
(краткий пересказ сказки Киплинга «Как было написано первое письмо»)
Слайд
Это первое письмо, его нарисовала Таффи.
Слайд. Рисунок как письмо.
Сказки – сказками. А что же расскажут нам историки? Какими были первые книги?
Слайд. Первые книги.
Слайд. Каменные книги – самые первые книги. Вход в Каповую пещеру.
Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость делиться между собою знаниями у древних людей привела к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах, это и получило название – каменные книги. «Пока древние люди жили семьями и небольшими племенами, все было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения – например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. На словах передавать становилось все труднее – ведь трудно было обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить».
Перед вами вход в знаменитую Каповую пещеру. Здесь на стене находится древнейшее изображение.
Слайд. Изображение лошади на стене Каповой пещеры.
Слайды. Наскальные изображения.
Слайд. Как ещё писал древний человек?
Узелковое письмо (кипу) – широко было распространено у кочевых племен. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое «узелковое письмо». Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров.
Чем ближе к началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.
Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать (ему обучались годами).
Слайды. Узелковое письмо.
Со временем возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит – сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы. Согласитесь, буквами писать удобнее, чем завязывать узелки.
Слайды. Древний Египет.
Перенесемся в Древний Египет. Где находится Египет, кто знает? Правильно, в Африке.
Слайд. Папирус.
В долине реки Нил в изобилии росло болотное растение, похожее на камыш. Древние римляне называли его папирус – «па-п-иур» («из реки»). Гладкий, лишенный листьев ствол растения поднимался на высоту до четырех метров и здесь, высоко над водой, рассыпался веселой кудрявой головкой тонких зеленых лучиков. Римский естествоиспытатель Плиний оставил нам подробное описание процесса переработки стеблей папируса в писчий материал.
Слайд. Изготовление папируса.
Стволы папируса очищали от листьев и топкой коры и обнажали рыхлую, пористую сердцевину. Ее разрезали на длинные тонкие пластинки, которые затем укладывали рядами — один ряд перпендикулярно другому — и склеивали между собой. Мокрые еще листы прессовали п потом, когда они высыхали, полировали поверхность пемзой или гладкими раковинами.
Мы не знаем, кто и когда изобрел способ изготовления писчего материала из папируса. По-видимому, этот способ был известен египтянам уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейший из сохранившихся доныне папирусов – на нем, правда, ничего не написано – историки относят к периоду Первой династии (III тысячелетие до н. э.). Древнейшие рукописи на папирусе были написаны в годы правления фараона Исси (середина II тысячелетия до н. э.).
Слайды. Письменность Египта. Папирусные свитки.
Не знаем мы и когда появились первые книги, написанные па папирусе. Книги эти не похожи па наши. Папирус хрупок и па изгибах быстро ломается. Поэтому делать книги так, как сейчас, — сшивая согнутые листы — египтяне не могли. Но они легко вышли из трудного положения. Отдельные листы папируса склеивали концами и сворачивали в длинный свиток. Это одна из древнейших форм книги.
Слайд. Перенесемся в Древний Шумер.
Одним из древнейших государств Древнего Востока был Шумер. Шумерийцы строили города, храмы, умели делать инструменты для жатвы, плавили медь, строили корабли и ходили на них по морю. Шумерийцы уже за 4 тысячи лет до нашей эры умели писать.
Слайд. Клинопись шумерийцев.
Но край, где они жили, был беден лесом. Нужда научила жителей Шумера строить хижины из камыша, обмазанного глиной. И книги шумерийцев тоже были из глины. Они выдавливали на глиняных табличках значки острыми палочками. Из черточек в форме клина складывалась их письменность. Она получила название клинопись. Клинописные таблички – самый прочный книжный материал. Когда археологи занимались раскопками шумерийских городов, они обнаружили, что иногда таблички были аккуратно разложены по корзинам. К корзинам прикреплялись надписи: «документы о саде», «документы о ткачах». Это первые в истории библиотеки!
Слайды. Глиняные книги.
Слайды. Пергамент.
Слайды. Берестяные грамоты.
Слайды. Бумага.
Сейчас мы используем бумажные книги. Их много, их можно купить в магазине. А «спасибо» за это мы должны сказать китайцам. Бумага впервые получена во 2 в. в Китае. С 19 в. изготовляется главным образом из древесины. Известно св. 600 видов бумаги.
Слайд. Орудия письма всех времен и народов.
(просмотреть слайды, прокомментировать)
Слайды. Буквы.
Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну, из века в век, претерпели много всяких изменений. Всего только 1000 лет назад буквы добрались до Руси.
Да, первые библиотеки были именно такими. Сейчас они изменились, но суть осталась прежней – слово «библиотека» в переводе означает «хранилище книг». Таким образом, библиотека – это дом, где живут и дружат между собой самые разные книги. Если вы посмотрите на стеллажи, то вы согласитесь со мной, что они похожи на многоэтажные дома, где каждая книга имеет свой определенный адрес, а найти его вам поможет библиотекарь, то есть работник библиотеки. Существуют огромные библиотеки мирового значения и небольшие, как наша школьная библиотека. Но в любой библиотеке есть несколько отделений, у нас их два – это абонемент (где книги выдаются читателю на дом сроком на 7 дней) и читальный зал (где книги можно читать, потому что эти книги являются ценными и они в единственном экземпляре).
Посмотрите, какие журналы живут в нашей библиотеке (демонстрация журналов). Все вместе книги и журналы называются книжным фондом.
