СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зеленая планета

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зеленая планета»











Открытое занятие : «Зелёная планета»







Воспитатель ГКОУМО «Непоседы» Челмайкина О.М.























Цель: Расширить представления детей о лесе, луге, реке.

Приблизить детей к природе и его обитателей.

Формировать у детей представления о взаимосвязи природы и человека, растений и животных.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и его обитателей.

Развивать творческие способности детей.

Задачи:

Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии.

Познакомить воспитанников с разнообразием растительного мира в лесу, ярусами леса.

Закрепить знания о типах лиса, правилах поведения в лесу.

Оборудование:

Музыкальный центр, монитор, плакаты, таблички с экологическими знаками, картинки с изображением: животных, деревьев, растений.

Прослушивание муз. композиций: музыка леса, пение птиц, звук воды.

Слайды с изображением природы (лес, луг ,река).

Костюмы:( ландыша, ромашки, жабы, совы, березы, липы)





Ход занятия:

Здравствуйте ребята!

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

« Есть одна планета- сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!»

Я.Аким.

( ответы детей)

Правильно о нашей планете – Земля. Земля – это дом человечества.

Надёжный и в тоже самое время очень хрупкий, Единственный во Вселенной! Человечество тысячи лет обживает свой дом. Но научилось ли оно по настоящему ценить и беречь его? Чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в путешествие по нашей планете.

Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в лесу, на лугу, на реке. Но сначала проверим , готовы ли вы к нему.

Что вы знаете о планете, на которой мы живём?

Наша планета имеет форму шара, диаметром около 12750 км.

Земля – единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Только на Земле растут растения, живут животные и человек.

А знаете ли вы?..

  • За какое время Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси?

( за 24 часа, т.е. за сутки)

  • За какое время Земля свершает полный оборот вокруг Солнца?

( за 365 дней, т.е.за год)

  • Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле?

( Солнце)

  • Как называется естественный спутник Земли?

( Луна)

  • Какую часть поверхности Земного шара занимает вода?

( три четверти)



Нашу планету Земля называют «Зелёной планетой».

Кто подарил ей зелёный наряд?

( ответы детей )

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. Высоко в горах и у самой воды.

Вижу ребята, что к путешествию по нашей планете вы готовы.

Во время путешествия мы с вами увидим много интересного о природе, растительном и животном мире и побываем на различных станциях.

И так отправляемся в путь.

Первая станция: «Лесная»

Слайд №1 ( Лес), слышно пение птиц.

Сейчас я вам покажу царство лесное.

Ребята, объясните, что такое лес?

( ответы детей)

Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы.

Лес – настоящие лёгкие нашей планеты: они помогают дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.

Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды , цветы, листья, ветки и корни – источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой – холод.

Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий. Сочетание лесных растений образуют пейзажи не повторимой красоты.

Входишь в лес – и как будто открываешь невидимую дверь.

А вы знаете на что похож лес? Он похож на многоэтажный дом.

Лесные этажи – ярусы леса.

Первый ярус – почва со всеми населяющими её живыми организмами.

Второй ярус – травы, грибы, мхи.

Третий ярус – кустарники.

Четвёртый ярус – деревья.

( показ слайда№2)

Лес – это наше богатство! Здесь очень много деревьев.

( шум деревьев, слайд № 3).

Растения, особенно деревья, растут долго.

Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, о каких деревьях идёт речь?



Загадки:

  • Прямо в небо рвутся ввысь

Ты внимательно всмотрись:

Не берёзки , не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки.

( ель)

Показ слайда№4

Ребята, а что вы знаете о красавице ёлки?

Из древесины изготавливают бумагу, мебель, муз.инструменты.

Хвоя ели богата витаминами. В лесах еловых много грибов и ягод.

  • Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

( ива)

Показ слайда№5

  • У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей –

Кабанов , волков , медведей.

( сосна )

Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.

Сосна применяется в кораблестроении, из сосны строят дома. Из древесины делают мебель, а также изящные скрипки. Сосна дает нам душистую желтую смолу, из которой на химических заводах вырабатывают лекарство. В хвое сосны содержится много витаминов.

