Викторина «Земля-кормилица»

«На жатве. Лето» Художник А.Венецианов
Вступительное слово к викторине
В сознании русского народа Земля-кормилица всегда занимала особое место. Родные поля, родительский дом, родной очаг, родная земля… Народная молва говорит, что «человек просто врастает корнями в родную землю».
«В земле наша правда, в земле наши корни,
И силы в плечах — от лугов и полей.
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для неё не жалей.
Под небом, прозрачным и синим,
Земля — словно сон наяву».
Автор: Е Долматовский
Едва ли есть на свете что-то более святое, чем материнское чувство. Сын родной Земли, живущий-радующийся её дарам, русский народ-пахарь, преисполнен к Матери-сырой-Земле истинно сыновней любви, благодарности и почтительности.
Куда мы без Матушки-Земли? Мы просто не проживём без неё.
Викторина о Земле-кормилице состоит из 16 вопросов с ответами. На все вопросы викторины даны ответы.
1. Что такое Земля?
Ответ: 1). Земля – это планета Солнечной системы.
2). Земля – это суша в противоположность водному или воздушному пространству.
3). Земля – это почва, территория, на которой мы растим хлеб.
2. Как ещё принято называть Землю?
Ответ: «Мать-Земля»,
«Матушка-Земля»,
« Мать — сыра Земля»,
«Земля-кормилица».
3. Почему мы называем Землю матерью, кормилицей?
Ответ: Женскую сущность земли составляет ее способность родить. Например, Земля родит хлеб.
Мы стараемся никогда не обижать мать.
Точно также сокровенно и свято мы должны относиться и к нашей Земле — матушке-кормилице.
4. Как вы считаете, нужно ли Земле помогать и почему?
Ответ: «Земля – кормилица, она и сама есть-пить просит».
Если ее не удобрять, не заботиться о ней, не защищать её от водной, ветровой эрозии – тяжело ей придётся. Да и нам тоже. А на людскую заботу о себе Земля всегда ответит сторицей.
5. Какие помощники есть у Земли-кормилицы?
Ответ: Солнце,
Воздух,
Вода,
и конечно, люди.
6. Отгадайте загадки:
Загадка: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет, да растёт.
Ответ: дождь,
земля,
растения
Загадка: Не можем жить мы без него, хотя не видели его.
Ответ: воздух
Загадка: Что выше леса, краше света, без огня горит?
Ответ: солнце
7. Продолжите пословицу:
Больше землю удобряй — …(больше будет урожай)
Где пашет сошка — …(там хлеба крошка)
Где правильный учёт – там зерно не …(утечёт)
Землю вскачь не …(пашут)
Без хозяина земля – круглая …(сирота)
Земля не уродит – никто не …(наградит)
У пахаря рука черна, да хлеб…(бел)
8. Есть ли у Земли именины?
Ответ: Да, у Земли, которая воспринимается нами почти как живое существо, есть именины. Это Духов день. В этот день запрещается работать на земле, принято поздравлять ее с праздником. В этот день Земля отдыхает.
9. В какой былине рассказывается о трудовых подвигах крестьянина-труженика, созидателя?
Ответ: в былине о Вольге и Микуле Селяниновиче. Эта былина рассказывает о трудовых подвигах крестьянина-труженика, созидателя.
10. Кто такой Микула Селянинович?
Ответ: Микула Селянинович – это обобщённый образ крестьянина-землепащца.
11. Какие сказки о земле, о плодородии, об урожае вы знаете?
Ответ: «Золотые серпы» (Жил-был крестьянин Иван. Работал он усердно, да жил бедно…). «Житный дед» (Жил-был житный дед в поле. Сам с колосок, голова с колобок, зелёная борода в три аршина…). «Мужик и медведь» (Как-то подружились мужик да медведь. И решили вместе репу сеять. Как посеяли, стали рядить, кому что брать…)
12. Какие картины русских художников об урожае, земле вам знакомы?
