Открытое занятие : «Зелёная планета»
Воспитатель ГКОУМО «Непоседы» Челмайкина О.М.
Цель: Расширить представления детей о лесе, луге, реке.
Приблизить детей к природе и его обитателей.
Формировать у детей представления о взаимосвязи природы и человека, растений и животных.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и его обитателей.
Развивать творческие способности детей.
Задачи:
Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии.
Познакомить воспитанников с разнообразием растительного мира в лесу, ярусами леса.
Закрепить знания о типах лиса, правилах поведения в лесу.
Оборудование:
Музыкальный центр, монитор, плакаты, таблички с экологическими знаками, картинки с изображением: животных, деревьев, растений.
Прослушивание муз. композиций: музыка леса, пение птиц, звук воды.
Слайды с изображением природы (лес, луг ,река).
Костюмы:( ландыша, ромашки, жабы, совы, березы, липы)
Ход занятия:
Здравствуйте ребята!
Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
« Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!»
Я.Аким.
( ответы детей)
Правильно о нашей планете – Земля. Земля – это дом человечества.
Надёжный и в тоже самое время очень хрупкий, Единственный во Вселенной! Человечество тысячи лет обживает свой дом. Но научилось ли оно по настоящему ценить и беречь его? Чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в путешествие по нашей планете.
Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в лесу, на лугу, на реке. Но сначала проверим , готовы ли вы к нему.
Что вы знаете о планете, на которой мы живём?
Наша планета имеет форму шара, диаметром около 12750 км.
Земля – единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Только на Земле растут растения, живут животные и человек.
А знаете ли вы?..
( за 24 часа, т.е. за сутки)
( за 365 дней, т.е.за год)
( Солнце)
( Луна)
( три четверти)
Нашу планету Земля называют «Зелёной планетой».
Кто подарил ей зелёный наряд?
( ответы детей )
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. Высоко в горах и у самой воды.
Вижу ребята, что к путешествию по нашей планете вы готовы.
Во время путешествия мы с вами увидим много интересного о природе, растительном и животном мире и побываем на различных станциях.
И так отправляемся в путь.
Первая станция: «Лесная»
Слайд №1 ( Лес), слышно пение птиц.
Сейчас я вам покажу царство лесное.
Ребята, объясните, что такое лес?
( ответы детей)
Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы.
Лес – настоящие лёгкие нашей планеты: они помогают дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.
Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды , цветы, листья, ветки и корни – источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой – холод.
Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий. Сочетание лесных растений образуют пейзажи не повторимой красоты.
Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую дверь.
А вы знаете на что похож лес? Он похож на многоэтажный дом.
Лесные этажи – ярусы леса.
Первый ярус – почва со всеми населяющими её живыми организмами.
Второй ярус – травы, грибы, мхи.
Третий ярус – кустарники.
Четвёртый ярус – деревья.
( показ слайда№2)
Лес – это наше богатство! Здесь очень много деревьев.
( шум деревьев, слайд № 3).
Растения, особенно деревья, растут долго.
Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, о каких деревьях идёт речь?
Загадки:
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзки , не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
( ель)
Показ слайда№4
Ребята, а что вы знаете о красавице ёлки?
Из древесины изготавливают бумагу, мебель, муз.инструменты.
Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло.
( ива)
Показ слайда№5
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей –
Кабанов , волков , медведей.
( сосна )
Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.
Сосна применяется в кораблестроении, из сосны строят дома. Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки. Сосна дает нам душистую желтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство. В хвое сосны содержится много витаминов.
В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые.
Дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие,
Золотые, жаркие.
Слайд №6 ( клён)
Угощает снегирей?
Снег лежит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней.
( рябина)
Показ слайда№7
Косы зелёные
Платье белое.
( берёза)
Показ слайда №8
Ребята, послушайте какую грустную историю расскажет нам берёзка.
Сценка « Милосердие»
Автор : Утирая слёзы на лесной опушке
Плакала берёзка липоньке- подружке
Тихо у берёзки липонька спросила:
Липа: Отчего льёшь слёзы?
Отчего тосклива?
Берёза: Каждый год весною
Ходят ко мне люди…
Не польют водою,
А нещадно губят.
Веточки ломают
И режут берёзу
В банки собирают
Сок мой – мои слёзы.
Где найти защиту
От такой напасти?
Рвётся ретивое
У меня на части.
Автор: Но один мальчонка
Пожалел берёзку,
Видно его сердце
Не выносит слёзы.
Подошёл к берёзки,
Веточки поправил,
Привязал потуже,
Словно в гипс их вправил.
Радостно берёзке:
Прижилися ветки!
Если б все такими
Были наши детки!
Я надеюсь, ребята, что вы будите любить и беречь нашу родную природу и разумно пользоваться её дарами.
Лесов на Земле очень много, и каждый лес имеет своё название.
Давайте проверим знаете ли вы их.
( хвойный)
Лес, где много берёз, осин, рябины?