В сосновом лесу растут самые ценные грибы: белые.

  • Осень тихая настанет.

Дивным дерево то станет:

Листья – звёзды яркие,

Золотые, жаркие.

Слайд №6 ( клён)

  • Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней.

( рябина)

Показ слайда№7

  • Стоит красавица

Косы зелёные

Платье белое.

( берёза)

Показ слайда №8



Ребята, послушайте какую грустную историю расскажет нам берёзка.

Сценка « Милосердие»



Автор : Утирая слёзы на лесной опушке

Плакала берёзка липоньке- подружке

Тихо у берёзки липонька спросила:

Липа: Отчего льёшь слёзы?

Отчего тосклива?

Берёза: Каждый год весною

Ходят ко мне люди…

Не польют водою,

А нещадно губят.

Веточки ломают

И режут берёзу

В банки собирают

Сок мой – мои слёзы.

Где найти защиту

От такой напасти?

Рвётся ретивое

У меня на части.

Автор: Но один мальчонка

Пожалел берёзку,

Видно его сердце

Не выносит слёзы.

Подошёл к берёзки,

Веточки поправил,

Привязал потуже,

Словно в гипс их вправил.

Радостно берёзке:

Прижилися ветки!

Если б все такими

Были наши детки!

Я надеюсь, ребята, что вы будите любить и беречь нашу родную природу и разумно пользоваться её дарами.

Лесов на Земле очень много, и каждый лес имеет своё название.

Давайте проверим знаете ли вы их.

  • Где растут только ели и сосны?

( хвойный)

  • Лес, где много берёз, осин, рябины?

( лиственный)

  • Лес, где растут и хвойные и лиственные деревья?

( смешанный)

  • Труднопроходимые хвойные леса?

( тайга)

Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение « Посмотри мой милый друг»( Звучит песня Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»



«Посмотри мой милый друг»



Посмотри мой милый друг

Что находится вокруг

Небо светло- голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Тучка в небе проплывает

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и роса

Человек и время года

Это всё вокруг - ПРИРОДА.

А сейчас мы с вами поиграем .

Физкультминутка « Здравствуй лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес

( Широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

( Повороты вправо – влево с вытянутыми руками)

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою.

( Руки подняты вверх. Выполнять покачивание направо – налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

( Дети всматриваются в даль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Всё открой, не утаи.

( Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – Мы свои!



Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир!

Как удивительны и уникальны животные нашей планеты!

Ребята я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать.



Загадки о животных:

  • На ветке не птичка

Зверёк – невеличка.

Мех теплый, как грелка

Кто же это?

( белка)

  • Он бежит оскалив пасть,

На овец готов напасть.

( волк )

  • Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной. ( ёж)

  • Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

( заяц )

  • Хитрая плутовка

Рыжая воровка,

Пушистый хвост – краса!

Кто это?

( лиса)

  • Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

( Лось )



Молодцы!

В лесу живут братья наши меньшие:

Птицы. Среди них множество наших верных друзей.

Птицы - защитники лесов, полей, лугов.

Они охраняют леса, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых.

Давайте послушаем голоса птиц.

( дети слушают голоса птиц , и отгадывают )

Наше путешествие продолжается.



Следующая станция : « Луговая».

Есть прекрасное стихотворение.

« Луг»



Давай пройдёмся медленно по лугу.

И «Здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться, не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица.

И доброе лицо им показать.

( С. Вургун )



А вот , что такое луг, послушайте стихотворение, которое так и называется : « Что такое луг?».

Что такое луг?

Ковёр травы вокруг,

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики,

Мотыльки игривые,

Жуки не торопливые,

С мёдом сладким пчёлки

Песня перепёлки

Мяты аромат.

Лета нежный взгляд

И до белых мух с дудочкой пастух.



Хорошее стихотворение, правда?

Посмотрите на экран. Что вы видите? Правильно на экране изображён луг.

А чем он отличается от леса?

( ответы детей)

Луг – это покрытое травянистой растительностью открытое пространство. Обычно луга бывают около рек и заливаются во время половодья водой.

Это раздолье для трав. Здесь очень много света.

