СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земля - мой дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Земля мой дом" 2 класс, Тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Земля - мой дом"»


Согласована

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №196»

________

«____»_____2014г

Рассмотрена

На педагогическом совете

МБОУ « СОШ №196»

Протокол №___

от «____» ____2014г






Утверждена

Приказом №_____

от «____»_____2013 г

Директор МБОУ

« СОШ № 196»

______Третьякова Е.Н








ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Земля – наш дом»

2 «А» класс



Составила:

Полникова Татьяна Юрьевна





г. Новосибирск, 2014

Паспорт программы


Направленность:

эколого-биологическая


Тип программы:

модифицированная


Уровень освоения:

общеразвивающий


Срок реализации программы:

2 год


Возраст детей, на которых рассчитана программа:

8-9 лет


Программа разработана в:

2014 году


Утверждена на педагогическом совете:





Пояснительная записка


Направленность программы

Дополнительная программа «Земля–наш дом» имеет эколого-биологическую направленность.

Актуальность

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.



Педагогическая целесообразность

Программа «Земля–наш дом» позволяет в свободном общенииформировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Программа строится на основе принципов:-целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; -междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; -взаимосязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; -соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 67 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики

Целеполагание

Целью данной программы является:

Формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Задачи

Образовательные:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей

Развивающие:

  • Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового;

  • обучить работать индивидуально и  в группе; отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни;

  • воспитать чувство бережного отношения к природе.

Условия вхождения в программу

В кружке «Земля–наш дом» могут заниматься все желающие дети разных возрастов, начиная с 7 до 10 лет, согласно Сан.Пин/

В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 67 часов в год, 2часа в неделю.

Сроки реализации программы. Возраст обучающихся

Программа кружка «Земля–наш дом» рассчитана на 4 года обучения, для учащихся 1-4 классов (7-10 лет).

Обоснование выбора программы

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики.


Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 168 часов. В 1 классе – 33 часа, 2 класс – 67 часов, 3- 4 класс - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы»;

2-й год обучения – «Природа и мы. Экология моего дома»;

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов»;

4-й год обучения - «Познавательная экология».

Особенности содержания

Программа построена с учетом следующих принципов:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 7–10 лет;

  • личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

  • линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

  • деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и регулятивные

результаты освоения программы факультатива

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Земля – наш дом» по «Окружающему миру»

  • Способность обучающихся к саморазвитию;

  • Формирование уважительного отношения к экологии;

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

Метапредметными результатами изучения курса «Земля – наш дом» по «Окружающему миру»

Во 21-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий:

  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • Осознание целостности норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;

  • Сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать данную проблему .

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке/

Содержание программы

Законы экологии 5ч.

Знакомство детей с целями и задача­ми кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы, связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. Сравниваем предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. История названия моей улицы.


Живая природа 17ч.

Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев. Зачем деревья сбрасывают листву? Даётся представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке. «Выявление повреждений деревьев. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за  комнатными  растениями. Влияние солнца на жизнь Земли. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени, расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха;. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Представления де­тей о птицах как о группе животных перелет­ных птицах области. Приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц.

Неживая природа 18ч.

Гигие­на жилища.. Уход за ком­натными растениями. Уход за домашними живот­ными. Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. Даётся общее понятие погоды и клима­та. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязненный воздух. Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Грибы 6ч.

Знакомство с многообразием грибов, выделение группы съедобных и несъедобных грибов. Даётся представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Знакомство с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки, представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов, о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассматриваются свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Наша Земля 4ч.

Почему мы не замечаем движения Земли? Как происходит смена времён года. Какие бывают глобусы. Как Земля уместилась на листе бумаги? Познакомить детей с шестью материками.

Загадки природы 17ч.

Чем пауки похожи друг на друга? Кто такие рептилии? Как выглядел первый человек? Родина первых людей. Нахождение интересных фактов об обычаях разных народов. Знакомство с атомами, молекулами. От чего зависит цвет звезды? Какие бывают звёзды, различные фазы луны. Находим интересные сведения о загадочных местах на нашей планете.


Универсальные учебные действия:

  • - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


  • Интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам;

  • приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе;

  • приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • развитие ценностных отношений школьника к родной природе;

  • учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по интересующим вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Тематическое планирование (приложение)


Прогнозируемый результат

Ожидаемые результаты

В результате работы по программе «Земля – мой дом», ребята должны знать:

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • человек существо природное и социальное;

  • разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • различия съедобных и несъедобных грибов;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

должны уметь:

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Показатели в личностной сфере ребенка:

  • - интерес к познанию мира природы;

  • - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

  • Результативность.

  • Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Земля – мой дом» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся. В течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Методическое сопровождение программы

Материально- техническое оснащение.

Условия реализации программы.

1.Кабинет, проветриваемый и хорошо освещённый

2.Учебные столы – 15шт

3. Стол и стул для педагога

4.Мультимедийный проектор

5.Компьютер

6.Принтер

7.Ксерокс

6.Обучающие компьютерные программы

Формы обучения:

  • беседы;

  • тестирование;

  • компьютерные игры;

  • мультимедийные презентации;

  • игровые программы;

  • участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выступлениях, викторинах и др.

Литература

Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2013.

2.  Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra, 2011

3.  Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

4.  Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

5.  Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

6.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

7.  Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 1996.

8.  Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

9.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.