( лиственный)
Лес, где растут и хвойные и лиственные деревья?
( смешанный)
( тайга)
Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение « Посмотри мой милый друг»( Звучит песня Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»
«Посмотри мой милый друг»
Посмотри мой милый друг
Что находится вокруг
Небо светло- голубое
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса
Человек и время года
Это всё вокруг - ПРИРОДА.
А сейчас мы с вами поиграем .
Физкультминутка « Здравствуй лес»
Здравствуй лес, прекрасный лес
( Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!
( Повороты вправо – влево с вытянутыми руками)
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою.
( Руки подняты вверх. Выполнять покачивание направо – налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
( Дети всматриваются в даль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Всё открой, не утаи.
( Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои!
Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир!
Как удивительны и уникальны животные нашей планеты!
Ребята я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать.
Загадки о животных:
Зверёк – невеличка.
Мех теплый, как грелка
Кто же это?
( белка)
На овец готов напасть.
( волк )
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки ни одной. ( ёж)
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
( заяц )
Рыжая воровка,
Пушистый хвост – краса!
Кто это?
( лиса)
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
( Лось )
Молодцы!
В лесу живут братья наши меньшие:
Птицы. Среди них множество наших верных друзей.
Птицы - защитники лесов, полей, лугов.
Они охраняют леса, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых.
Давайте послушаем голоса птиц.
( дети слушают голоса птиц , и отгадывают )
Наше путешествие продолжается.
Следующая станция : « Луговая».
Есть прекрасное стихотворение.
« Луг»
Давай пройдёмся медленно по лугу.
И «Здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица.
И доброе лицо им показать.
( С. Вургун )
А вот , что такое луг, послушайте стихотворение, которое так и называется : « Что такое луг?».
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг,
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки не торопливые,
С мёдом сладким пчёлки
Песня перепёлки
Мяты аромат.
Лета нежный взгляд
И до белых мух с дудочкой пастух.
Хорошее стихотворение, правда?
Посмотрите на экран. Что вы видите? Правильно на экране изображён луг.
А чем он отличается от леса?
( ответы детей)
Луг – это покрытое травянистой растительностью открытое пространство. Обычно луга бывают около рек и заливаются во время половодья водой.
Это раздолье для трав. Здесь очень много света.
А знаете ли вы луговые цветы?
Сейчас мы проверим. Я буду задавать вопросы , а вы мне ответы будите приклеивать на ватман, где нарисован луг.
И так внимание вопрос:
Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,
Подрастёт нарядится,
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
( одуванчик )
На тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
( земляника )
Лечит ранки ног и рук.
Маленький, но сил в нем много.
Всем растёт он на подмогу.
( подорожник)
Он зовётся ….( Василёк)
Смотрит ласково на нас
( ромашка)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Название уму очень звонкое дали.
Но только звенеть он сумеет едва ли.
( колокольчик)
Луг – это не только травы и цветы, а ещё и насекомые – большие друзья цветов.
Теперь про них я буду загадывать загадки. А вы ответы будите приклеивать на наш луг.
Внимание вопрос:
Нет рогов , копыт , хвоста
Молока нам не даёт,
Под листочками живёт.
( божья коровка)
Полетала над цветами, полетала над полями,
Весело жужжала.
Набрала нектара,
И добычу понесла
Прямо в дом к себе… ( пчела)
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.
( бабочка)
Длинный тоненький живот
Над лугом летает,
Мошкару хватает.
( стрекоза)
Во фраке зелёном маэстро,
Взлетает над лугом в цвету
Он – гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
( кузнечик)
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый, а не крот.
( шмель)
Не перната, носик долгий, голос тонкий,
Кто её убьёт, человечью кровь прольёт.
( комар)
Молодцы!
Живут на лугу и птицы.
Это перепелка( перепел)( на экране показываю фото).
Она серого цвета и величиной всего 15 см.
Жаворонок( показ на экране фото).
Видите, какие разнообразные существа обитают на лугу.
Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.
Давайте беречь нашу природу и не допустим, чтобы она была в опасности.
Вашему вниманию я предлагаю сценку: «Жалобы природы»
Ландыш : « Мы росли на полянке в лесу, а пробежали девчонки, сорвали все цветы.
Я за берёзку спрятался, только так и остался жив.
Ромашка: « Тебе ещё повезло, а на нашем лугу мальчишки играли в футбол, так бегали, так резвились: всех моих сестричек помяли, поломали, а у меня и сейчас голова болит»
Жаба: «Сижу, слушаю вас, думаю, что вам повезло.
А вот мне? Сама знаю, что я не красавица, многие от меня шарахаются в сторону, а то ещё хуже камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Я выделяю пахучую жидкость, но никаких бородавок от нее не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Я не красивая, но польза людям от меня большая.
Сова: «Спорить с тобой не буду. Да только и меня люди не любят. Голос мой не нравится им, и глаза говорят не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы многим сидеть без хлеба. А вот умные люди меня ценят, символом мудрости называют».