А знаете ли вы луговые цветы?

Сейчас мы проверим. Я буду задавать вопросы , а вы мне ответы будите приклеивать на ватман, где нарисован луг.

И так внимание вопрос:

  • Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,

Подрастёт нарядится,

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

( одуванчик )

  • Я - капелька лета,

На тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

( земляника )

  • Путнику он верный друг –

Лечит ранки ног и рук.

Маленький, но сил в нем много.

Всем растёт он на подмогу.

( подорожник)

  • Синий маленький цветок

Он зовётся ….( Василёк)

  • Его яркий жёлтый глаз

Смотрит ласково на нас

( ромашка)

  • То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Название уму очень звонкое дали.

Но только звенеть он сумеет едва ли.

( колокольчик)

Луг – это не только травы и цветы, а ещё и насекомые – большие друзья цветов.

Теперь про них я буду загадывать загадки. А вы ответы будите приклеивать на наш луг.

Внимание вопрос:

  • Не мычит коровка та,

Нет рогов , копыт , хвоста

Молока нам не даёт,

Под листочками живёт.

( божья коровка)

  • Полетала над цветами, полетала над полями,

Весело жужжала.

Набрала нектара,

И добычу понесла

Прямо в дом к себе… ( пчела)

  • Шевелится у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

( бабочка)

  • Большеглазый самолёт.

Длинный тоненький живот

Над лугом летает,

Мошкару хватает.

( стрекоза)

  • Во фраке зелёном маэстро,

Взлетает над лугом в цвету

Он – гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

( кузнечик)

  • Кто нектар цветочный пьёт,

Полосатый, а не крот.

( шмель)

  • Летела птица не крылата,

Не перната, носик долгий, голос тонкий,

Кто её убьёт, человечью кровь прольёт.

( комар)

Молодцы!



Живут на лугу и птицы.

Это перепелка( перепел)( на экране показываю фото).

Она серого цвета и величиной всего 15 см.

Жаворонок( показ на экране фото).

Видите, какие разнообразные существа обитают на лугу.

Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.

Давайте беречь нашу природу и не допустим, чтобы она была в опасности.

Вашему вниманию я предлагаю сценку: «Жалобы природы»

Ландыш : « Мы росли на полянке в лесу, а пробежали девчонки, сорвали все цветы.

Я за берёзку спрятался, только так и остался жив.

Ромашка: « Тебе ещё повезло, а на нашем лугу мальчишки играли в футбол, так бегали, так резвились: всех моих сестричек помяли, поломали, а у меня и сейчас голова болит»

Жаба: «Сижу, слушаю вас, думаю, что вам повезло.

А вот мне? Сама знаю, что я не красавица, многие от меня шарахаются в сторону, а то ещё хуже камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Я выделяю пахучую жидкость, но никаких бородавок от нее не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Я не красивая, но польза людям от меня большая.

Сова: «Спорить с тобой не буду. Да только и меня люди не любят. Голос мой не нравится им, и глаза говорят не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы многим сидеть без хлеба. А вот умные люди меня ценят, символом мудрости называют».

Вот и скажите, дети , какая от нас польза? И очень вас просим: не губите, а берегите природу.

Почему жалуются жители планеты?

Какую пользу они приносят?

( ответы детей)

Ромашка - лекарственное растение.

Ландыш – исчезающее, лекарственное растение.

Живет около 21 года, на 7 году первый раз цветёт, цветоносы образуются раз в 2-3 года, за всю свою жизнь цветёт 2-3 раза.

Жаба – всю ночь ловит на участке насекомых.

Сова – спасает в год 1 тонну хлеба, т.к.поедает в год 1000 мышей, а каждая мышь съедает 1 кг хлеба.

Запомните ребята, что природа мудра. Мир устроен так, что ничего лишнего в ней нет.

Некрасивые , а иногда и внешне не очень приятные обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе своё важное дело. Будьте к ним терпимы, уважайте и берегите их.

Они могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в Красную книгу.

( показываю Красную книгу) слайд- показ на экране « растения занесённые в Красную книгу.»

И так, снова в путь. Ребята , а без чего не может жить растения, животные и не одно существо на планете?