Ответ: А. Венецианов «На пашне. Лето», А. Платов «Сенокос», «Жатва», И.Шишкин «Рожь», Б.Кустодиев «Жатва», П.Целебровский «Сеятель», Т. Яблонская «Хлеб»
13. Земля родит хлеб. А что такое хлеб?
Ответ: пищевой продукт, выпекаемый из муки. Один из самых основных продуктов питания.
14. Какие пословицы о хлебе вы знаете?
Ответ: «Хлеб – всему голова», «Какова земля, таков и хлеб», «Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит», «Хлеб да каша — пища наша», «Без хлеба сыт не будешь», «Без хлеба и медом сыт не будешь», «Голодной куме только хлеб на уме».
15. Как нужно относиться к хлебу?
Ответ: бережно, с уважением, экономно.
«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори».
16. Какие орудия труда и механизмы применяются при работе на земле?
Ответ: серп, соха, плуг, сеялка, косилка, борона, комбайн, трактор
Заключительное положение викторины:
Землю во все времена народ называл кормилицей. Давно, когда ещё люди не умели пахать и сеять, они довольствовались только тем, что Земля давала сама: ягоды, травы, коренья, орехи. Но на определённом этапе люди догадались, что можно сеять собранные зёрна, а осенью собирать урожай. И первые поля не заставили себя ждать: ячменные, пшеничные, ржаные. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь. Более щедрой стала наша Земля, большие урожаи начали собирать люди.
В заключении хочется привести слова Букера Талиафера Вашингтона, который сказал: «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму!»
Дополнительно о Земле-кормилице можно прочитать:
Стихи о Земле-кормилице можно прочитать и послушать здесь
Стихи к Международному дню Земли можно посмотреть здесь
Загадки о Земле-кормилице можно посмотреть здесь
С поговорками о Земле-кормилице можно ознакомиться здесь
Рассказ «Родная Земля – кормилица людей» можно прочитать здесь
Прочитать о празднике «Международный день Земли» можно здесь
Рубрика: Викторины Метки: викторины с ответами, земля, кормилица
КВН «Пословица- во всех делах помощница».
Цель: продолжать знакомить с пословицами и поговорками, учить составлять пословицы, выполнять текстовые задания, проводить игры и занимательные задания с пословицами, развивать память, мышление, речь; воспитывать гордость за красоту языка; дружелюбие.
Оборудование: карточки с заданиями, чёрный ящик, иголки, бутылка с водой, изображение глаза.
Ход мероприятия.
Ведущий.
Пословиц и поговорок у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи. С их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им, наш язык становится красочнее, ярче. А сами мы - немножечко мудрее.
Конкурс1. Расшифруйте пословицу.
В конкурсе участвует вся команда. Капитан команды получает текст с пословицей. Какая команда первой расшифрует пословицу, та и выигрывает.
**З Т**ДА НЕ *ЫТ*Щ*ШЬ И *ЫБ*У *З *Р*ДА.
Конкурс 2. Знатоки пословиц об учёбе и учебном труде.
В этом конкурсе участвуют по 2 участника от каждой команды. Они получают карточки с незаконченными текстами пословиц.
Задание: вставить в пословицу недостающее слово.
« Прежде, чем сказать, о сути слов……(подумай)
«Не удивляй одеждой, а удивляй……..(знаниями)
«Внимательно выслушаешь - многому ….(научишься)
«Не туда заплыл- поверни, не то сказал- ….(поправься)
«В умной беседе- ума набираться, а в глупой- свой…(потерять)
Конкурс 3. Пословицы и поговорки в сказках.
В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой команды.
Задание: закончить поговорки, которые используются в сказках.
« Сказка – ложь, да в ней намёк….( добрым молодцам урок)»
« Скоро сказка сказывается….(да не скоро дело делается)»
«Пойти туда- не знаю куда… (принести то, не знаю что)»
Конкурс 4. Числительные в пословицах.
В конкурсе участвуют по одному представителю от каждой команды.
Задание. Назовите пословицу с числительными. Например : « Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Конкурс 5.
В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от каждой команды. Они получают карточки с незаконченными текстами пословиц.
