| Согласована Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ №196» ________ «____»_____2014г | Рассмотрена На педагогическом совете МБОУ « СОШ №196» Протокол №___ от «____» ____2014г
| Утверждена Приказом №_____ от «____»_____2013 г Директор МБОУ « СОШ № 196» ______Третьякова Е.Н
|
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Земля – наш дом»
2 «А» класс
Составила:
Полникова Татьяна Юрьевна
г. Новосибирск, 2014
Паспорт программы
Направленность: | эколого-биологическая | |
Тип программы: | модифицированная | |
Уровень освоения: | общеразвивающий | |
Срок реализации программы: | 2 год | |
Возраст детей, на которых рассчитана программа: | 8-9 лет | |
Программа разработана в: | 2014 году | |
Утверждена на педагогическом совете: | | |
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная программа «Земля–наш дом» имеет эколого-биологическую направленность.
Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Педагогическая целесообразность
Программа «Земля–наш дом» позволяет в свободном общенииформировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Программа строится на основе принципов:-целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; -междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; -взаимосязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; -соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 67 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики
Целеполагание
Целью данной программы является:
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи
Образовательные:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей
Развивающие:
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового;
обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.
-
Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
воспитать чувство бережного отношения к природе.
Условия вхождения в программу
В кружке «Земля–наш дом» могут заниматься все желающие дети разных возрастов, начиная с 7 до 10 лет, согласно Сан.Пин/
В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 67 часов в год, 2часа в неделю.
Сроки реализации программы. Возраст обучающихся
Программа кружка «Земля–наш дом» рассчитана на 4 года обучения, для учащихся 1-4 классов (7-10 лет).
Обоснование выбора программы
Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики.
Место программы в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 168 часов. В 1 классе – 33 часа, 2 класс – 67 часов, 3- 4 класс - 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы»;
2-й год обучения – «Природа и мы. Экология моего дома»;
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»;
4-й год обучения - «Познавательная экология».
Особенности содержания
Программа построена с учетом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 7–10 лет;
личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Личностные, метапредметные и регулятивные
результаты освоения программы факультатива
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Земля – наш дом» по «Окружающему миру»
Способность обучающихся к саморазвитию;
Формирование уважительного отношения к экологии;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
Метапредметными результатами изучения курса «Земля – наш дом» по «Окружающему миру»
Во 21-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
Осознание целостности норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
Сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать данную проблему .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке/
Содержание программы
Законы экологии 5ч.
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров. Сравниваем предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. История названия моей улицы.
Живая природа 17ч.
Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев. Зачем деревья сбрасывают листву? Даётся представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке. «Выявление повреждений деревьев. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Влияние солнца на жизнь Земли. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени, расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха;. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Представления детей о птицах как о группе животных перелетных птицах области. Приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц.
Неживая природа 18ч.
Гигиена жилища.. Уход за комнатными растениями. Уход за домашними животными. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. Даётся общее понятие погоды и климата. Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязненный воздух. Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Грибы 6ч.
Знакомство с многообразием грибов, выделение группы съедобных и несъедобных грибов. Даётся представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Знакомство с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки, представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов, о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассматриваются свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.
Наша Земля 4ч.
Почему мы не замечаем движения Земли? Как происходит смена времён года. Какие бывают глобусы. Как Земля уместилась на листе бумаги? Познакомить детей с шестью материками.
Загадки природы 17ч.
Чем пауки похожи друг на друга? Кто такие рептилии? Как выглядел первый человек? Родина первых людей. Нахождение интересных фактов об обычаях разных народов. Знакомство с атомами, молекулами. От чего зависит цвет звезды? Какие бывают звёзды, различные фазы луны. Находим интересные сведения о загадочных местах на нашей планете.
Универсальные учебные действия:
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Интерес учащихся к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам;
приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе;
приобретение учащимися знаний об экологическом движении, об основах разработки творческих проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
развитие ценностных отношений школьника к родной природе;
учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по интересующим вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Тематическое планирование (приложение)
Прогнозируемый результат
Ожидаемые результаты
В результате работы по программе «Земля – мой дом», ребята должны знать:
какую пользу приносят представители животного мира;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
человек существо природное и социальное;
разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
заботиться о здоровом образе жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Земля – мой дом» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся. В течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Методическое сопровождение программы
Материально- техническое оснащение.
Условия реализации программы.
1.Кабинет, проветриваемый и хорошо освещённый
2.Учебные столы – 15шт
3. Стол и стул для педагога
4.Мультимедийный проектор
5.Компьютер
6.Принтер
7.Ксерокс
6.Обучающие компьютерные программы
Формы обучения:
игровые программы;
участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выступлениях, викторинах и др.
Литература
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2013.
2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra, 2011
3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
8. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
9. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.