Когда вы приходите в нашу библиотеку, прежде всего нужно подойти к библиотекарю, назвать класс и свою фамилию. После того, как вами выбрана та или иная книга, ее нужно записать в читательский формуляр. Книги выдаются в количестве 1 штуки на семь дней. Но если вы прочитаете книгу раньше, то приносите ее, чтобы взять почитать что-нибудь новое. Если не успеваете прочитать, то книгу можно подойти продлить еще на неделю. Всегда сдавайте книги и журналы вовремя!
А теперь поговорим о правилах обращения с книгой. Что случается, если книги попадают к читателю, не знающему, как с ними обращаться (обратиться к выставке «Книга жалуется»). Как же надо относиться к книгам?
Плакат «Правила обращения с библиотечной книгой»:
1. не вырывать страницы
2. не вырезать понравившиеся картинки
3. не рисовать на книгах
4. не читать книги во время еды или лежа в постели
5. не выносить на улицу книги без пакета, чтобы не попала влага
6. всегда пользоваться обложкой и специальной закладкой для книг
7. брать книгу нужно чистыми руками
8. библиотечные книги нельзя терять
9. дома у книги всегда должно быть свое место, их нельзя бросать, где попало
10. если книга порвалась, ее нужно подклеить, привести в порядок
Повторим, что мы узнали нового:
1. Что такое библиотека?
2. А кто работает в библиотеке? Как называется работник библиотеки?
3. Можно ли ценный и единственный экземпляр из библиотеки брать на дом? Где его можно почитать?
4. Как называются библиотечные книги и журналы все вместе?
5. Где в библиотеке выдаются книги на дом? На какой срок?
3. Закрепление
1. Игра «Угадайка»
Библиотекарь: Теперь давайте убедимся, что книги – наши друзья, и поиграем в «Угадайку». Я буду читать стихи о ваших любимых героях, а вы отгадывать его.
1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …. (Айболит)
2. Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется … (Чиполлино)
3. Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (Вини-Пух)
4. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котенок, не щенок.
Но заснята для кино и известна вам давно
Эта милая мордашка. И зовется … (Чебурашка)
2. «Кто говорит?»
Ваша задача – угадать, кто из сказочных героев написал эти строки.
1. Мастер я колоть дрова,
Рыбок уважаю,
Хоть и дурья голова,
Печь меня катает. (Емеля)
2. Я богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
3. Я обаятельная жутко,
И нюхом обладаю чутким,
Прической славлюсь неземной,
Владею костяной ногой. (Баба-Яга)
4. Я в семействе не один,
Третий неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком. (Иван-дурак)
5. Я царевна молодая,
Красотой, умом блистаю.
Но с одним лишь я изъяном,
Я царевна … (Несмеяна)
6. Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех тех слов,
Много у меня голов. (Змей Горыныч)
3. «Телеграф»
К нам прилетели телеграммы от сказочных героев, но они оказались без подписей и нам нужно угадать, от каких они героев и из каких сказок?
1. «Спасите! Нас съел серый волк!» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
2. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко». (Мышка из сказки «Курочка Ряба»)
3. «Дорогие гости, помогите! Паука – злодея зарубите». (Муха-Цокотуха)
4. «Все окончилось благополучно. Только хвост остался в проруби». (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»)
5. «Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись и у нас животы разболелись». (Цапли из сказки К.Чуковского «Телефон»).
6. «От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас». (Колобок)
4. «Бережливость»
Нужно разложить карточки на две стопки: правильное обращение с книгой и неправильное обращение с книгой
5. «Потеряшки»
В бюро находок обнаружены некоторые предметы, и сотрудники бюро не знают, кому они принадлежат. Давайте поможем разобраться, кто их потерял.
1. Мука (Колобок)
2. Градусник (Доктор Айболит)
3. Блюдце (Федорино горе)
4. Мыло (Мойдодыр)
6. «Путаница»
Незнайка написал нам названия своих любимых сказок, чтобы мы нашли ему эту книгу. Но так как он малограмотный, он перепутал буквы в словах и никто не может прочитать, что это за сказки. Давайте ему поможем.
1. Ш.А.З.К.Л.О.У. («Золушка»)
2. И.Ч.О.Д.Ю.М.А.В.О.К. («Дюймовочка»)
7. «Дополни»
Нам с вами нужно будет дополнить имя. Я называю первую часть имени героя, а вы должны назвать вторую. Например, я говорю «Марья», а вы должны сказать «Моревна», или Баба – Яга.
Кощей – Бессмертный Карабас – Барабас
Василиса – Премудрая Синьор – Помидор
Елена – Прекрасная Маленький – Мук
Сестрица – Аленушка Сивка – Бурка
Мальчик – с Пальчик Наф – Наф
Крошечка – Хаврошечка Красная – Шапочка
Винни – Пух Али – Баба
8. «Найди лишнего»
Библиотекарь: А сейчас я буду называть вам имена героев сказок, а вы найдете лишнего в этом списке.
1. Кот Матроскин, дядя Федор, Серый Волк
2. Маугли, Чиполлино, Вишенка, синьор Помидор
3. Майский жук, крот, медведь, ласточка
4. Али-баба, 33 богатыря, 40 разбойников
5. Незнайка, Знайка, Красная Шапочка
6. Людоед, кот, заяц, Маркиз де Карабас
7. Малыш, ведьма, Карлсон
8. Герда, Кай, царь Додон, олень
4. Итоги урока
Библиотекарь: Я советую вам, ребята, читать книги вдумчиво, с интересом. Я думаю, что вы будете хорошими читателями библиотеки. И закончить сегодняшнюю нашу встречу я хочу следующим стихотворением.
В каждом доме, в каждой хате –
В городах и на селе –
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
5. Домашнее задание
Сделать закладку для книги.
9