( ответы детей ).

Без тепла, без солнца, без воды.

Правильно! Следующая станция: « Речная».

Ребята , ¾ Земли, занимает вода. А если не было воды, не было бы растений, деревьев и всего живого на нашей планете Земля. « Нет воды , нет жизни на Земле».

(На экране фото водоёма – река )

И так, представьте, что вы находитесь на берегу водоёма. На что вы сразу обратите внимание? ( на растительность)

На низких берегах реки почва очень сырая, т.к.во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения – рогоз, камыш, тростник, осока.( фото на экране)

На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку. ( фото)

Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями.

( фото ).

Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( эти растения дают пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб )

Богат животный мир водоёмов.

Немало в наших водах различных жуков. Самый большой из них жук – плавунец. Длина его больше 3 см. ( фото)

По поверхности воды скользят клопы –водомеры. Эти насекомые очень проворны. ( фото )

Из ракообразных животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. ( фото ), его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды. Он устраивает себе на дне под камнем и корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. ( фото ).

В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. (фото ) . Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру.

Постоянными обитателями рек являются рыбы: карась, щука, сом, карп.

Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц – уток, гусей, цапель. ( фото ).

Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом – бобра, нутрию, ондатру и выдру. ( фото )

Как и на суше, так и в воде жизнь организмов взаимосвязана.

Например, если уничтожить прибрежные деревья, кустарники, камыши, земля оголиться. Испарение воды начинает идти быстрее.

Водоёмы мелеют, некоторые совсем высыхают. В результате гибнут его обитатели. В связи с этим некоторые обитатели водоёмов на грани вымирания. Они занесены в Красную книгу.(( Слайд) показ обитателей водоёмов, занесённых в Красную книгу). На них запрещена охота. Места их обитания взяты под защиту.

И последняя наша станция : «Экологическая»

Человек изменил Землю. Он сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей.

Поэтесса И. Ступина. написала стихотворение « Моя планета»

Послушайте пожалуйста .

Моя планета – человечий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава – океан!

Где вся природа поймана в капкан!

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: « Больше не могу!»

За год в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн углекислого газа, истощается озоновый слой Земли, появляются озоновые дыры

Кислорода на Земле становится всё меньше, а выхлопных газов, заводов, фабрик, транспорта всё больше.

За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Нефть нужна человеку. Но при авариях, нефть попадает в моря и океаны и уничтожает всё живое вокруг.

Послушайте стихотворение: « Океан».

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине,
чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно «освоили» планету.

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные сотрёшь ли , человек?

Помните ребята, что убивая природу, мы убиваем себя и своё будущее!

Внимание на экран.

(Слайд) береги природу.

Ребята, а что же можем сделать мы для того, чтобы спасти нашу планету, сохранить природу?

(На плакате правила поведения в лесу, знаки.)

  • Не ловить бабочек и стрекоз.

  • Нельзя разорять муравейники.

  • Не шумите в лесу, нельзя громко кричать, чтобы не напугать лесных жителей.

  • Не повреждайте кору деревьев.

  • Нельзя брать яйца из гнезд.

  • Не разводите костёр в лесу.

  • Не оставляйте мусор в лесу.

  • Не бей стекло в лесу.

  • Не забирай из леса домой животных.

Люди придумали очень много пословиц о важности бережного отношения к природе.

Ребята , а вы знаете такие пословицы?

Давайте вместе прочитаем их. ( на плакате ).

  • « Враг природе тот, кто её не бережёт»

  • «Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу»

  • « Птиц . зверей оберегай, - никогда не обижай»

  • «Лес – богатство и краса. Береги наши леса!»



Наше путешествие подходит к концу и я хочу вам прочесть стихотворение « Береги».

Взгляни на глобус – шар земной-

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

« Ты береги нас , береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

« Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

« Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!»

В тебя мы верим не солги,

«Ты береги нас, береги!»

Надеюсь, вы не забудете то, о чём мы сегодня говорили и будете настоящими друзьями и защитниками природы. Помните , что судьба планеты Земля в наших руках. Спасибо за внимание.




































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!