Вот и скажите, дети , какая от нас польза? И очень вас просим: не губите, а берегите природу.
Почему жалуются жители планеты?
Какую пользу они приносят?
( ответы детей)
Ромашка - лекарственное растение.
Ландыш – исчезающее, лекарственное растение.
Живет около 21 года, на 7 году первый раз цветёт, цветоносы образуются раз в 2-3 года, за всю свою жизнь цветёт 2-3 раза.
Жаба – всю ночь ловит на участке насекомых.
Сова – спасает в год 1 тонну хлеба, т.к.поедает в год 1000 мышей, а каждая мышь съедает 1 кг хлеба.
Запомните ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в ней нет.
Некрасивые , а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело. Будьте к ним терпимы, уважайте и берегите их.
Они могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в Красную книгу.
( показываю Красную книгу) слайд- показ на экране « растения занесённые в Красную книгу.»
И так, снова в путь. Ребята , а без чего не может жить растения, животные и не одно существо на планете?
( ответы детей ).
Без тепла, без солнца, без воды.
Правильно! Следующая станция: « Речная».
Ребята , ¾ Земли, занимает вода. А если не было воды, не было бы растений, деревьев и всего живого на нашей планете Земля. « Нет воды , нет жизни на Земле».
(На экране фото водоёма – река )
И так, представьте, что вы находитесь на берегу водоёма. На что вы сразу обратите внимание? ( на растительность)
На низких берегах реки почва очень сырая, т.к.во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения – рогоз, камыш, тростник, осока.( фото на экране)
На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку. ( фото)
Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями.
( фото ).
Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?
( эти растения дают пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб )
Богат животный мир водоёмов.
Немало в наших водах различных жуков. Самый большой из них жук – плавунец. Длина его больше 3 см. ( фото)
По поверхности воды скользят клопы –водомеры. Эти насекомые очень проворны. ( фото )
Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. ( фото ), его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды. Он устраивает себе на дне под камнем и корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. ( фото ).
В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. (фото ) . Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру.
Постоянными обитателями рек являются рыбы: карась, щука, сом, карп.
Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц – уток, гусей, цапель. ( фото ).
Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом – бобра, нутрию, ондатру и выдру. ( фото )
Как и на суше, так и в воде жизнь организмов взаимосвязана.
Например, если уничтожить прибрежные деревья, кустарники, камыши, земля оголиться. Испарение воды начинает идти быстрее.
Водоёмы мелеют, некоторые совсем высыхают. В результате гибнут его обитатели. В связи с этим некоторые обитатели водоёмов на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу.(( Слайд) показ обитателей водоёмов, занесённых в Красную книгу). На них запрещена охота. Места их обитания взяты под защиту.
И последняя наша станция : «Экологическая»
Человек изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей.
Поэтесса И. Ступина. написала стихотворение « Моя планета»
Послушайте пожалуйста .
Моя планета – человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан!
Где вся природа поймана в капкан!
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»
За год в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн углекислого газа, истощается озоновый слой Земли, появляются озоновые дыры
Кислорода на Земле становится всё меньше, а выхлопных газов, заводов, фабрик, транспорта всё больше.
За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
Нефть нужна человеку. Но при авариях, нефть попадает в моря и океаны и уничтожает всё живое вокруг.
Послушайте стихотворение: « Океан».
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
чёрные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли , человек?
Помните ребята, что убивая природу, мы убиваем себя и своё будущее!
Внимание на экран.
(Слайд) береги природу.
Ребята, а что же можем сделать мы для того, чтобы спасти нашу планету, сохранить природу?
(На плакате правила поведения в лесу, знаки.)
Не ловить бабочек и стрекоз.
Нельзя разорять муравейники.
Не шумите в лесу, нельзя громко кричать, чтобы не напугать лесных жителей.
Не повреждайте кору деревьев.
Нельзя брать яйца из гнезд.
Не разводите костёр в лесу.
Не оставляйте мусор в лесу.
Не бей стекло в лесу.
Не забирай из леса домой животных.
Люди придумали очень много пословиц о важности бережного отношения к природе.
Ребята , а вы знаете такие пословицы?
Давайте вместе прочитаем их. ( на плакате ).
« Враг природе тот, кто её не бережёт»
«Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу»
« Птиц . зверей оберегай, - никогда не обижай»
«Лес – богатство и краса. Береги наши леса!»
Наше путешествие подходит к концу и я хочу вам прочесть стихотворение « Береги».
Взгляни на глобус – шар земной-
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
« Ты береги нас , береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
« Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
« Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!»
В тебя мы верим не солги,
«Ты береги нас, береги!»
Надеюсь, вы не забудете то, о чём мы сегодня говорили и будете настоящими друзьями и защитниками природы. Помните , что судьба планеты Земля в наших руках. Спасибо за внимание.