Задание: Как называют человека, которого описывают в этой пословице так
( поговорка записана на вашей карточке).
«Язык без костей, что хочет, то и лопочет» (Болтливый)
« Ел, да устал, спал, да намаялся» (Ленивый)
« Делает всё из рук вон плохо» ( Неумелый)
Конкурс 6 . «Чёрный ящик».
В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.
В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от каждой команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.
Задание: прочитав текст пословицы, выбрать предмет из чёрного ящика. Закончить пословицу и объяснить смысл пословицы.
«Сидеть как на …( иголках). (Беспокоиться, испытывать тревогу)
«Как рыба в …(воде). (Чувствовать себя непринуждённо, уверенно).
«Беречь как зеницу …(ока). (Очень старательно что-нибудь охранять).
Подведение итогов.
Вручение почётных знаков умников и умниц .
Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:
-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;
-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.
Оборудование:
-выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации;
-рулетка или диск со стрелкой
-на доске слова с закрытыми буквами.
Ведущий.
Сегодня нашу игру « Поле чудес» мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
-Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?
-Как найти в природе нужное растение?
-Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.
-Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?
Звучит фонограмма звуков леса. Выходят ученики и рассказывают:
1.Когда ты входишь в лес,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
2. Здесь белая фиалка высится стройна,
Здесь белая ромашка в зелени видна.
Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,
Синий колокольчик спит в тени берёз.
Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,
И играют звёзды ночью по волнам…
3.Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем без исключения
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведущий.
Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
Первый тур.
1.У кого одна нога, да и та без башмаков? Гриб.
2.Рос ребенок, не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём.
Кочан капусты.
3.Мой брат зовёт всех на уроки,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню Колокольчик
Представление первой тройки игроков…
….. крути барабан.
Ведущий.
В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. О каком растение идёт речь?
В слове 7 букв.
Р о м а ш к а
Ведущий.
Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит»
Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.
Рекламная пауза (концертный номер)
Второй тур.
Ведущий. Выбираем вторую тройку игроков.
1.Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети , птицы и медведи. Малина.
2.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают :
Шкуру тонкую сдирают. Липа
3.Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем,
Пчёл - нектаром от души. Иван – чай
Представление 2 тройки игроков.
…крути барабан.
Ведущий. Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая уползла, принесла раненой листок одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Какое это было растение?
В слове- 10 букв
Подорожник
Ведущий. Это растение можно встретить в сорных местах, на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам.
Рекламная пауза
Третий тур.
Ведущий. Выбираем 3 тройку игроков.
1.Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. Крапива.
2.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.
Одуванчик.
3.У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки-
Жёлтые глазочки Мать-и-мачеха
Представление третьей тройки игроков
Ведущий.
Это многолетнее растение, золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких , воспалительные процессы.
В слове -8 букв.
Зверобой
Ведущий.
Эту траву называют – травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье , будто черти, колдуны не страшны человеку , который постоянно носит с собой это растение А небольшой пучок этого растения , прикрепленный к двери или спрятанный на пороге , непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.
Игра со зрителями
Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.
Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно –ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.
В слове 8 букв.
Чистотел
Финал.
Представление финалистов.
Ведущий.
Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют…
В слове 5 букв
Лопух
Ведущий.
Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова- приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.
Супер игра.
Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей?
Чай.
Ведущий :
Тем, кто боится загара, следует перед выходом на солнце умываться этим напитком. Кто успел обгореть, пусть приложит к обожженным местам компресс из теплого чая.. Это снимает боль, снижает жар, освежает кожу. Я не зря завершила игру словом «чай». Есть такое выражение у русских: « Чай не пьешь-какая сила?»…Так говорили наши бабушки. Русский чай- это волнующий запах лугов, благоуханье трав, это вечная сила нашей земли. Травяные чаи бодрят, дарят людям энергию земли. Пользуйтесь этим богатством, которое преподнесла нам природа, и вы всегда будете здоровы и красивы.!
Земля наша щедра и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!
Награждение победителей.
В конце мероприятия можно организовать фиточай .
